- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса «Вначале было слово»
Программа элективного курса «Вначале было слово»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савидова В.В. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(9 КЛАСС)
«В Н А Ч А Л Е Б Ы Л О С Л О В О»
АВТОР: Савидова В. В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Аромашевская СОШ
им. В. Д. Кармацкого»
Аромашево
ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Вначале было слово»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов.
Цель данного курса - сориентировать учащихся на выбор профиля в старших классах.
Задачи курса: расширить знания учащихся о существующих языковых группах; представить учащимся более подробную информацию об истории происхождения языков; установить степень родства между языками; проследить за «приключениями» языков сквозь время и пространство.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения языкознания и может быть рекомендован учащимся разных профилей, т. к. изучение проблем истории происхождения языков обнаруживает общие точки соприкосновения с другими дисциплинами (историей, географией, иностранными языками, эстетикой, мировой художественной культурой).
Работа рассчитана на 14 часов.
Программа курса основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских). Итоги работы в целом будут представлены на итоговой научной конференции, посвящённой проблемам происхождения и развития языков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Введение. Путешествие в страну языков.
Введение. Путешествие в страну языков. Язык как важнейшее средство культурной и национальной самоидентификации. Язык-прародитель, его распространение.
ТЕМА 2. Исчезнувшие голоса.
Исчезнувшие голоса. Родина языков. Разделение языков. Миграция на запад.
Практикум:
-
Языковая семья: составление генеалогического древа.
-
Составление карты «распределения» языков.
ТЕМА 3. Дальние родственники европейских языков.
Дальние родственники европейских языков. Индийские языки. Иранская группа языков. Цыганский - язык кочевников.
Практикум:
-
Знакомство с дополнительной литературой - учебниками по эстетике, культурологии, МХК.
-
Подготовка сообщений о священных книгах Индии - Ведах, о Заратустре.
-
Составление проверочных тестов.
ТЕМА 4. Греческий язык: от атома к космосу.
Греческий язык: от атома к космосу. Роль греческого языка в семье современных европейских языков. Греческий алфавит. Современный греческий язык.
Практикум:
-
Работа с картой «Великая Греция».
-
Работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой: греческие слова и отдельные их части в русском языке.
-
Властители пантеона - боги Греции и их вмешательство в судьбы человечества (подготовка сообщений).
-
Знакомство с греческим алфавитом.
ТЕМА 5. Языки романской группы.
Языки романской группы. Два латинских языка. Французский язык: изысканный потомок латинского языка. Итальянский язык: многообразие диалектов. Испанский язык: язык конкистадоров.
Практикум:
-
Работа с картой.
-
Алфавит для всего мира - знакомство с латинским алфавитом.
-
Индивидуальная работа: сообщение «Французский язык за пределами Франции».
-
Язык и музыка - знакомство с музыкальными терминами на примере музыкальных произведений.
-
Создание заметок в рубрику «В мире интересного».
ТЕМА 6. Голоса Севера: германская группа языков.
Голоса Севера: германская группа языков. Скандинавские языки. Немецкий язык. Английский язык: язык универсального общения.
Практикум:
-
Работа с картой.
-
Индивидуальная работа: сообщение об Иоганне Гуттенберге.
-
Исследовательская работа: английский язык в Англии и в Австралии.
ТЕМА 7. Славянские языки.
Славянские языки. Западнославянские, южнославянские, восточнославянские языки. Кириллический алфавит.
Практикум:
-
Работа с картой.
-
Индивидуальная работа и работа в группах: сообщения об изменениях в славянских языках.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Научная конференция «Путешествие в страну языков».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Форма занятия
Виды деятельности
Кол-во часов
Лекция
Практикум
1.
Введение.
Путешествие в страну языков.
Лекция.
Знакомство с предметом изучения.
1 час
-
2.
Исчезнувшие голоса.
Лекция.
Практическая работа
Составление генеалогического древа; составление карты «распределения» языков; работа в группах.
1 час
1 час
3.
Дальние родственники европейских языков.
Лекция. Самостоятельная работа с дополнительной литературой.
Знакомство с дополнительной литературой по теме; подбор необходимого материала к заданиям; подготовка сообщений; составление тестов.
1 час
1 час
4.
Греческий язык: от атома к космосу.
Лекция.
Практическая работа.
Работа с картой; работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой; анализ и обработка отобранного материала.
1 час
1 час
5.
Языки романской группы.
Лекция.
Практическая работа.
Индивидуальная работа по карточкам; тестирование; работа с картой; исследовательская работа; создание заметок.
1 час
1 час
6.
Голоса Севера: германская группа языков.
Лекция.
Практическая работа.
Исследовательская работа в группах; «путешествие» по карте; индивидуальная работа; подбор материала для сообщений.
1 час
1 час
7.
Славянские языки.
Лекция.
Практическая работа.
Отбор материала по теме; составление карты; изучение дополнительной литературы.
1 час
1 час
8.
Научная конференция «Путешествие в страну языков»
1 час
Итого:
14 часов
ЛИТЕРАТУРА
-
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М.: Интербук, 1990. - 301 с.
-
Пасхалов А. П. Удивительная этимология. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. - 176 с.
-
Стивенсон В. Вначале было слово. М.: ООО «Мир книги», 2002. - 208 с.
-
Страны мира: Энциклопедический справочник. - Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.