Обобщающий урок по теме Морфемика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель МБОУ «Гуменская СОШ» Ходукина Надежда Сергеевна

Урок в 5 классе

«Обобщение и систематизация по теме «Морфемика»

Цели:

Образовательная: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.

Развивающая: развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка у ребенка; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Воспитательная: воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи; внимание, самодисциплину; умение работать в паре, группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.

Оборудование:- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

сигнальные карточки.

Форма урока: урок-путешествие

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

« Тот, кто хорошо хочет владеть родным

языком. Должен больше внимания

уделять незаметным труженикам языка-

морфемам. Это они делают язык

языком.»

Щерба Лев Владимирович

Если знаешь части слова, то напишешь их толково.

Ход урока.

  1. Организационный момент.Целеполагание.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те,

Кто готов работать сегодня с полной отдачей.

Меня зовут Надежда Сергеевна. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено. Щерба Лев Владимирович говорил:

« Тот, кто хорошо хочет владеть родным языком. Должен больше внимания уделять незаметным труженикам языка - морфемам. Это они делают язык языком.»

Сегодня мы с вами проведём урок повторения, но не обычный, а урок-путешествие.

А теперь берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, классная работа.

Однако двигаться дальше по пути изучения русского языка мы не сможем, пока не выясним, насколько хорошо вы усвоили материал по разделу, который изучали, чему научились практически.

Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока, правильно:«Систематизация и обобщение по теме «Морфемика» Слайд 1.

-Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели сегодняшнего урока, используя глаголы осмыслить, повторить, вспомнить, закрепить, обобщать, отработать. Слайд 2.

Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить, нужно работать на уроке очень организованно, вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе.

-Прочитайте эпиграф к уроку: Слайд № 3

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»

Вы согласны с этими словами?

-Все на свете из чего-нибудь состоит: лес - из деревьев, дома - из кирпичей или бревен, а предложения - из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала» - «кирпичиков» - морфем. И наша цель на уроке - подробно исследовать те самые «кирпичики» - морфемы, из которых построено слово.


2. Актуализация опорных знаний.

а) Теоретическая разминка.

Что такое морфемика?

Что такое морфема?

Какие вы знаете морфемы?

Какие морфемы входят в основу?

I. Устный диктант с сигнальными карточками«Приставка, корень, суффикс, окончание, основа».

Определите, о каких морфемах идет речь. Покажите соответствующую карточку.

  1. Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов (корень)

  2. Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)

  3. Эта морфемаобразует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании (окончание)

  4. Это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс)

  5. Эта морфема не входит в основу слова (окончание)

  6. Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушки, бабушка, дедушка? (суффикс)

  7. Какая часть слова является общей в словах: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (корень)

  8. Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить? (приставкой)

  9. Какой частью слова различаются слова: дубок, лесок, медок, теремок? (корнем)

б) Практическая разминка.

II.Морфемная пятиминутка.

Порядок разбора Слайд № 4.

«Разбор слова по составу» на местах и у доски по карточкам.

1в. Уловка, чёрненький, отморозили.
2в. Снежок, беленький, высадила.

Задание: выбрать по одному слову из столбика и разобрать по составу (у доски работает 3 ученика).

Слова для разбора по составу

Существительные

Прилагательные

Глагол

Сложение

бесшумный

вырастаю

Предложение

бесконечная

подрастёшь

Прилагательное

беззвучное

выросла

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнен разбор, опираясь на образец, записанный мною на доске. Посмотрите, сколько слов вы разобрали без ошибок, и поставьте себе такое же количество баллов в строке «Разбор слова по составу».

Путешествие в страну «Морфемика».

Можем отправляться в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают новые испытания. А вот и первая остановка - «Столица Корень»
Корень слова - главная, значимая часть,

Родственные связи Корню дарит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова
.

Слайд № 8

Записать слово, которое лишнее.

Проблемный вопрос: почему не все слова однокоренные?

-Мы можем продолжить наше путешествие. А вот и вторая остановка -

«Приставочная гора»
У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - Приставка.

А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним

Подобрать однокоренные слова с помощью приставок Слайд № 9
-Вы справились с заданием, мы можем продолжить путешествие.
Следующая остановка - «Суффиксальное поле»

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес - в лесника, а печь - всего лишь в печку.

Слово учителя.

Наверное, ни одна морфема не имеет столько значений, как суффикс. Суффиксы могут быть ласковыми, карликами и великанами, а ещё суффиксы большие труженики.

Задание «Такие разные суффиксы» (групповая работа). Слайд № 10

Группа I: слова с «ласковыми» суффиксами.

Группа II: слова с суффиксами - «карликами».

Группа III: слова с суффиксами - «профессиями».

Группа IV: слова с суффиксами - «великанами».

Большущий, домик, доченька, реченька, котище, грибок, учитель, сварщик, мамочка, котёнок, писательница, ручища, домище, ручка, печатник, сладенький.



Слайд № 11

(Дети слова записывают в тетрадь)
Задание: образуйте слова, используя данные морфемы. Слайд № 12

(Дети слова записывают в тетрадь)- ставят себе оценки в карты.

1. Распределительный диктант. (Работа в парах) Слайд № 13,14,15

Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.

С падежным

окончанием

С нулевым

окончанием

Без окончания

(неизменяемые

слова)

1ряд

2 ряд

3 ряд

Кто закончил, составьте предложения с любыми словами.

Что вы знаете о шиповнике?

Проблемный вопрос?

Проблемный вопрос: Слайд № 16
Как вы думаете, зачем мы изучаем морфемы и морфемику? (дети высказывают свое мнение)
- Я согласна с вами. Более двух третьих орфографических правил опирается на умение анализировать слово по составу, выделять морфемы, т.е. морфемика помогает научиться правильно писать. Вот сейчас мы и закрепим наши знания на практике.

Физминутка.

В корне ЛАГ - пишем А ( поднимаем руки вверх шалашиком)

Получается АГА

Перед Ж пишем О - ( чертим руками круг)

Это знаем мы давно

О напишем в корне РОС:

Вырос, перерос, подрос ( встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)

Перед СТ и Щ всегда.

Напишем только букву А ( поднимаем руки вверх шалашиком)

Какие мы знаем корни с чередующимися гласными?

Когда в корне после шипящих пишется о, а когда е, а в суффиксах и окончаниях?

Игра «Покажи движением и мимикой».

Ё - показываем щёчки, О -делаем круглые глазки.

Шорох, жёлудь, жёлтый, чёлка, шов, щётка, решётка, шорох.

IV. Тест "Орфография"

1.Буква о в корне пишется в слове:

а) ш:лковый

б) ж:лудь

в) ш:в

г) ш:пот

2. Буква о в корне пишется в слове:

а) р:сти

б) подр:сла

в) выр:сти

г) р:стение

3. Буква ё в корне пишется в слове:

а) крыж:вник

б) ш:колад

в) капюш:н

г) щ:тка

4. Букваа в корне пишется в слове:

а) предл:гать

б) сл:жение

в) предпол:жение

г) прил:жение

Ответы: 1. в 2. б 3. г 4. а

Итог: какие орфограммы мы с вами повторили? ( о-а в корнях лож-лаг,рос-раст(ращ);

О-ё после щипящих в корне слов; суффиксе и окончании)

Все ли орфограммы мы повторили?

Нет, совсем забыли о приставках!

Расскажите правило написания орфограммы « Правописание приставок на з и с»

Игра «Просигналь!»

Сигнальные карточки: буква з-с.
- Кто ошибся - объясняет правописание приставок.
Безвредный, безвкусный, вскрикнуть, взглянуть, искоса, изгиб, чрезмерный, бесхарактерный, размер, рассмешить, испортить.

Итог урока.

Что мы с вами знаем?

Что умеем?

Какие орфограммы повторили?

Если вы все поняли ,поднимите красные карточки, если поняли не все, то желтые, если ничего не поняли - то белые.

Поставьте себе оценки в дневник сами.

Домашнее задание: ответить на контрольные вопросы и задания.

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки

Всегда!

В добрый час!

Спасибо вам за работу, вы молодцы!











Диагностическая карта

I.Устный диктант

  1. , 2- , 3- , 4- , 5- , 6- , 7- , 8- , 9- .

II. «Разбор слова по составу»

III. « Составьте из данных частей слова»

IV. Тест "Орфография"

  1. , 2- , 3- , 4- .

V. Распределительныйдиктант













- Прочитайте текст.

Шиповник в 16 - 17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные

меха. В шиповнике витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в черной смородине. Витамин С полезен при простудных заболеваниях.

- Определите стиль текста.

IV. Тест "Орфография"

1.Буква о в корне пишется в слове:

а) ш:лковый

б) ж:лудь

в) ш:в

г) ш:пот

2. Буква о в корне пишется в слове:

а) р:сти

б) подр:сла

в) выр:сти

г) р:стение

3. Буква ё в корне пишется в слове:

а) крыж:вник

б) ш:колад

в) капюш:н

г) щ:тка

4. Букваа в корне пишется в слове:

а) предл:гать

б) сл:жение

в) предпол:жение

г) прил:жение



© 2010-2022