- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Наивный способ выкрутиться из затруднительного положения
Наивный способ выкрутиться из затруднительного положения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сурменелян М.Э. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Уж очень хочется, чтобы мои студенты могли свободно, раскованно, глядя прямо в глаза, выразить свое мнение. Уж очень хочется оказаться где-нибудь внутри фильма "Доживем до понедельника" И уж точно не хочется быть похожей на тамошнюю учительницу литературы, которая заявила что-то вроде: "А Баратынский не входит в школьную программу"
Но свободные и раскованные дети - это мечта провинциального преподавателя, зачастую совершенно недостижимая. Почему так? Дети приходят после девятого класса, не умея читать, с явными признаками отсутствия фонематического и прочего слуха, с затравленным умоляющим взглядом, как будто говорящим:"Пожалуйста, не спрашивайте меня, я хороший" Сколько сил приходится тратить, чтобы расшевелить их и убедить в том, что я их друг.
Я много думала о том, что мне сделать, чтобы был реальный результат, не для отчета и не для качества, а просто для детей. Иной раз смотришь в глаза студенту и понимаешь: ему есть, что сказать, да сказать не может,
И вот как-то я пришла к такой наивной, но провокационной форме. Где-то на этапе второго семестра, когда я научила моих деток с грехом пополам отличать тему от идеи и метафору от эпитета(!), я начинаю такою работу. После объяснения и обсуждения темы провожу блиц-опрос. Например, начинаю свой вопрос со слов: я настаиваю, что... И при этом говорю что-то совершенно несуразное, вызывающее явное отторжение у студентов, например, если совсем упростить, что-то вроде "Элен Курагина прекрасная жена" Ответ они должны начинать со слов "не могу согласиться" или не могу не согласиться, так как..." Дело в том, что современные школьники в большинстве своем знают только один союз -то что, который заменяет буквально все: и потому что, и поэтому, и тогда, и так как, словом, все остальные союзы. Студенту помогает грамотно сформулировать ответ именно мой вопрос, потому что необходимая лексика уже мною произнесена. На базе вопроса гораздо легче сформулировать ответ. Но если учитель задает провокационный вопрос, то есть создает проблемную ситуацию, то это может вызвать настоящий спор, в который незаметно втягиваются все. И вот у меня получается то, о чем я мечтала - диалог.
Я помню довольно яркое обсуждение стихотворения А. А. Ахматовой "Молитва". После анализа стихотворения, когда мы определились, что в нем раскрывается тема любви к родине, готовности пожертвовать всем во имя ее благополучия, высказываю тезис: я настаиваю на том, что мать не имеет права распоряжаться жизнью своего ребенка даже во имя родины. Студенты сразу включились в спор, потому что тема задела за живое, и пришли к выводу: нехорошо как-то она высказывается. Затем я говорю: а с другой стороны, представьте, что в 41 году все матери Советского Союза отказались жертвовать своими детьми ради родины. К чему бы это привело? И спор возобновляется с новой силой. Важно поставить студента в тупик и понаблюдать, как он будет выпутываться.
Да, это просто, но действенно. Конечно, интерактивные доски, наглядные пособия, плакаты и стенды очень нужны. Но слово учителя важнее всего, поскольку происходит живой контакт. Как говорят психологи, мое личное пространство взаимодействует с личным пространством студентов. Ведь в 21 веке по-прежнему "самая большая роскошь - это общение"