Элективный курс по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа элективного курса по русскому языку «Абсолютно грамотно» разработана на основе программы элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку. 9 класс», автор О.С. Воробьёва. Составлена программа в связи с тем, что в 2014-2015 учебном году произошли изменения в структуре КИМов ОГЭ по русскому языку: задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений, добавлены два альтернативных задания (15.2, 15.3), а также удалены: задание А2 (определение лексического значения слова), А4 (задания по фонетике), А5 (правописание корней). В связи с этим возникла необходимость в изменении частей 2 и 3 программы элективного курса. Помимо этого части 2 и 3 были поменяны местами в соответствии с КИМами ОГЭ по русскому языку.

Цель курса: обеспечить подготовку учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Задачи курса:

  • формировать навыки и умения ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из множества правил соответствующее конкретному правописанию;

  • обучать созданию текста (тип речи - рассуждение) с учётом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчинённости коммуникативной задаче и т.п.;

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы со справочной литературой;

  • формировать навыки исследовательской работы;

  • учить самоанализу, применению знаний в практической деятельности.

Общая характеристика элективного курса.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9-м классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9-х классов. Выполняя задания, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают задания 1-14, но и уровень компетентности.

Наша задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетенции учителя русского языка и литературы, и найти адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приёмы подготовки к экзамену оказались неэффективными.

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность - залог успешности человека.

Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения учащимися трудных вопросов орфографии. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.

Кроме того элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.


Место элективного курса «Абсолютно грамотно» в учебном плане МБОУ ООШ 32.

Курс составляет 35 часов в год, но так как базисный план МБОУ ООШ 32 рассчитан на 34 рабочие недели, то на элективный курс «Абсолютно грамотно» выделено 34 часа в год (1 раз в неделю). Курс состоит из трёх частей: 1-я часть «Сжатое изложение. Задание 1», 2-я часть «Тестовые задания 2-14», 3-я часть «Сочинение-рассуждение. Задание 15». Разбивка курса по частям соответствует расположению заданий в КИМах ОГЭ по русскому языку.

п/п


Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая

программа

1.

Введение.

2

2

2.

Часть №1. «Сжатое изложение. Задание 1».

5

5

3.

Часть №2. «Тестовые задания 2-14».

17

12

4.

Часть №3. «Сочинение-рассуждение. Задание 15».

11

15


Итого:

35

34



Содержание элективного курса «Абсолютно грамотно».

  1. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.

Количество и вид заданий. Ознакомление с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

  1. Ознакомление с критериями оценивания заданий с развёрнутым ответом.

Требования к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

  1. Задание 1. Сжатое изложение.

Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

  1. Задание 1. Сжатое изложение.

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста. Отработка приёма «Исключение».

  1. Задание 1. Сжатое изложение.

Приёмы сжатия текста. Отработка приёма «Обобщение».

  1. Задание 1. Сжатое изложение.

Приёмы сжатия текста. Отработка приёма «Упрощение».

  1. Задание 1. Выбор приёмов сжатия.

Написание изложения.

  1. Понимание текста. Задание 2.

Работа с текстами разных стилей. Понятие стиля и типа речи.

  1. Выразительные средства. Задание 3.

Тропы и фигуры речи. Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение.

  1. Правописание приставок. Задание 4.

Правописание приставок пре- и при- ; приставок на звонкие и глухие согласные; неизменяемых на письме.

  1. Правописание суффиксов. Задание 5.

Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий.

  1. Синонимы. Задание 6.

Понятие синонимии. Нейтральные синонимы.

  1. Словосочетание. Задание 7.

Понятие словосочетания. Виды словосочетаний. Типы связи в словосочетании. Согласование. Управление. Примыкание.

  1. Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11.

Понятие грамматической основы. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого.


  1. Предложения с обособленными членами. Задание 9.

Понятие обособления. Обособление определений, обстоятельств, приложений.

  1. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Задание 10.

Знаки препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.

  1. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Задание 12.

Понятие СПП. Средства подчинения. Типы придаточных. Пунктуация в СПП.

  1. Сложные предложения с различными видами связи. Задание 13.

Виды связи в СПП. Однородное подчинение, параллельное подчинение, смешанное подчинение.

  1. Сложные бессоюзные предложения. Задание 14.

Понятие БСП. Знаки препинания в БСП.

  1. Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему.

Критерии оценивания задания 15.1. структура сочинения на лингвистическую тему.

  1. Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.

Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.

  1. Задание 15.1. Учимся аргументировать.

Понятие аргументов. Виды аргументов.

  1. Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Варианты выводов в сочинении.

  1. Задания 15.2., 15.3. сочинение-рассуждение по тексту.

Критерии оценивания заданий 15.2., 15.3. структура сочинения-рассуждения по тексту.

  1. Задание 15.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Примеры тезисов сочинения.

  1. Задание 15.2. Учимся аргументировать.

Виды аргументов.

  1. Задание 15.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Варианты выводов в сочинении.


  1. Задание 15.3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Примеры тезисов сочинения.

  1. Задание 15.3. Учимся аргументировать.

Виды аргументов.

  1. Задание 15.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Варианты выводов в сочинении.

  1. Фактические ошибки.

Виды фактических ошибок.

  1. Речевые ошибки.

Виды речевых ошибок.

  1. Грамматические ошибки.

Виды грамматических ошибок.

  1. Диагностическая работа в форме ОГЭ.

Тематическое планирование элективного курса «Абсолютно грамотно».

9-й класс.

(34 часа)

№ п/п

Тема

Форма проведения

Вид деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов

2

Ознакомление с критериями оценивания заданий с развёрнутым ответом.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах


Часть №1. «Сжатое изложение. Задание 1».

3

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста

4

Задание 1. Сжатое изложение. Отработка приёма «Исключение».

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста

5

Задание 1. Сжатое изложение. Отработка приёма «Обобщение».

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста

6

Задание 1. Сжатое изложение. Отработка приёма «Упрощение».

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста

7

Задание 1. Выбор приёмов сжатия текста.

Презентация, изложение

Создание текста, оценивание


Часть №2. «Тестовые задания 2-14».

8

Понимание текста. Задание 2.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

9

Выразительные средства. Задание 3.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

10

Правописание приставок. Задание 4.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

11

Правописание суффиксов. Задание 5.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

12

Синонимы. Задание 6.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

13

Словосочетание. Задание 7.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

14

Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

15

Предложения с обособленными членами. Задание 9.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

16

Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Задание 10.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

17

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Задание 12.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

18

Сложное подчинённое предложение с несколькими придаточными. Задание 13.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков

19

Сложные предложения с различными видами связи. Задание 14.

Презентация, практикум

Работа с текстом, заполнение бланков


Часть №3. «Сочинение-рассуждение. Задание 15».


20

Задание 15. Критерии оценивания. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Презентация, практикум

Анализ элементов сочинения, анализ текстов

21

Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.

Практикум

Анализ элементов сочинения и текстов

22

Задание 15.1. Учимся аргументировать.

Презентация, практикум

Анализ элементов сочинения и текстов

23

Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Анализ элементов сочинения и текстов

24

Задание 15.2., 15.3. Критерии оценивания сочинения-рассуждения по тексту.

Презентация, практикум

Анализ элементов сочинения и текстов

25

Задание 15.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения..

Практикум

Самостоятельная работа

26

Задание 15.2. Учимся аргументировать.

Практикум

Анализ элементов сочинения и текстов

27

Задание 15.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Анализ элементов сочинения и текстов

28

Задание 15.3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения..

Практикум

Анализ элементов сочинения и текстов

29

Задание 15.3. Учимся аргументировать.

Практикум

Анализ элементов сочинения и текстов

30

Задание 15.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

31

Фактические ошибки.

Презентация, практикум

Работа с текстом

32

Речевые ошибки.

Презентация, практикум

Работа с текстом

33

Грамматические ошибки.

Презентация, практикум

Работа с текстом

34

Диагностическая работа в формате ОГЭ.


Материально-техническое обеспечение.

1

Компьютер

1

2

Проектор

1

3

Экран

1

4

Колонки

2

5

Аудиотексты


6

Презентации к занятиям


7

Демоверсии ОГЭ по русскому языку


8

Бланки ответов ОГЭ по русскому языку



Планируемые результаты изучения элективного курса «Абсолютно грамотно».


В ходе занятий выпускник научится:

  • самостоятельно работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл);

  • чётко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • писать сочинение (задание 15);

  • сокращать текст изложения.




© 2010-2022