- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку
Элективный курс по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Салова Н.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа элективного курса по русскому языку «Абсолютно грамотно» разработана на основе программы элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку. 9 класс», автор О.С. Воробьёва. Составлена программа в связи с тем, что в 2014-2015 учебном году произошли изменения в структуре КИМов ОГЭ по русскому языку: задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений, добавлены два альтернативных задания (15.2, 15.3), а также удалены: задание А2 (определение лексического значения слова), А4 (задания по фонетике), А5 (правописание корней). В связи с этим возникла необходимость в изменении частей 2 и 3 программы элективного курса. Помимо этого части 2 и 3 были поменяны местами в соответствии с КИМами ОГЭ по русскому языку.
Цель курса: обеспечить подготовку учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.
Задачи курса:
-
формировать навыки и умения ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из множества правил соответствующее конкретному правописанию;
-
обучать созданию текста (тип речи - рассуждение) с учётом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчинённости коммуникативной задаче и т.п.;
-
совершенствовать навыки самостоятельной работы со справочной литературой;
-
формировать навыки исследовательской работы;
-
учить самоанализу, применению знаний в практической деятельности.
Общая характеристика элективного курса.
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9-м классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9-х классов. Выполняя задания, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают задания 1-14, но и уровень компетентности.
Наша задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетенции учителя русского языка и литературы, и найти адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приёмы подготовки к экзамену оказались неэффективными.
Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность - залог успешности человека.
Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения учащимися трудных вопросов орфографии. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.
Кроме того элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Место элективного курса «Абсолютно грамотно» в учебном плане МБОУ ООШ 32.
Курс составляет 35 часов в год, но так как базисный план МБОУ ООШ 32 рассчитан на 34 рабочие недели, то на элективный курс «Абсолютно грамотно» выделено 34 часа в год (1 раз в неделю). Курс состоит из трёх частей: 1-я часть «Сжатое изложение. Задание 1», 2-я часть «Тестовые задания 2-14», 3-я часть «Сочинение-рассуждение. Задание 15». Разбивка курса по частям соответствует расположению заданий в КИМах ОГЭ по русскому языку.
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая
программа
1.
Введение.
2
2
2.
Часть №1. «Сжатое изложение. Задание 1».
5
5
3.
Часть №2. «Тестовые задания 2-14».
17
12
4.
Часть №3. «Сочинение-рассуждение. Задание 15».
11
15
Итого:
35
34
Содержание элективного курса «Абсолютно грамотно».
-
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.
Количество и вид заданий. Ознакомление с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
-
Ознакомление с критериями оценивания заданий с развёрнутым ответом.
Требования к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
-
Задание 1. Сжатое изложение.
Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
-
Задание 1. Сжатое изложение.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста. Отработка приёма «Исключение».
-
Задание 1. Сжатое изложение.
Приёмы сжатия текста. Отработка приёма «Обобщение».
-
Задание 1. Сжатое изложение.
Приёмы сжатия текста. Отработка приёма «Упрощение».
-
Задание 1. Выбор приёмов сжатия.
Написание изложения.
-
Понимание текста. Задание 2.
Работа с текстами разных стилей. Понятие стиля и типа речи.
-
Выразительные средства. Задание 3.
Тропы и фигуры речи. Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение.
-
Правописание приставок. Задание 4.
Правописание приставок пре- и при- ; приставок на звонкие и глухие согласные; неизменяемых на письме.
-
Правописание суффиксов. Задание 5.
Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий.
-
Синонимы. Задание 6.
Понятие синонимии. Нейтральные синонимы.
-
Словосочетание. Задание 7.
Понятие словосочетания. Виды словосочетаний. Типы связи в словосочетании. Согласование. Управление. Примыкание.
-
Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11.
Понятие грамматической основы. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого.
-
Предложения с обособленными членами. Задание 9.
Понятие обособления. Обособление определений, обстоятельств, приложений.
-
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Задание 10.
Знаки препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.
-
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Задание 12.
Понятие СПП. Средства подчинения. Типы придаточных. Пунктуация в СПП.
-
Сложные предложения с различными видами связи. Задание 13.
Виды связи в СПП. Однородное подчинение, параллельное подчинение, смешанное подчинение.
-
Сложные бессоюзные предложения. Задание 14.
Понятие БСП. Знаки препинания в БСП.
-
Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценивания задания 15.1. структура сочинения на лингвистическую тему.
-
Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.
Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.
-
Задание 15.1. Учимся аргументировать.
Понятие аргументов. Виды аргументов.
-
Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Варианты выводов в сочинении.
-
Задания 15.2., 15.3. сочинение-рассуждение по тексту.
Критерии оценивания заданий 15.2., 15.3. структура сочинения-рассуждения по тексту.
-
Задание 15.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Примеры тезисов сочинения.
-
Задание 15.2. Учимся аргументировать.
Виды аргументов.
-
Задание 15.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Варианты выводов в сочинении.
-
Задание 15.3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Примеры тезисов сочинения.
-
Задание 15.3. Учимся аргументировать.
Виды аргументов.
-
Задание 15.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Варианты выводов в сочинении.
-
Фактические ошибки.
Виды фактических ошибок.
-
Речевые ошибки.
Виды речевых ошибок.
-
Грамматические ошибки.
Виды грамматических ошибок.
-
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Тематическое планирование элективного курса «Абсолютно грамотно».
9-й класс.
(34 часа)
№ п/п
Тема
Форма проведения
Вид деятельности
1
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.
Мини-лекция, практикум
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов
2
Ознакомление с критериями оценивания заданий с развёрнутым ответом.
Мини-лекция, практикум
Работа в группах
Часть №1. «Сжатое изложение. Задание 1».
3
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема.
Презентация, практикум
Работа с текстом, создание текста
4
Задание 1. Сжатое изложение. Отработка приёма «Исключение».
Презентация, практикум
Работа с текстом, создание текста
5
Задание 1. Сжатое изложение. Отработка приёма «Обобщение».
Презентация, практикум
Работа с текстом, создание текста
6
Задание 1. Сжатое изложение. Отработка приёма «Упрощение».
Презентация, практикум
Работа с текстом, создание текста
7
Задание 1. Выбор приёмов сжатия текста.
Презентация, изложение
Создание текста, оценивание
Часть №2. «Тестовые задания 2-14».
8
Понимание текста. Задание 2.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
9
Выразительные средства. Задание 3.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
10
Правописание приставок. Задание 4.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
11
Правописание суффиксов. Задание 5.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
12
Синонимы. Задание 6.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
13
Словосочетание. Задание 7.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
14
Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
15
Предложения с обособленными членами. Задание 9.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
16
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Задание 10.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
17
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Задание 12.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
18
Сложное подчинённое предложение с несколькими придаточными. Задание 13.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
19
Сложные предложения с различными видами связи. Задание 14.
Презентация, практикум
Работа с текстом, заполнение бланков
Часть №3. «Сочинение-рассуждение. Задание 15».
20
Задание 15. Критерии оценивания. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Презентация, практикум
Анализ элементов сочинения, анализ текстов
21
Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.
Практикум
Анализ элементов сочинения и текстов
22
Задание 15.1. Учимся аргументировать.
Презентация, практикум
Анализ элементов сочинения и текстов
23
Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Анализ элементов сочинения и текстов
24
Задание 15.2., 15.3. Критерии оценивания сочинения-рассуждения по тексту.
Презентация, практикум
Анализ элементов сочинения и текстов
25
Задание 15.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения..
Практикум
Самостоятельная работа
26
Задание 15.2. Учимся аргументировать.
Практикум
Анализ элементов сочинения и текстов
27
Задание 15.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Практикум
Анализ элементов сочинения и текстов
28
Задание 15.3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения..
Практикум
Анализ элементов сочинения и текстов
29
Задание 15.3. Учимся аргументировать.
Практикум
Анализ элементов сочинения и текстов
30
Задание 15.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоятельная работа
31
Фактические ошибки.
Презентация, практикум
Работа с текстом
32
Речевые ошибки.
Презентация, практикум
Работа с текстом
33
Грамматические ошибки.
Презентация, практикум
Работа с текстом
34
Диагностическая работа в формате ОГЭ.
Материально-техническое обеспечение.
-
1
Компьютер
1
2
Проектор
1
3
Экран
1
4
Колонки
2
5
Аудиотексты
6
Презентации к занятиям
7
Демоверсии ОГЭ по русскому языку
8
Бланки ответов ОГЭ по русскому языку
Планируемые результаты изучения элективного курса «Абсолютно грамотно».
В ходе занятий выпускник научится:
-
самостоятельно работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл);
-
чётко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
-
выполнять различные типы тестовых заданий;
-
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
-
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
-
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
-
писать сочинение (задание 15);
-
сокращать текст изложения.