Методический семинар на конкурс Учитель года-2015 (пояснительная записка)

Методический семинар на конкурс «Учитель года-2015»   Современные технологии в работе с одарёнными детьми   Выполнила: Ахтямова Гульназ Ханифовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Пелевская средняя общеобразовательная школа»  Лаишевского района Республики Татарстан Пояснительная записка.   В целях обеспечения развития общего образования с сентября  2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт.         На сегод...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический семинар на конкурс «Учитель года-2015»


Современные технологии в работе с одарёнными детьми


Выполнила: Ахтямова Гульназ Ханифовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Пелевская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского района Республики Татарстан

Пояснительная записка.

В целях обеспечения развития общего образования с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт.

На сегодняшний день в нашей школе принята основная образовательная программа, компонентом которой является работа с одаренными детьми. Образовательный процесс и его направления корректировались в соответствии с потребностями детей данной категории в сторону расширения, усложнения, систематизации.

Именно на таких детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества.

Методической темой моей работы является «Современные технологии в работе с одарёнными детьми»

Её цель: создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

- функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

•принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся

при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для полного раскрытия таланта ребенка, я бы выделила следующие способы развития одарённости на уроке:

  1. Делегировать часть преподавательских полномочий одарённым детям

  2. Устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями

  3. Готовить дополнительную информацию по теме, предлагая различные источники информации

  4. Обнаруживать скрытые зависимости и связи.

Для успешной работы с одарёнными детьми, на уроке должна проводиться следующая деятельность учащихся:

  1. Построение гипотез.

  2. Составление творческих заданий разного типа.

  3. Работа в роли руководителя группы или эксперта.

  4. Интегрирование и синтез информации (таблицы, схемы).

  5. Формулировка выводов учащимися.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. В своей работе я использую следующие формы работы с одарёнными детьми:

1) Олимпиады по предметам;

2) Научно-практические конференции;

3) Выступления и доклады;

4) Активная внеклассная работа;

5) Предметные недели;

6) Вечера, конкурсы, КВНы, викторины, аукционы, ролевые игры.

В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии, такие как:

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.


У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.

Проблемно-диалогический метод обучения.

Проблемное обучение-это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.

Исследовательские и проектные методы обучения.

Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Проектная деятельность - одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Так, проект «Золотая осень», проведённый мною в этом учебном году, позволил систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме. Ребята читали стихи, защищали свои рисунки, костюмы, приготовленные блюда, делали сообщения о фруктах и овощах.

Проект позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках и литературы.

Технология развития критического мышления

Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Мною эта технология была использована на таких уроках, как «Язык и речь», «Словосочетания и его типы», а также на уроках литературы по биографии и творчеству писателей.

ИК-технологии (ЭОР)

Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. Информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами.

  • использование компьютера при подготовке и проведении уроков;

  • использование электронных учебников;

  • использование ресурсов сети Интернет;

Технология продуктивного чтения учит самостоятельно понимать текст. Средство - приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология универсальна для уроков литературы.

На уроке, например, ученики, работая в группе, выполняют задание: сравни три произведения искусства об осени: пьесу П.И.Чайковского «Октябрь», картину И.И.Левитана «Золотая осень» и отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» Нарисуй свою «золотую осень». Запиши наблюдения.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».



© 2010-2022