Внеклассное мероприятие Поэзия серебряного века (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное кафе «Поэзия серебряного века»

Цель: Закрепить представление обучающихся о серебряном веке русской поэзии, погрузиться в атмосферу литературной жизни рубежа веков, способствовать развитию артистических способностей, умения выразительного чтения лирического стихотворения, способствовать формированию эстетического вкуса обучающихся.

( оформление кабинета: столики с чаем и конфетами, на доске: названия литературных направлений, портреты поэтов разных литературных направлений, звучит тихая музыка)

1. Слово учителя: наряду с понятием «золотой век» (поэты пушкинской плеяды), существует понятие «серебряный век» русской поэзии - начало 20 века. Это было время подлинного расцвета мысли и таланта. В области философии: Бердяев, ФрАнка, Ильин. Русскую живопись представляли Репин, Бенуа, Рерих, Кустов и другие. Театр… Здесь список будет очень длинным. Ограничимся лишь несколькими именами, говорящими сами за себя: Шаляпин, Комиссаржевская, Чехов.

Никакое другое время не давало такого обилия деклараций собственной исключительности, противопоставления авторского «Я» все5му человечеству

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Моё единое отечество -

Моя пустынная душа, -

Писал Константин Бальмонт.

Поэзия серебряного века разнолика, но вся она ищет новые формы, новые пути познания мира, потому что

Всё, изменяясь, изменило,

Везде могильные кресты,

Но будят душу с прежней силой

Заветы творческой мечты.

Безумье вечное поэта -

Как свежий ключ среди руин…

Времён не слушаясь запрета,

Он в смерти жизнь хранит один.

(В.Соловьев)

Какие же литературные направления входят в поэзию серебряного века? Для этого мы должны побывать в прошлом, в не очень далеком, но очень для нас незнакомом. Итак, начало 20 века. Мы с вами в одном из литературных кафе, очень популярных в то время.

(Подходит к столику символистов)

Это символисты - представители наиболее влиятельного направления в поэзии начала века. Громкие имена среди них - Владимир Соловьев, Андрей Белый, Александр Блок, Федор Сологуб и другие. Послушаем же их.

СИМВОЛИСТЫ

1-й ученик: Задача поэзии - «найти человечество в роли лика божия».

2-й ученик: И это неудивительно. Мы считаем, что искусство не может нести практическую полезность. Искусство должно изображать только красоту, только прекрасное.

1-й ученик: Поэтому внешняя сторона события или явления нам неинтересна. Мы изображаем собственное представление поэта о мире. В этом сильная сторона нашего искусства.

Учитель: Но позвольте, как раз эта сторона, по мнению поэта Иннокентия Анненского, является слабой стороной символизма. Вот что он писал о символисте Валерии Брюсове: «Жизнь он превращает в призрак, чтобы она ни о чем не спрашивала, а наоборот, уводила, изолировала нас от возникших социальных проблем».

2-й ученик: Да, мы считаем, что нужна не социальная революция. А революция духа. Главным жизненным принципом должен стать библейский закон «Возлюби ближнего своего»

1-й ученик: И всем своим творчеством мы пытаемся приблизить этот светлый день, когда взойдет солнце любви.

Умрите, умрите, слова и мечты, -

Что может вся мудрость пред сном красоты?

Учитель: Но ваши стихи неопределенны и непонятны читателю.

2-й ученик: Поэзия должна подходить к действительности через тонкие намеки и полутона. Ничего резкого, никаких ярких цветов. Ничего, кроме нюансов, намёков, символов. Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией.

Учитель: Почитайте что-нибудь свое.

1-й ученик:

Когда смотрю в декабрьский сумрак ночи,

Всё кажется, - под дальний гул пальбы:

Дрожит земля до самых средоточий

И падают огромные столбы.

Всё кажется, под страшный ропот боя,

Что старый мир разрушиться готов.

Не волны ли, неукротимо воя,

Ломают стены древних берегов?

Не жаль созданью Новой Атлантиды!

Пусть покрывает ясность глубины

Всю ложь веков, предвечные обиды

И тщетные, не явленные сны!

Пусть новый мир встаёт из бездн безвестных,

Не знающий, что в прошлом были мы:

О чём мечтаю, в свете звёзд небесных,

Под гул пальбы смотря в провалы тьмы!

(В.Брюсов)

Учитель: Вскоре от символистов отделилась группа поэтов во главе с Николаем Гумилевым и вторая - во главе с Игорем Северяниным. Первые назвали себя акмеистами, вторые - эгофутуристами. Итак, слово за акмеистами.

АКМЕИСТЫ

3-й ученик: Мы отвергаем философские искания символистов. Мы декларируем радостное любование бытиЕм, миром простых вещей и явлений.

Ермилова Аня: Грандиозность и туманность созданного символистами мифа о мире, эта «водянка мировых тем» нам не свойственна. Мы ориентируемся на земное, ясное, предметное начало мира. Мы не пророки. Мы рукодельцы свежих слов.

Учитель: Позвольте, но тогда вы сводите поэзию к решению, по существу, технических задач. А единственно ценное - душа - остаётся без внимания. Разве может существовать «Цех поэтов»? Может быть, ещё и «конвейер поэтов»?

3-й ученик: Да, именно, «Цех поэтов». Творчество должно иметь земную подоплёку. В этом его назначение. А что касается души, то послушайте…

Заплаканная осень как вдова

В одеждах чёрных, всё сердца туманит.

Перебирая мужнины слова, она

Рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег -

За это жизнь отдать не мало.

Учитель: На самом деле, творчество многих акмеистов, а к ним принадлежали такие поэты, как Н.Гумилев, А.Ахматова, Иннокентий Анненский, Осип Мандельштам, велико по своему художественному значению. И это несмотря на программу акмеистов, которые снижали смысл поэзии.

Футуристы пошли еще дальше.

ФУТУРИСТЫ

4-й ученик: Нам смешны излияния символистов и им подобных.

5-й ученик: Мы напрочь отвергаем искусство прошлого, мы хотим освободиться от культуры прошлого.

4-й ученик: Наша программа изложена в манифестах «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб»

5-й ученик: Это новое искусство, искусство будущего. Мы хотим упразднить всё на свете: от языка, вместо которого предлагаем ввести изобретенный нами язык, до пространства:

Мы- новый род люд-лучей

Пришли озарить Вселенную.

Учитель: Но ваши стихи трудно назвать стихами. Ну вот, например, это (читается стихотворение «Кузнечик» В.Хлебникова)

4-й ученик: Вы просто не доросли до такой поэзии. Наше время ещё не пришло. Но скоро мы заявим о себе в полный голос.

5-й ученик: Мы должны основать остров и оттуда диктовать условия. Мы обяжем соседние города и села трепетать и преклоняться перед нами.

Учитель: Прервем на этом разговор представителей футуризма. Потому как они могут до многого договориться. Так, они предлагали сбросить с парохода современности Пушкина и Лермонтова. А в стихотворении, которое мы услышали или, например, в этом

Дыр бур щил

Убещур

Скум

Вы со бу

Р л эз

они видели больше русского, национального, чем во всей поэзии Пушкина. Бог им судья!

Время, однако, всё расставило на свои места. Шедевры футуристического творчества позабыты, не востребованы, а поэзия Пушкина и Лермонтова живет и будет жить еще века, потому как она о том, что волнует каждого из нас, о вечном. Но тем не менее, период серебряного века дал очень много поистине замечательных высоко художественных произведений, некоторые из них обрели вторую жизнь в прекрасных лирических песнях. Я предлагаю послушать песню на стихи Марины Ивановны Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»

(исполняется песня)

А наш поэтический вечер продолжается. Предлагаем всем поучаствовать в нашем поэтическом марафоне.

(ученики читают свои любимые стихотворения поэтов серебряного века)

© 2010-2022