РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе нормативных документов:

1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2. Авторской программы Бабайцевой В.В. (Дрофа , 2008)

3.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 20015/2016 учебный год»;

4.Основной образовательной программы МОУ СОШ №13 Павлово- Посадского муниципального района Московской области;

5.Учебного плана МОУ СОШ №13 за 2015-2016 учебного года

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития обучающихся.

Программа реализуется в адресованном обучающимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, которые предназначены для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании обучающегося.

Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у обучающихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение обучающимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности обучающихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса - «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

В процессе обучения русскому языку в 5- 9 классах обучающиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.

В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 - изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол - наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное - количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу.

В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния).

Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи обучения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения школьник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Богатство, образность, точность русского языка. - 1ч.

Повторение изученного в 5-8 классах (2 ч.)

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение (1 ч.+2р.р.)

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Сложносочиненное предложение (3 ч.+1р.р.)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Сложноподчинённое предложение (13 ч.+6р.р.)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Главные и придаточные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова как средства связи частей сложноподчиненного предложения. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Запятая в СПП с несколькими придаточными.

Сложное бессоюзное предложение (4 ч+2р.р..)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи (3ч+1р.р..). Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Предложения с чужой речью (4 ч+2р.р..)

Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты и способы цитирования. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитатах.

Общие сведения о русском языке (4 ч.+2р.р.)

Русский язык - государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как развивающееся явление.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (15ч+2р.р..)

Развитие связной речи. (18 ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 9 КЛАССЕ

(50 часов + 18 часов Р/Р)

Номера уроков

Наименование разделов и тем.

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение ( 3 часа)

1.

Введение. Богатство, образность, точность русского языка.

1.09.15 - 8.09.15

2.

Повторение изученного по теме «Лексике и орфография»

3.

Повторение изученного по теме «Морфемика, орфография и пунктуация».

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение. (1 час + 2 часа Р/Р)

4.

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

9.09.15 - 16.09.15

5. р/р

Композиционные формы сочинений.

6. р/р

Сочинение на лингвистическую тему.

Сложносочиненные предложения. (3 часа + 1 час Р/Р)

7.

Сложносочиненное предложение. Значения сочинительных союзов, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

22.09.15 - 30.09.15

8.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

9.

Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение».

10. р/р

Анализ сочинений.

Повторение (4 часа)

11.

Повторение изученного по теме «Орфография».

6.10.15 - 14.10.15

12.

Повторение всех видов разборов.

13.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

14.

Анализ диктанта.

Сложноподчиненные предложения. (13 часов + 6 часов Р/Р)

15.

Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения.

20.10.15 - 12.01.16

16. р/р

Описание по воображению и памяти. Подготовка к сжатому изложению.

17 Р/р

Сжатое изложение.

18

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.

19

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

20

Виды придаточных предложений.

21. р/р

Описание по картине. Психологический портрет. Подготовка к контрольному сочинению.

22. р/р

Контрольное сочинение.

23.

Придаточные подлежащные и сказуемные.

24.

Придаточные определительные.

25.

Придаточные дополнительные.

26.

Придаточные обстоятельственные.

27.

Систематизация и обобщение по теме «Виды придаточных».

28.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

29.

Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения».

30.

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения».

31

Анализ контрольного диктанта.

32. р/р

Рассказ. Подготовка к контрольному сжатому изложению.

33. р/р

Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения.

Сложные бессоюзные предложения. ( 4 часа + 2 часа Р/Р)

34.

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении.

13.01.16 - 2.02.16

35.

Тире в сложном бессоюзном предложении.

36.

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

37. р/р

Воспоминание о книге и рецензия на книгу. Подготовка к контрольному сочинению.

38. р/р

Контрольное сочинение.

39.

Обобщение по теме «Сложные бессоюзные предложения».

Сложные предложения с разными видами связи. (3 часа +1Р/р)

40.

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

3.02.16 - 16.02.16

41.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

42.

Обобщение по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

43 Р/р

Аннотация.

Способы передачи чужой речи. (4 часа + 2 часа Р/Р)

44.

Предложения с прямой речью.

17.02.16- 8.03.16

45.

Предложения с косвенной речью.

46

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

47.

Цитаты и способы цитирования. Знаки препинания при цитатах.

48.р/р

Подготовка к контрольному сжатому изложению.

49. р/р

Контрольное сжатое изложение.

Общие сведения о русском языке. ( 4 часа + 2 часа Р/Р)

50.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

9.03.16 - 5.04.16

51.

Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

52.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

53.

Русский язык как развивающееся явление.

54. р/р

Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный и научный.

55. р/р

Стили речи. Официально-деловой и публицистический стили речи.

Систематизация и обобщение изученного в 5 - 9 классах. ( 11 часов + 2 часа Р/Р)

56.

Подготовка к ГИА. Систематизация знаний по фонетике.

6.04.16 - 25.05.16

57. Р/р

Художественный стиль. Подготовка к контрольному сжатому изложению.

58. Р/р

Контрольное сжатое изложение.

59.

Подготовка к ГИА. Морфемика. Морфемный разбор.

60.

Подготовка к ГИА. Морфология. Морфологический разбор.

61.

Подготовка к ГИА. Синтаксис и пунктуация.

62.

Итоговый контрольный диктант.

63.

Анализ контрольного диктанта

64.

Комплексная работа с текстом.

65.

Подготовка к ГИА. Словосочетание.

66.

Подготовка к ГИА. Сложное предложение.

67.

Подготовка к ГИА. Осложненное предложение.

68.

Систематизация и обобщение изученного за курс основной школы.




















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения русского языка в 9 классе обучающийся должен знать, понимать определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий;

уметь

-различать основные группы сложных предложений;

-заменять сложные предложения синонимичными и простыми предложениями;

- различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения и т.д.; - производить разбор сложных предложений;

-опознавать различные способы передачи чужой речи;

-пользоваться различными способами цитирования в тексте;

-правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;

- использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бабайцева В.В.,

  • Чеснокова Л.Д.

  • Русский язык. Теория 5 - 9 классы.

  • Учебник. - М.: Дрофа, 2013 .

  • Русский язык. Практика: 9 класс. Учебник под редакцией Купаловой А.Ю. - М.: Дрофа, 2013.

  • Русская речь. Развитие речи. 9 класс./ Никитина Е.И. - М.: Дрофа, 2013.

  • Русский язык. 9 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой/ Авт.- сост. Т.И. Ермоленко. - Волгоград: Учитель, 2005.







«СОГЛАСОВАНО»

Протоколом заседания ШМО

от «____»______________2015г. №____________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР__________Матвеева Т.В.

«________»_____________________2015г.

12


© 2010-2022