Конспект урока по внеклассному чтению ( 5 класс)

Урок внеклассного чтения в 5 а классе. Тема: Л.А.Кассиль «Рассказ об отсутствующем». Цель: -вызвать у детей переживания, душевные отклики, размышления о прочитанном; -совершенствовать умение анализировать текст; -воспитывать у учащихся патриотические чувства, пробуждать интерес к истории Великой Отечественной войны, истории своей семьи.    Оборудование: портрет писателя Л.А.Кассиля, портреты В.Зенкина, М.Казея, С.Волкова, Д.Кондратьева,рисунки учащихся к рассказу.Музыкальное сопровождение. Эпигр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения в 5 а классе.

Тема: Л.А.Кассиль «Рассказ об отсутствующем».

Цель:

-вызвать у детей переживания, душевные отклики, размышления о прочитанном;

-совершенствовать умение анализировать текст;

-воспитывать у учащихся патриотические чувства, пробуждать интерес к истории Великой Отечественной войны, истории своей семьи.

Оборудование: портрет писателя Л.А.Кассиля, портреты В.Зенкина, М.Казея, С.Волкова, Д.Кондратьева,рисунки учащихся к рассказу.Музыкальное сопровождение.

Эпиграф: Люди!

Покуда сердца

Стучатся,-

Помните!

Какою ценой

Завоевано счастье,-

Пожалуйста,

Помните!

Р.Рождественский.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, унесших миллионы людей.

Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но боль до сих пор не утихает в людских душах. Да, у времени есть своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она никогда не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили под мирным небом. Мы обязаны их помнить!

Война взломала даже демографию,

И в сорок-трижды проклятом году!

В школярские, ребячьи биографии

Внесла немыслимую чехарду.

Измерив жизнь иными величинами,

Во взрослый мир вошли мы напрямик,

Став чуть ли не матерыми мужчинами,

О юности не вспомнив не на миг.

Грозный сорок первый…Как изменил он судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделав короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил мечты и надежды. Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Они хотели…но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском плену.

  1. Сообщение учащихся о подростках героях:

- В.Зенкин:

- М.Казей;

- С.Волков;

- Д.Кондратьев.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились в школе, помогали старшим, играли, как и все дети. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час - и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к врагам. Мальчишки и девчонки…На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Не согнулись они под этой тяжестью, стали сильней духом, мужественней.

Пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «Я смог бы так поступить, сделать то же, что и мои свестники далеких сороковых годов?»

В дни войны известные и оставшиеся безымянними маленькие герои совершали такие подвиги, которые кажутся невероятными. Об одном из таких подвигов рассказывает известный писатель Лев Абрамович Кассиль в «Рассказе об отсуствующем».

  1. Беседа по содержанию рассказа.

  1. Кто являются главными героями этого рассказа?

  2. Правильно ли действовали мальчик и разведчик? Не допущена ли ошибка с чьей-либо стороны? Можно ли было поступить иначе?

-Мальчику нужно было не убегать, а дальше заговаривать немцев;

-Он их заговаривал до тех пор, пока можно было, а потом понял, что они ему не верят и будут осматривать овраг. Тогда он побежал, чтобы отвлечь их внимание

-Когда мальчик разговаривал с немцами, нашему разведчику нужно было из-за куста их пострелять;

-Мальчику не нужно было выбираться из оврага и показываться немцам, нужно было обоим уползать по оврагу быстрее, не дожидаясь их прихода.

Там говорится, что старый разведчик шевельнуться не мог, «как булто по десять пудов к каждой ноге привязано».

  1. Как же он потом уполз и предупредил своих?

Он очень сильно расстроился из-за мальчика и понял, что все бойцы его части тоже погибнут. Это придало ему силы, и он пополз.

  1. Почему же произведение Л.А.Кассиля называется «Рассказ об отсуствующем»?

  2. Кто рассказывает о мальчике?

  3. Почему Кассиль рассказывает о случившемся от лица Николая Задохтина? Для чего писатель избирает такую форму повествования?

В описанном событии принимали участие лишь два человека - мальчик и разведчик. Один из них, мальчик, погиб. Остался Николай Задохтин. Естественно, что именно он мог поведать людям о случившемся. Вот почему писатель для большей убедительности выбрал форму рассказа от лица того, кто сам был свидетелем и участником событий.

  1. Что мы узнаем о мальчике из рассказа разведчика?

-Мальчик был очень смелым, занимался разведкой, хотя это было опасно. Но он не мог равнодушно сидеть дома и видеть, как немцы бьют наших. Подросток хотел бы чем-то помочь Советской армии. Действительно, благодаря его сведениям, знанию местности и расположения немцев,Николай Задохтин смог вывести отряд из окружения.

-Когда рядом ударила мина, мальчик не испугался, а даже пошутил, чтобы развеселить разведчика: «Вот это так дало! - говорит. - Попало нам с вами, дядя, как богатым…»

-Мальчик очень наблюдательный и сообразительный. Он ведет себя как опытный разведчик: занял выгодную позицию дл янаблюдения, придумал себе легенду. Историю поиска коровы, чтобы на случай необходимости объяснить врагам свое пребывание здесь, сразу понял, что Николай Задохтин - «наш», - так как немец не пощекотал бы мальчика, а скорее бы ударил.

-Он очень чуткий и заботливый, ведет себя как настоящий герой, потому что в трудную минуту не думает о себе, а , рискуя жизнью, бросается выручать раненого разведчика.

8) А что мы можем рассказать о самом Николае Задохтине на основании его рассказа?

Он смелый, сразу же добровольно вызвался идти в разведку.

-Он веселый и добродушный. «Стал карабкаться по глине наверх, вдруг замечаю - над самой моей головой две босые пятки торчат…И вдруг, сам не знаю почему, потянуло меня щекотать эти пятки…Взял я колючую былинку, да и покорабалею легонько одну из пяток».

-Так мог поступить только человек, который любит детей: он увидел, что ступни маленькие, на подошвах грязь присохла, а мизинчик на левой ноге синей тряпочкой перевязан, и понял, что это свой, деревенский мальчишка. Бойцу захотелось с ним поговорить.

-Николаю Задохтину сразу же понравился мальчик, но он не открылся ему, а, наоборот, все у него выведал. Когда мальчик спросил: «…вы от наших отбились?» - разведчик ему осторожно задал вопрос: «А это кто такие наши?»

9) Как относится Николай Задохтин к маотчику?

-Он его жалеет, старается уберечь от опасности, глубоко переживает его смерть: « Я как припадочный бился….не выберутся» (Смотри по тексту).

-Разведчик хранит благодарную память о мальчике.

10).Откуда мы узнаем об этом?

-Начало рассказа, где описывается награждение Николая Задохтина орденом( выразительное чтение текста).

11) Как вы думаете, много ли времени прошло с момента разведки Николая Задохтина до момента его награждения?

-Обратите внимание га детали внешнего облика бойца, которые помогают понять, как долго он лечился ( « кожа на его обострившихся скулах была желтоватой и прозрачной, что наблюдается обычно у людей, долго пролежавших в постели»).

12) Как характеризует Николая Задохтина его выступление перед товарищами по оружию?

-Николай Задохтин волнуется. Он говорит «прерывающимся голосом», стоит в нерешительности, обводит зал «просительными глазами». Он очень скромный и никогда не стал бы привлекать внимание людей к себе, но боец считает своим долгом рассказать о маленьком герое, чтобы тот остался в памяти людей.

-Надо обладать большим мужеством,чтобы, получая награду, сказать так, как сказал Николай Задохтин: «…хочу я высказать вам о том, кто должен был стоять здесь рядом со мной, кто, может быть, больше меня эту великую награду заслужил и своей молодой жизни не пощадил ради нашей воинской победы».

13) Как говорит Николай Задохтин о собственном подвиге?

-Говорит скупо, воспринимая его как тяжелое, но привычное дело. А ведь он добровольно вызвался идти в разведку, о которой командир говорит: « дело, сам понимаешь, смертельное».

-Он сумел расположить к себе мальчика, узнать все необходимые сведения. Обладая сильной волей, он сдержал себя и не вступил в открытый бой с фашистами, сумел почти в бессознательном состоянии добраться до своих и указать им выход из окружения.

14) Ведь рассказ разведчика, как мы уже сказали, посвящен мальчику, которым он восхищается и гордится. Н.Задохтин говорит о неи с любовью и глубокой грустью, называя мальчика не иначе, как «мой маленький товарищ», « мой дружочек», «мой мальчонка», «дружок мой безвестный». О чем это свидетельствует?

-Все это свидетельствует о душевной красоте самого Николая Задохтина. Получая награду, он прежде всего заботится о том, чтобы люди знали, кто должен был бы разделить эту награду вместе с ним. Такое бескорыстное поведение вызывает к Николаю Задохтину не меньшую симпатию, чем к маленькому безымянному герою.

15) В какой последовательности разворачиваются события в рассказе?

Рассказ Николая Задохтина, из которого мы подробно узнаем о мальчике, обрамляется повествованием о награждении самого Н.Задохтина. Это помогает нам более подробно узнать второго героя, самого рассказчика, самоотверженного война, благородного, скромного и душевного человека.

Итак, построив произведение таким образои, избрав форму раасказа в рассказе, писатель стремится обострить внимание к героям, вызвать особое доверие к истинности повествования.

  1. Сообщение учащихся о родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

  2. Итог урока.

Светом благодарной памяти, светом любви нашей окрашен этот замечательный праздник - День Победы. 26 миллионов 452 тысячи жизней унесла Великая Отечественная война.

Поклонимся великим тем годаи,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым.

Поклонимся и мертвыи и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя.

Поклонимся, поклонимся, друзья!

  1. Домашнее задание: написать сочинение «Как бы я поступил на месте мальчика».

© 2010-2022