- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Алгоритмизация орфографических правил
Статья Алгоритмизация орфографических правил
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Махмутова Г.Т. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Алгоритмизация орфографических правил.
В системе среднего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла. Знание языка создает условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития учащихся. Главная цель обучения предмета «Русский язык» - это научить детей правильно говорит и, конечно же, грамотно писать. Но как часто ученик, выучив грамматику, допускают ошибки при письме. В чем причина? Дело в том, что знания и умения применять его не одно и тоже. Следовательно, основная причина орфографических ошибок состоит в неумении применять правило. И для того чтобы научить детей пользоваться теми или иными правилами, а значит научить грамотно писать создаются учителями по особому составленные таблицы стихотворные правила, которые вошли в практику преподавания русского языка. Используя традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы, опыт коллег в своей работе, чтобы научить детей грамотно писать, я применяю алгоритмы.
Алгоритм - это совокупность действий, правил для решения каких-либо задач. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнять, чтобы применить правило. Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических умений и навыков. Использование алгоритма упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря четкому описанию шагов в применении правила.
Например, чтобы разграничить простое и сложное предложение нужно установить,
сколько грамматических основ оно имеет?
↓ ↓
одна две и больше
Простое Сложное
Использование алгоритмических предписаний - один из методов, в котором выражается репродуктивная деятельность учащихся.
В качестве психолого-педагогической основы обучение таким методом психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий. Алгоритмы способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения. Поскольку в педагогике алгоритм есть описание элементарных шагов, возникает вопрос: каков он критерий элементарности?
Понятие элементарность относительное. Многие операции, которые для взрослых элементарны, для ребенка сложны. Но поскольку человек развивает свои знания и способности, то операция, бывшая сложной на одном этапе, становится простой на другом. Следовательно, чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать, каким материалом он владеет, а каким нет, что для него элементарно, а что сложно.
Например, прежде чем приступить к изучению темы «Правописание безударных личных окончаний глагола» ученики должны знать:
1) глаголы-исключения (неправильные глаголы);
2) уметь ставить глаголы в инфинитив (неопределенную форму) (ть, ти,)
3) определять вид глагола.
И только после того, как ребята овладеют этими знаниями, можно приступать к изучению выше сказанной темы.
На первый взгляд он кажется громоздким, но он не сложен при правильном ходе рассуждения.
1. Смотри, не относится ли глагол к неправильным глаголам? (7+4+2)
2. Если глагол правильный, поставь его в неопределенную форму, не меняя вида (Что делать? Что сделать?).
3. Смотри, какой суффикс у глагола: (на что оканчивается глагол).
а) на - ить - 2 спряжение
б) не на - ить - 1 спряжение
4. Сделай вывод:
а) если I спряжение - в окончании гласные - е- у (-ю)
б) если II спряжение - в окончании гласные - и -а (-я)
На первых порах, пока ученики не научатся применять правило, подробное объяснение обязательно, и только потом все можно свернуть до минимума. Обращение к алгоритму в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков, должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного на части.
Если в алгоритме меньше логических шагов, то он, конечно, предпочтительнее, но не всегда. Сравним два алгоритма по теме «Правописание ь после шипящих в именах существительных».
1.Имя существительное с основой на шипящую ж.р.?
↓ ↓
ДА НЕТ
Ь нужен Дочь (ж.р.) Ь не нужен меч (м.р.)
2 Имя существительное ж.р.?
↓ ↓
ДА НЕТ
↓ ↓
Оно 3скл? Ь не нужен Мяч ( М.р.)
ДА нет
Дочь (ж.р. 3 скл.) Ь нужен много рощ (в ед.ч.,ж..р., 1 скл.)
В первом алгоритме меньше логических шагов - 1 вопрос.Второй алгоритм, несмотря на большее количество шагов, предпочтительнее (2 вопроса), потому что он предупреждает ошибку, возможную при ориентации только на родовую принадлежность слова, когда у ученика возникает ложное представление, будто достаточно ограничить существительное ж.р. от существительного м.р., чтобы прийти к правильному выбору.Второй алгоритм исключает возможность ошибки, так как в нем проводится разграничение не только по родам, но и по склонениям.
Вся работа по алгоритмизации орфографических правилам делится на несколько этапов.
1. На первых уроках объясняю само понятие алгоритма как хода рассуждения, записанного в виде схемы.
-создание схем алгоритмов на базе знакомых правил из начальных классов; Работу по алгоритмизации орфографических правил нужно начинать с разворачивания и сворачивания правил. Это когда правило сворачивается в схему и наоборот, схема разворачивается в правило. И только отработав эти действия можно переходить к другому этапу.
«Сворачивание» и «разворачивание» - это низшая ступень алгоритмизации орфографических правил, через которую перепрыгивать нельзя.
Запись новых изучаемых правил в схемы алгоритмы;
Работу над новой орфограммой можно проводить по следующему плану:
1. Внимательное чтение правила.
2. Выявление условий, определения элементов.
3. Коллективное усвоение правила.
4. Составление схемы алгоритма.
5. Подбор примеров для отработки.
В сильном классе новую орфограмму можно изучать путем наблюдения, разбора слов, анализа, когда учащиеся сами смогут вывести правило, а затем закрепить правило чтением.
Например: Правописание корней - кас -, - кос -.
В сильном классе дать примеры на данную орфограмму, чтобы дети, разобрав слово по составу, сами вывели правило и записали его в схему.
Прикосновение,
касаться,
коснулся,
касается,
прикоснулся.
После корня есть суффикс а?
ДА НЕТ
В корне пиши А пиши О
Касание Коснулся
- создание простейших обобщенных алгоритмов;
- дополнение схем алгоритмов (6,7 класс);
- создание обобщенных алгоритмов по сквозным орфограммам.
При отработке новых орфограмм можно сводить воедино схожие орфограммы и составлять алгоритмы по нескольким правилам (темам). Например: ь после шипящих в разных частях речи. Этот алгоритм составляется после изучения таких тем как - правописание существительных с основой на шипящую, ь в глаголах после шипящих, повелительная форма глагола, правописание кратких прилагательных, правописание наречий.
1. Определить часть речи.
2. Если это существительное, определить род, склонение:
1 склонение - рощ (Р.п.) (ж.р. в ед.ч.);
2 склонение - луч (м.р.)
3 склонение - ь ночь, дочь (ж.р.).
3. Если прилагательное - ь никогда не пишется, могуч, колюч.
4. Если глагол:
-ь- у глагола 2 л., ед.ч. играешь;
в инфинитиве - сберечь;
в повелительной форме - смажьте.
5. Если наречие - ь - всегда пиши (исключение: уж, замуж, невтерпеж).
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух китах:
- состав слова;
- часть речи.
Поэтому особое внимание с самого начала уделяю отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи. Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы.
Самый главный алгоритм, который я даю детям сразу - это обобщающий алгоритм, пригодный для большинства орфограмм.
1. Выдели орфограмму.
- Если орфограмма в приставке или в корен , применяй правило сразу.
- Если орфограмма в о суффиксе или в окончании
а) определи часть речи;
б) применяй правило.
Этот алгоритм служит и схемой орфографического разбора и инструкцией для работы над ошибками. Он сужает круг самих правил, помогает выбрать нужное.
Работу с алгоритмом можно продолжать и при изучении пунктуации.
Применяя алгоритмы, надо помнить, что он не исключает традиционных, хорошо зарекомендованных форм и методов, а только дополняет их.