- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра по русскому языку для младших школьников
Интеллектуальная игра по русскому языку для младших школьников
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Латыпова Р.З. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс.
1.РАЗМИНКА.
1.Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
Шведка, болгарка, итальянка, японка, корейка.
Ответ: корейка.
2.Полька, француженка, чешка, голландка, финка. Из пяти перечисленных слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое это слово?
Ответ: француженка.
3.Выражение, означающее «скрыться бесследно», по-видимому, возникло в охотничьей среде. Какое это выражение?
Ответ: И след простыл.
4.В минуту опасности один купец дал обет Богу в случае избавления от беды «поставить статую золотую, пику держащую». Опасность миновала, купец постарался выполнить обет, хотя и жалко было столько денег потратить. Однако резко сократить расходы ему всё-таки удалось. Назовите то, что помогло ему сэкономить.
Ответ: Запятая.
(«Поставить статую, золотую пику держащую»)
5.Выражение «пялить глаза» - значит упорно смотреть на что-либо. Если вы сообразите, на ЧТО именно упорно смотрели наши бабушки, выполняя чисто девичью, женскую работу. То назовёте этот предмет.
Ответ: Пяльцы. Пяльцы - приспособление для натягивания ткани во время вышивания.
6.Фет считал, что ОН беден; Тютчев заявлял, что ОН всегда неверен; Марр полагал, и без НЕГО можно обойтись. А кому давалось опасное задание взять ЕГО.
Ответ: Разведчики «брали языка» (речь о языке).
7.Когда российского императора в официальных документах называли «августейший», значит, уподобляли его знаменитому древнеримскому императору Августу. Этого не понимал один чиновник, который в сентябре написал царю письмо и в обращении назвал государя…как?
Ответ: Сентябрейший.
8.Господин Шишков, служивший в 19 веке министром просвещения, очень не любил иностранные слова. Поэтому многие иностранные слова, которые прижились в русском языке, предлагал заменить на слова русского происхождения. Какое французское слово, означающее некую дорогу, он предлагал заменить на «топталище»?
Ответ: Тротуар.
9.Путешествие по замкнутому маршруту называют «турне» - круг. На чём, по мнению французов, можно «крутиться самому, не пускаясь в путешествие»?
Ответ: На турникете.
10.В селении Каргополь создают разные народные игрушки. Среди них и странная фигурка «русского кентавра»: до пояса - мужичок в кафтане и шапке, а внизу - туловище лошади на четырёх ногах. И называют эту игрушку так, как теперь называют некоторых собак. Что это за название?
Ответ: Полкан (от выражения «полконя»)
2 ЗАДАНИЕ.
Отгадайте это слово.
1.ЭТО - древнейший прибор.
2.ЭТО - достоинство карты.
3.ЭТО - заменители балла.
4.С ЭТИМ не справилась Мартышка.
5.ЭТО нарисовано на капюшоне королевской кобры.
Ответ: Очки.
1.С НИМ сравнивают либо совсем юных, либо старых, но бодрых.
2.ЭТО всего-навсего ранний овощ.
3.Раньше брадобреи ЕГО подкладывали за щёку клиентам.
4.На юге растёт ТОТ, которого называют бешеным.
5.ЕГО срывают всегда зелёным и на еду, и на консервирование.
Ответ: Огурец.
1.Со старинных времён ОНИ носят имена собственные, такие как: Голодарь, Медведь, Лебедь и даже Козёл.
2.ИМИ пользовались раньше водолазы и железнодорожные кондукторы.
3. В ЕГО названии дважды звучит старорусское слово, означающее круг.
4.ОН работает языком.
5.Если работают сразу с тремя на НИХ, раздаётся трезвон.
Ответ: Колокол.
1.ЭТО латинский шаг или ступень.
2.Чем глубже, тем ИХ больше покажется.
3.Прямо пойдёшь - больше девяноста ИХ не наберёшь, зато налево или направо ИХ в два раза больше.
4.ЭТИМ дуга поделилась с углом.
5.За столом ЕГО обычно повышают.
Ответ: Градус.
1.Наряду с песней и танцем ЭТО один из «китов музыки», как сказал композитор Дмитрий Кабалевский.
2.ЭТО - один пролёт лестницы в доме.
3.ТАК командует отец малолетнему сыну, чтобы тот не мешал ему читать газету.
4.ТАК командир солдат называет однодневный переход или переезд, порой добавляя слово «бросок».
5.Самый известный среди НИХ - «Прощание славянки» Агапкина.
Ответ: Марш.
ЗАДАНИЕ 3.
Конкурс «Русский аналог».
У многих народов есть похожие по смыслу пословицы и поговорки. Сейчас я буду их называть, а ваша задача - назвать аналогичные пословицы и поговорки русского языка.
1.Французы считают, что «кто разбивает стаканы, тот и платит». А как считают русские?
Ответ: Сам заварил, сам и расхлёбывай.
2.Итальянцы подчёркивают:»Волк меняет шкуру, а не душу». А как считают русские?
Ответ: Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.
3.Французы обещают: «Подождите меня под вязом». А что обещают русские?
Ответ: После дождичка в четверг.
4.Арабы полагают: «От утра до вечера каких чудес не бывает!» Что полагают на этот счёт русские?
Ответ: Утро вечера мудренее.
5.Англичане говорят: «Проклятия, как цыплята, приходят домой на насест». А что у нас?
Ответ: Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
ЗАДАНИЕ 4.
«Толмачи пословиц и поговорок».
1. Ускорение темпа действий вызывает у окружающих положительные эмоции.
Ответ: Поспешишь - людей насмешишь.
2. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения его организма кислородом, доходит до того, что пытается зажать в руке засохший злачный стебель.
Ответ: Утопающий хватается за соломинку.
3.Кушанье из крупы нельзя ухудшить с помощью изделия молочной промышленности.
Ответ: Кашу маслом не испортишь.
4. По окончании взаимных побоев не следует производить никаких движений кистями рук со сжатыми пальцами.
Ответ: После драки кулаками не машут.
5.Острый колющий предмет невозможно спрятать в сделанном из мягкого материала вместилище.
Ответ: Шила в мешке не утаишь.
6.На не принадлежащий вам большой круглый хлеб не рекомендуется открывать полость, находящуюся у вас между верхней и нижней челюстями.
Ответ: На чужой каравай рот не разевай.
7.Когда объёкт удаляется из зоны видимости, то он исчезает и из центрального органа системы кровообращения.
Ответ: С глаз долой - из сердца вон.
ЗАДАНИЕ 5.
Конкурс «Зазеркалье».
Как вы помните, в Зазеркалье всё перевёрнуто вверх ногами. Перевёртыши, которые я вам назову, «поставьте на ноги».
1.Весела ночь до утра, если полно забот.
Ответ: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
2.Если поздно ложиться, чёрт что-нибудь отнимет.
Ответ: Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
3.Все медяки матовые.
Ответ: Не всё то золото, что блестит.
4.Насыпешь себе холм - кто-то на него влезет.
Ответ: Не рой другому яму - сам в неё попадёшь.
5.Редкий орёл чужую твердь ругает.
Ответ: Всякий кулик своё болото хвалит.
6.Почернела бровь - ангел из плеча.
Ответ: Седина в бороду - бес в ребро.
7. Перед перемирием ногами бегают.
Ответ: После драки кулаками не машут.
8. Петухи весной счёту не поддаются.
Ответ: Цыплят по осени считают.
ЗАДАНИЕ 6.
Полиглот.
Переведите слова на русский язык.
1.Арабское «ничто» - НОЛЬ.
2.Греческое: «самодвижущийся» - АВТОМОБИЛЬ.
3.Японское: «большая волна» - ЦУНАМИ.
4.Голландское: «камбуз» - КУХНЯ.
5.Французское: «вираж» - ПОВОРОТ.
6.Латынь: «нелепость» - АБСУРД,
7.Греческое: «мудрость» - СОФИЯ.
8.Испанское: «матадор» - УБИЙЦА.
9.Немецкое: «штамп» - ПЕЧАТЬ.
10.Латынь: «реставрация» - ВОССТАНОВЛЕНИЕ.
11.Персидское: «хищная собака» - ШАКАЛ.
12.Польское: «ненужная бумажка» - ШПАРГАЛКА.
13.Французское: «передовой отряд» - АВАНГАРД.
Подведение итогов.