Интеллектуальная игра по русскому языку для младших школьников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс.

1.РАЗМИНКА.


1.Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

Шведка, болгарка, итальянка, японка, корейка.


Ответ: корейка.


2.Полька, француженка, чешка, голландка, финка. Из пяти перечисленных слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое это слово?


Ответ: француженка.


3.Выражение, означающее «скрыться бесследно», по-видимому, возникло в охотничьей среде. Какое это выражение?


Ответ: И след простыл.


4.В минуту опасности один купец дал обет Богу в случае избавления от беды «поставить статую золотую, пику держащую». Опасность миновала, купец постарался выполнить обет, хотя и жалко было столько денег потратить. Однако резко сократить расходы ему всё-таки удалось. Назовите то, что помогло ему сэкономить.


Ответ: Запятая.

(«Поставить статую, золотую пику держащую»)


5.Выражение «пялить глаза» - значит упорно смотреть на что-либо. Если вы сообразите, на ЧТО именно упорно смотрели наши бабушки, выполняя чисто девичью, женскую работу. То назовёте этот предмет.


Ответ: Пяльцы. Пяльцы - приспособление для натягивания ткани во время вышивания.


6.Фет считал, что ОН беден; Тютчев заявлял, что ОН всегда неверен; Марр полагал, и без НЕГО можно обойтись. А кому давалось опасное задание взять ЕГО.


Ответ: Разведчики «брали языка» (речь о языке).


7.Когда российского императора в официальных документах называли «августейший», значит, уподобляли его знаменитому древнеримскому императору Августу. Этого не понимал один чиновник, который в сентябре написал царю письмо и в обращении назвал государя…как?


Ответ: Сентябрейший.


8.Господин Шишков, служивший в 19 веке министром просвещения, очень не любил иностранные слова. Поэтому многие иностранные слова, которые прижились в русском языке, предлагал заменить на слова русского происхождения. Какое французское слово, означающее некую дорогу, он предлагал заменить на «топталище»?

Ответ: Тротуар.


9.Путешествие по замкнутому маршруту называют «турне» - круг. На чём, по мнению французов, можно «крутиться самому, не пускаясь в путешествие»?


Ответ: На турникете.


10.В селении Каргополь создают разные народные игрушки. Среди них и странная фигурка «русского кентавра»: до пояса - мужичок в кафтане и шапке, а внизу - туловище лошади на четырёх ногах. И называют эту игрушку так, как теперь называют некоторых собак. Что это за название?


Ответ: Полкан (от выражения «полконя»)

2 ЗАДАНИЕ.

Отгадайте это слово.


1.ЭТО - древнейший прибор.

2.ЭТО - достоинство карты.

3.ЭТО - заменители балла.

4.С ЭТИМ не справилась Мартышка.

5.ЭТО нарисовано на капюшоне королевской кобры.


Ответ: Очки.

1.С НИМ сравнивают либо совсем юных, либо старых, но бодрых.

2.ЭТО всего-навсего ранний овощ.

3.Раньше брадобреи ЕГО подкладывали за щёку клиентам.

4.На юге растёт ТОТ, которого называют бешеным.

5.ЕГО срывают всегда зелёным и на еду, и на консервирование.


Ответ: Огурец.

1.Со старинных времён ОНИ носят имена собственные, такие как: Голодарь, Медведь, Лебедь и даже Козёл.

2.ИМИ пользовались раньше водолазы и железнодорожные кондукторы.

3. В ЕГО названии дважды звучит старорусское слово, означающее круг.

4.ОН работает языком.

5.Если работают сразу с тремя на НИХ, раздаётся трезвон.


Ответ: Колокол.

1.ЭТО латинский шаг или ступень.

2.Чем глубже, тем ИХ больше покажется.

3.Прямо пойдёшь - больше девяноста ИХ не наберёшь, зато налево или направо ИХ в два раза больше.

4.ЭТИМ дуга поделилась с углом.

5.За столом ЕГО обычно повышают.


Ответ: Градус.

1.Наряду с песней и танцем ЭТО один из «китов музыки», как сказал композитор Дмитрий Кабалевский.

2.ЭТО - один пролёт лестницы в доме.

3.ТАК командует отец малолетнему сыну, чтобы тот не мешал ему читать газету.

4.ТАК командир солдат называет однодневный переход или переезд, порой добавляя слово «бросок».

5.Самый известный среди НИХ - «Прощание славянки» Агапкина.


Ответ: Марш.

ЗАДАНИЕ 3.

Конкурс «Русский аналог».

У многих народов есть похожие по смыслу пословицы и поговорки. Сейчас я буду их называть, а ваша задача - назвать аналогичные пословицы и поговорки русского языка.

1.Французы считают, что «кто разбивает стаканы, тот и платит». А как считают русские?


Ответ: Сам заварил, сам и расхлёбывай.


2.Итальянцы подчёркивают:»Волк меняет шкуру, а не душу». А как считают русские?


Ответ: Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.


3.Французы обещают: «Подождите меня под вязом». А что обещают русские?


Ответ: После дождичка в четверг.


4.Арабы полагают: «От утра до вечера каких чудес не бывает!» Что полагают на этот счёт русские?


Ответ: Утро вечера мудренее.


5.Англичане говорят: «Проклятия, как цыплята, приходят домой на насест». А что у нас?


Ответ: Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

ЗАДАНИЕ 4.


«Толмачи пословиц и поговорок».


1. Ускорение темпа действий вызывает у окружающих положительные эмоции.


Ответ: Поспешишь - людей насмешишь.


2. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения его организма кислородом, доходит до того, что пытается зажать в руке засохший злачный стебель.


Ответ: Утопающий хватается за соломинку.


3.Кушанье из крупы нельзя ухудшить с помощью изделия молочной промышленности.

Ответ: Кашу маслом не испортишь.


4. По окончании взаимных побоев не следует производить никаких движений кистями рук со сжатыми пальцами.


Ответ: После драки кулаками не машут.


5.Острый колющий предмет невозможно спрятать в сделанном из мягкого материала вместилище.


Ответ: Шила в мешке не утаишь.


6.На не принадлежащий вам большой круглый хлеб не рекомендуется открывать полость, находящуюся у вас между верхней и нижней челюстями.


Ответ: На чужой каравай рот не разевай.


7.Когда объёкт удаляется из зоны видимости, то он исчезает и из центрального органа системы кровообращения.


Ответ: С глаз долой - из сердца вон.

ЗАДАНИЕ 5.


Конкурс «Зазеркалье».


Как вы помните, в Зазеркалье всё перевёрнуто вверх ногами. Перевёртыши, которые я вам назову, «поставьте на ноги».


1.Весела ночь до утра, если полно забот.


Ответ: Скучен день до вечера, коли делать нечего.


2.Если поздно ложиться, чёрт что-нибудь отнимет.


Ответ: Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.


3.Все медяки матовые.


Ответ: Не всё то золото, что блестит.


4.Насыпешь себе холм - кто-то на него влезет.


Ответ: Не рой другому яму - сам в неё попадёшь.


5.Редкий орёл чужую твердь ругает.


Ответ: Всякий кулик своё болото хвалит.


6.Почернела бровь - ангел из плеча.


Ответ: Седина в бороду - бес в ребро.


7. Перед перемирием ногами бегают.


Ответ: После драки кулаками не машут.


8. Петухи весной счёту не поддаются.


Ответ: Цыплят по осени считают.

ЗАДАНИЕ 6.


Полиглот.

Переведите слова на русский язык.


1.Арабское «ничто» - НОЛЬ.


2.Греческое: «самодвижущийся» - АВТОМОБИЛЬ.


3.Японское: «большая волна» - ЦУНАМИ.


4.Голландское: «камбуз» - КУХНЯ.


5.Французское: «вираж» - ПОВОРОТ.


6.Латынь: «нелепость» - АБСУРД,


7.Греческое: «мудрость» - СОФИЯ.


8.Испанское: «матадор» - УБИЙЦА.


9.Немецкое: «штамп» - ПЕЧАТЬ.


10.Латынь: «реставрация» - ВОССТАНОВЛЕНИЕ.


11.Персидское: «хищная собака» - ШАКАЛ.


12.Польское: «ненужная бумажка» - ШПАРГАЛКА.


13.Французское: «передовой отряд» - АВАНГАРД.

Подведение итогов.

© 2010-2022