Рабочая программа по русскому языку в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Болдовская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района РМ


Рассмотрена и одобрена

на заседании

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Председатель МО Н.К.Митина

« » ____________20 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

Н.Ф.Чуваткина

« » ____________20 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

Т.В.Кононенко « »____________20 г.




Рабочая программа

учебного курса РУССКИЙ ЯЗЫК в 8 классе

Составитель:Митина Н. К.,

учитель русского языка и литературы

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Данная программа составлена на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова)Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Закона «Об образовании в Республике Мордовия»;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

-Примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263),

- Приказа Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 - 2015 учебный год»

-«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление №189 от 29.12.2010г

-Сборника методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2015 / 2016 учебном году: методические рекомендации: Сост В.А. Орехова; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2014г

-Учебного плана МБОУ «Болдовская СОШ» Рузаевского муниципального района РМ (Пр№2 от 1.09.2015).

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.

Русский язык в системе общего среднего образования в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения занимает особое место. Он является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.

Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры.

Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи преемственности с программами для начального общего образования.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя их языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи предмета «Русский язык» в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения:

- формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

- усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;

- овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;

- формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.

Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, конспекты и т. п.

В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: самостоятельно добывать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; контролировать правильность своей речевой деятельности и др.

Общая характеристика учебного курса

Существенной особенностью русского языка как учебного предмета является его неоднородность. В широком смысле слова язык включает речевую деятельность (говорение, слушание, чтение и письмо), языковой материал (совокупность текстов, созданных на этом языке) и языковую систему (словарь, грамматику). Язык существует только в виде речевой деятельности, два других аспекта являются соответственно продуктом речевой деятельности (языковой материал) и результатом изучения языкового материала учеными (языковая система).

В обучении предмету должны быть отражены три аспекта: речевая деятельность (так как она является целью школьного языкового образования), языковой материал и языковая система (так как они являются средствами обучения речевой деятельности).

При обучении предмету «Русский язык» предполагается целенаправленная работа по активному развитию у школьников основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Принцип взаимосвязи знаний и речевой деятельности определяет главную цель обучения русскому языку - свободное владение языком во всех видах речевой деятельности, в различных сферах и ситуациях общения. Свободное владение языком предполагает освоение учащимися определённого объёма информации о системе и структуре языка, его единицах и правилах функционирования в речи; умение отбирать и употреблять языковые средства в соответствии с коммуникативными целями и задачами; умение организовать речевое общение на основе усвоения социальных норм речевого поведения в целом.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнацио­нального общения и консолидации народов России. Русский язык - средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык - цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык - важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык - средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.

Важный принцип обучения русскому языку - учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой - предупреждение интерференции.

Этот принцип реализован в программе путем отбора и описания сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.

Основные особенности содержания обучения русскому (неродному) языку обусловлены тем, что достижение указанных результатов осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Это нашло отражение в структуре программы, которая состоит из трех сквозных содержательных линий:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5-7, 8-9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; формирование учебных умений, навыков и способов действий с языковым материалом; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.

Основными принципами обучения русскому языку при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку - формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению, общаясь - вот основная характеристика коммуникативности.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.

В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.

Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы

Данная программа составлена в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения Согласно школьному учебному плану , рассчитанному на 34 учебные недели на изучение русского языка в 8 классе приходится 3 часа в неделю/102 часа в год.

Изменения, которые внес учитель:

Преподавание ведётся с использованием учебно-методического комплекса - автор Е.А. Быстрова. При планировании уроков развития речи взято 37 часов, согласно программе . Из уроков, отведённых на теоретическую часть, взято 9 уроков для организации текущего и административного контроля .

.

Результаты изучения учебного предмета:

Личностные:

  • осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ; осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;

  • готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении; толерантность в межкультурном общении;

  • осознание русского языка как средства приобщения к культуре русского народа, народов РФ и мировой культуре.

Метапредметные

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы, основной и дополнительной информации);

  • овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости(план, пересказ, изложение, конспект);

  • умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;

  • умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета; пользоваться справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;

  • умение и навыки анализа явлений языка на межпредметном уровне.

Предметные

  • освоение базовых понятий: язык, речь, устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст, система языка;

  • знание языковых единиц русского языка, их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения;

  • уместное употребление языковых средств в речевой практике4

  • знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;

  • знание норм литературного русского языка и речевого этикета и использование их в речевой практике;

  • умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе и двуязычных словарей;

  • чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров;

  • понимание информации , предъявляемой на слух в нормальном темпе;

  • создание текстов различных по жанру и стилю, с учётом сферы и ситуации общения; умение инициативно вести диалоги на бытовые, учебные, социокультрные темы с соблюдением норм речевого этикета;

  • работа с текстом как источником информации, многоаспектный анализ текста, владение основными видами информационной переработки текста в план, тезисы, конспект;

  • перевод фрагментов текстов на русский язык с родного.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения русского (неродного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами куль­туры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать ин­формацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осу­ществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускни­ков основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных вид< речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.





Тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка на уч-ся

Из них:

Теоре-тичес-кая

часть

Кол-во контроль-ных работ

Развитие речи

Изло-жения

Сочи-нения

Работа с текстом

1

Повторение. Речь

8

3

1

2

2

2

Словосочетание и предложение

10

4

1

2

2

1

3

Двусоставные предложения

40

24

2

4

8

2

4

Односоставные предложения

11

6

1

2

2

5

Полные и неполные предложения

4

2

2

6

Предложения с однородными членами

11

6

1

2

2

7

Предложения с обособленными второстепенными членами

8

4

2

2


8

конструкциями.

Предложения с обращениями,

вводными и вставными

4

4


9

Повторение

4

2

2


Итоговый и резервные

1

1

1

ИТОГО

102

58

9

16

18

3

1

Всего -102 часа

Содержание тем учебного курса.

1. Речь.

1.Разговорная и книжная речь (повторение).

Типы речи. Повествование с элементами описания и рассуждение с элементами описания и повествования. Стили речи. Жанры.

2.Умения:

-анализировать и составлять различные по типу, стилю тексты;

- выделять в тексте части: описание, повествование, рассуждение;

- определять ведущий тип речи;

- определять стиль и жанр текста.

Сочинение «Как я общаюсь с друзьями?»

Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием.

Обучающее изложение « Молодость - вся жизнь»

Система языка. Синтаксис и пунктуация.

2. Словосочетание и предложение.

1.Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения. Типы связи слов в словосочетании. Предложное и беспредложное управление. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение).Грамматическая основа предложения (повторение).Предложения простые и сложные (повторение).

2.Умения:

-различать словосочетания с предложным и беспредложным управлением, употреблять их в речи.

Краткое изложение по тексту упражнения № 42.

Сочинение- рассуждение «Сравниваем слова русского и родного языка».

Работа с текстом «Обыкновенная земля»

Административный контрольный диктант.

3. Двусоставные предложения.

1.Нераспространённые и распространённые предложения (повторение).

Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, способы его выражения. Простое и составное глагольные сказуемые. Согласование сказуемого и подлежащего в лице и числе. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

2.Умения:

- использовать формы времени, вида глагола в тексте для связи предложений;

-соблюдать интонацию в предложении с пропущенной связкой.

Сочинение -рассуждение «Компьютер в современном мире»

Сочинение- рассуждение о просмотренном кино- или телефильме.

Сжатое изложение по упражнению №96.

1.Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение, их место в предложении и способы выражения.

. 2. Умения:

-употреблять в речи падежные формы существительных и местоимений;

- устанавливать связь между дополнением и сказуемым (управление).

Краткое изложение по упражнению №121.

Сочинение - описание о родной природе.

Административный контрольный диктант.

1.Определение согласованное и несогласованное. Способы их выражения. Приложение как особый вид определения. Знаки препинания при приложении. Дефис при приложении.

2. Умения:

-согласовывать определение с определяемым словом;

-употреблять в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, распространенные определения;

- употреблять приложения- определения в устной и письменной речи.

1. Обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, условия. Место обстоятельства в предложении. Способы выражения обстоятельств.

2.Умения:

- употреблять в речи обстоятельства со значением места, времени, причины и следствия, выражаемые формой косвенного падежа с предлогом и предложными сочетаниями(повторение0, со значением обусловленности и уступки, выражаемые формой косвенного падежа с предлогами;

- использовать обстоятельства места и времени как средство межфразовой связи в тексте.

1. Прямой и обратный порядок слов в предложении.

Интонация предложении. Логическое ударение (повторение).

2.Умения:

- выделять с помощью порядка слов и логического ударения наиболее важные для высказывания слова и предложения.

Работа с текстом стр.121

Сочинение на морально- этическую тему «В чём, по-вашему, ценность человеческой жизни?»

Контрольный тест по теме «Двусоставные предложения»

4. Односоставные предложения.

1.Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо-личные, неопределённо-личные, безличные (главный член-сказуемое),назывные(главный член- существительное).

2. Умения:

- пользоваться в речи различными видами предложений, активными и пассивными конструкциями глаголов совершенного и несовершенного вида( с учётом типов и стилей речи);

- заменять личные предложения безличными, употреблять их как синонимы;

- употреблять в описании назывные предложения для обозначения места и времени;

- переводить односоставные предложения с русского языка на родной и обратно.

Сочинение «Традиции и гадания моего народа»

Изложение по упражнению № 189.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения»

5. Неполные предложения.

1.Понятие о полных и неполных предложениях. Тире в неполном предложении.

2.Умения:

- употреблять в диалогической речи полные и неполные предложения;

- преобразовывать полные предложения в неполные;

- выразительно читать диалоги с неполными предложениями.

Сочинение - рассказ

6. Предложения с однородными членами

1.Понятии об однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире . Однородные члены, не соединенные союзами. Интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления при обобщающих словах. Союзы при однородных членах предложения (соединительные, противительные).

2. Умения:

- пользоваться предложениями с однородными членами в различных функциональных стилях и типах речи;

- переводить с родного языка на русский предложения с однородными членами.

Краткое изложение по упр.204

Сочинение по тексту В.Астафьева «Вам продолжать эту жизнь»

Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».

7. Предложения с обособленными второстепенными членами.

1.Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Обособление уточняющих членов предложения . Сравнительные обороты с союзом как , будто ,словно, как будто. Знаки препинания при сравнительных оборотах.

2.Умения:

- употреблять в речи обособленные обстоятельства для характеристики действий, уточнения места, времени действия;

- заменять предложения с обособленными членами предложения синонимическими конструкциями (простыми предложениями без обособленных членов и сложными предложениями);

- употреблять эти конструкции в различных стилях и типах речи с учётом их смысловых, образных, эмоциональных значений;

- ставить знаки препинания при сравнительных оборотах.

Изложение по упр.242

Контрольный тест по теме «Обособленные члены предложения»

8. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

1.Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания в предложении с обращениями.

2.Умения:

-употреблять обращения в диалогической и монологической речи с учётом различных стилей речи;

- выразительно читать предложения с обращениями.1. Вводные слова, вводные предложения. Их роль и место в предложении.

Знаки препинания.

- пользоваться вводными словами и вставными конструкциями для выражения уверенности или неуверенности, отношения между частями высказывания, оценки, степени обычности, привлечения внимания, указания источника сообщения;

- соблюдать правильную интонацию в предложении с вводными словами и вставными конструкциями;

-использовать вводные слова для связи предложений в художественной, научной, деловой, публицистической речи.

Контрольное изложение с элементами сочинения по упражнению №271

Административный контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года.

Экскурсия на природу «Всмотритесь в красоту весны»

Виды речевой деятельности.

Умения:

В аудировании:

- понимать речь учителя и дикторский текст

- выделять в смысловых частях второстепенную информацию;

В чтении:

- читать текст, используя различные приёмы чтения ;

- читать текст, различный по типу и стилю;

- пересказывать прочитанное в краткой и развёрнутой форме;

- определять средства связи между предложениями;

В говорении:

-поддерживать тему разговора; аргументировать свои взгляды во время беседы;

- вести диалог-дискуссию (задать вопрос, аргументированно опровергнуть чужую точку зрения и доказать свою);

- составлять устный рассказ;

В письменной речи :

- писать сочинение -описание о родной природе, своем селе, республике;

- писать сочинение- рассуждение о произведениях живописи, кино;

- обобщённо излагать содержание двух или нескольких текстов, объединённых общей темой или идеей;

- писать отзыв о книге(дать оценку персонажей, их действий, поступков);

- составлять рассказ;

- самостоятельно составлять письменные сообщения на основе ранее прочитанных или прослушанных текстов, просмотренных кино-, телефильмов.


Требования к уровню подготовки учащихся VΙΙΙ класса.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,обосновывать свои ответы, используя лингвистическую терминологию.

К концу 8 класса учащиеся должны уметь :

-различать основные единицы синтаксиса,

- пользоваться в речи различными типами предложений,

-согласовывать главные члены предложения и второстепенные,

-правильно употреблять предложные и беспредложные управления ,

- строить синонимические конструкции,

-переводить с родного языка на русский и обратно различные по структуре простые предложения ,

-соблюдать правильную интонацию и выразительно читать ;

в орфографии:

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами , находить и исправлять орфографические ошибки;

в пунктуации:

-употреблять тире в простом полном и неполном предложении,

-тире и двоеточие при обобщающих словах при однородных членах,

-знаки препинания при однородных, обособленных членах предложения, вводных словах, вставных конструкциях и обращениях.

в связной речи:

- понимать речь учителя и дикторский текст;

- выделять в смысловых частях второстепенную информацию,

- пересказывать кратко и в развернутой форме;

- составлять устный рассказ, сообщение;

-писать сочинение-описание, сочинение - рассуждение о произведениях искусства;

-писать отзыв о книге, составлять рассказ;

-самостоятельно составлять письменное сообщение на основе ранее прочитанного и прослушанного текста, просмотренного кино-, телефильма.







Материально-техническое обеспечение учебного предмета

На уроках русского языка используется оснащение кабинета информатики, телевизор, DVD

1.Электронные носители:

-Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс

- Репетитор . Тесты по пунктуации

- Готовимся к ЕГЭ . Русский язык.

- Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку 1-9 кл.

- Диктанты. Изложения. Тренировочные упражнения. 5-11 классы.

2.Таблицы

Ι. Демонстративные таблицы - макеты

Виды разбора. 4 шт.

Говори правильно! 1 шт

Основные правила русской орфографии 4 шт.

ΙΙ. Таблицы по русскому языку 5-9 классы. Основные правила орфографии и пунктуации.

1 комплект (12 штук)

ΙΙΙ. Таблицы по русскому языку 5-11 классы. Орфография. 1 комплект (15 штук)

3.Измерители выполнения образовательного стандарта

по русскому языку и литературе в кабинете

1)Тесты

Класс

Тема

Кол-во

5-11, русский язык

Тематические

1 0 по каждой теме

Итоговые

15

9 класс

ГИА

17

2)Раздаточный дидактический материал

Класс

Тема

Уровень

Кол-во

Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 8 кл

Все темы

Полноценный

12

Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 8-11 класс

Синтаксис и пунктуация

Полноценный

10

Тексты диктантов 5-11 класс

Избранное, архив

Базовый

10

4.Учебные словари:

Название

Автор

Изд-во

Год издания

Кол-во

1

Орфографический словарь русского языка

Д. Н. Ушаков.

«Просвещение»

1984

5

2

Толковый словарь

С.И. Ожегов.

«Русский язык»

1988

1

3

Орфоэпический словарь русского языка.

С. Н. Борунова.

«Русский язык»

1987

1

4

Школьный словообразовательный словарь.

А.Н.Тихонов.

«Просвещение»

1991

1

5

Словообразовательный словарь русского языка

А.Н.Тихонов

Русский язык

1985

1

6

Школьный фразеологический словарь.

В.П.Жуков.

«Просвещение»

1980

1

7

Словарь иностранных слов.

А.Г.Спиркин.

«Русский язык»

1982

1

8

Школьный словарь иностранных слов.

В.В.Одинцов.

«Просвещение»

1983.

1

9

Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника.

Букчина Б.З.

Русский язык

1987

1

10

Мокшанско-русский словарь

Русский язык

Дигора

1993

1

11

Школьный словарь синонимов

Абрамов Н.А.

Просвещение

1999

12

Школьный словарь антонимов

Львов М.Р.

Просвещение

1985

1

13

Словарь паронимов

О.В.Вишнякова

Русский язык

1984

1

14

Крылатые слова и выражения

Серов В.И.

Локид-Пресс

1987

1

Перечень учебно-методического обеспечения.

Ι Основная учебно-методическая литература

1. Программа по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским ) и русским (неродным)языком обучения . 5-9 классы./авторы :Е.А.Быстрова, Е.С.Кудрявцева и др.- М.,Дрофа, 2009

2. Русский язык.8 класс: учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/ Е.А.Быстрова, Н.В. Мангутова, Т.В.Потёмкина, Л.И.Новикова, -3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2011

3.Быстрова Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.8 класс» для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/Е.А.Быстрова.-М.: Дрофа,2009.

ΙΙ. Дополнительная учебно-методическая литература и источники.

1.Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/сост.Н.В.Егорова.- М.: ВАКО,2010.

2. Г.А. Богданова Уроки русск.языка 8 кл -М.«Просвещение» ,2001

3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 7,8 класс. «ВАКО».2006

4.И.В.Текучева. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 7,8кл.. «Экзамен» 2005

5. А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 5,6,7,8 классы. Творческий центр. 2000

6. Егорова Н.В.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.: 7 класс ВАКО,2010

7.Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»

8.Библиотечка газеты « Первое сентября»

9. Авторские материалы. «Комплекс роков по русскому языку в 8 классе».

«Комплексный анализ текста»

« История языка»

Интернет-сайты

Российское образование. Федеральный образовательный портал- school.edu.ru

Мордовский республиканский образовательный портал - edurm.ru/

Сеть творческих учителей-it-n.ru/

Всероссийский Интернет - педсовет -pedsovet.org/

Бесплатные разработки уроков -uroki.net/-

Журнал Вестник образования -vestnik.edu.ru/

Бесплатный школьный портал Про школу.- proshkolu.ru/

Календарно - тематический план

№ п/п

№ урока

Наименование разделов и тем

Всего часов

Тип урока

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

Теория

Развитие речи

Контрольный/проверочный диктант, тестирование

Планируемая

Фактиче-ски

Сочинение

Изложение

Работа с текстом

1.1

1

Повторение. Разговорная и книжная речь

1

Комбинированный

1


1.2-1.3

2-3

Стили. Языковые особенности книжных стилей речи.

2

Урок систематизации ЗУН

2


1.4

4

Типы речи

1

Урок систематизации ЗУН

1


15-1.6

5-6

Р.Р. Подготовка и написание сочинения «Как я общаюсь с друзьями?»

2

Урок развития речи

2


1.7

7

Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля ЗУН


1

1.8-1.9

8-9

Р.Р. Подготовка и написание изложения

по тексту публицистического стиля

2

Урок развития речи

2


2.1

10

Понятие о синтаксисе и пунктуации

1

Урок систематизации ЗУН

1


2.2

11

Словосочетание- единица синтаксиса.

1

Урок объяснения нового материала

1


2.3,2.4

12-13

Р.р. Подготовка и написание краткого изложения по тексту упр.14.

2

Урок развития речи

2


2.5

14

Виды словосочетаний.

1

Комбинированный

1


2.6,2.7

15-16

Сочинение - рассуждение

«Сравниваем слова русского и родного языка»

2

Урок развития речи

2


2.8

17

Синтаксические связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

1

Урок систематизации ЗУН

1


2.9

18

Работа с текстом «Обыкновенная земля»

1

Урок развития речи

1

2.10

19

Проверочная работа по теме

1

Урок контроля знаний и умений


1

3.1

20

Основные признаки предложения. Предложение - единица синтаксиса

1

Комбинированный

1


3.2

21

Виды предложений по цели высказывания

1

Урок систематизации ЗУН

1


3.3

22

Предложение простое и сложное

1

Урок систематизации ЗУН

1


3.4

23

Подлежащее, способы его выражения

1

Комбинированный

1


3.5,3.6

24-25

Р.р. Подготовка и написание сочинения -рассуждения

«Компьютеры в современном мире»

2

Урок развития речи

2


3.7

26

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Комбинированный

1


3.8

27

Составное глагольное сказуемое

1

Урок объяснения нового материала

1


3.9

28

Составное именное сказуемое

1

Урок объяснения нового материала

1


3.10

29-30

Р.р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения о прочитанной книге или просмотренном фильме

2

Урок развития речи

2


3.11,3.12

31-32

Тире между подлежащим и сказуемым

2

Комбинированные

1


3.13-3.14

33-34

Р.Р. Подготовка и написание сжатого изложения по упр 96

2

Урок развития речи

2


4.1

35

Второстепенные члены предложения

1

Урок систематизации ЗУН

1


4.2-4.3-

36-37

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

2

Комбинированный

1


4.4,4.5

38-39

Определение согласованное

2

Урок объяснения нового материала

1


4.6,4.7

40-41

Определение несогласованное

2

Урок объяснения нового материала

1


4.8,4.9

42-43

Р.р. Подготовка и написание краткого изложения по упр 121

2

Урок развития речи

2


4.10,4.11

44-45

Приложение- особый вид определения

2

Урок объяснения нового материала

1


4.12

46

Обстоятельства

1

Комбинированный

1


4.13

47

Административный контрольный диктант за 1 полугодие

1

Урок контроля знаний и умений


1

4.14

48

Анализ диктанта.

Обстоятельства образа действия

1

Комбинированный

1


4.15,4.16

49-50

Р.р. Подготовка и написание сочинения -описания о родной природе.

2

Урок развития речи

2


4.17

51

Обстоятельства места

1

Комбинированный

1


4.18

52

Обстоятельство времени

1

Комбинированный

1


4.19

53

Обстоятельство причины

1

Комбинированный

1


4.20

54

Обстоятельство цели

1

Комбинированный

1


4.20,4.21

55-56

Работа с текстом

2

Урок развития речи

1

4.22

57

Контрольный тест по теме «Двусоставное предложение»Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Урок контроля знаний и умений


1

4.23,4.24

58-59

Р.р. Подготовка и написание сочинения на морально-этическую тему «В чём , по-вашему, ценность человеческой жизни?»

2

Урок развития речи

2


5.1

60

Понятие об односоставных предложениях

1

Урок систематизации ЗУН

1


5.2

61

Определённо-личные предложения

1

Урок объяснения нового материала

1


5.3

62

Неопределённо-личные предложения

1

Урок объяснения нового материала

1


5.4,5.5

63-64

Р.р. Подготовка и написание сочинения «Традиции и гадания моего народа

2

Урок развития речи

2


5.6,5.7

65-66

Безличные предложения

2

Урок объяснения нового материала

1


5.8

67

Назывные предложения

1

Урок объяснения нового материала

1


5.9-5.10

68-69

Р.р. Подготовка и написание изложения по упр.№189

2

Урок развития речи

2


5.11

70

Диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля знаний и умений


1

5.12

71

Понятие о неполном предложении

1

Урок объяснения нового материала

1


5.13

72

Тире в неполном предложении

1

Урок систематизации ЗУН

1


5.14,5.15

73-74

Р.р. Подготовка и написание сочинения -рассказа

2

Урок развития речи

2


6.1

75

Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией.

1

Комбинированный

1


6.2

76

Однородные и неоднородные определения.

1

Урок объяснения нового материала

1


6.3

77

Р.р. Подготовка и написание краткого изложения по упр.204

1

Урок развития речи

2


6.4-6.5

78-79

Однородные члены предложения , связанные сочинительными союзами

2

Комбинированный

2


6.6

80

Обобщающие слова при однородных членах

1

Урок объяснения нового материала

1


6.7-6.8

81-82

Р.р. Подготовка и написание сочинения по тексту В.Астафьева «Вам продолжать эту жизнь»

2

Урок развития речи

2


6.9

83

Диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля знаний и умений


1

7.1

84

Понятие об обособлении. Обособленные определения.

1

Комбинированный

1


7.2

85

Обособленные приложения

1

Урок объяснения нового материала

1


7.3

86

Обособление обстоятельств

1

Урок систематизации ЗУН

1


7.4

87

Обособление уточняющих членов предложения

1

Урок объяснения нового материала

1


7.5

88

Контрольный тест по теме «Обособленные члены предложения»

1

Урок контроля знаний и умений


1

7.6,7.7

89-90

Р.р. Подготовка и написание изложения по упр.242

2

Урок развития речи

2


8.1

91

Предложение с вводными словами .Вводные слова и предложения.

1

Урок объяснения нового материала

1


8.2

92

Вводные слова, знаки препинания при вводных словах.

1

Комбинированный

1


8.3,8.4

93-94

Обращение

2

Урок систематизации ЗУН

1


8.5,8.6

95-96

Подготовка и написание контрольного изложения с элементами сочинения по упр.271

2

Урок развития речи

2


9.1,9.2

97-98

Повторение

2

Уроки систематизации ЗУН

2


9.3

99

Итоговый административный контрольный диктант

1

Урок контроля знаний и умений


1

9.4

100

Итоговое тестирование за курс 8 - го класса

1

Урок систематизации ЗУН


1

9.5

101

Анализ диктанта и выполнения теста, работа над ошибками

1

Повторительно-обобщающий урок

1


102

Итоговый урок

4

Экскурсия

1





Источники, использованные при подготовке рабочей программы:

-Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Закона «Об образовании в Республике Мордовия»;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

-Примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263),

- Приказа Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 - 2015 учебный год»

-«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление №189 от 29.12.2010г

-Сборника методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2015 / 2016 учебном году: методические рекомендации: Сост В.А. Орехова; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2014г

-Учебного плана МБОУ «Болдовская СОШ» Рузаевского муниципального района РМ (Пр№2 от 1.09.2015)

<]>


© 2010-2022