- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Митина Н.К. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Болдовская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена
на заседании
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
Председатель МО Н.К.Митина
« » ____________20 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
Н.Ф.Чуваткина
« » ____________20 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Т.В.Кононенко « »____________20 г.
Рабочая программа
учебного курса РУССКИЙ ЯЗЫК в 8 классе
Составитель:Митина Н. К.,
учитель русского языка и литературы
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Данная программа составлена на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова)Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона «Об образовании в Республике Мордовия»;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
-Примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263),
- Приказа Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 - 2015 учебный год»
-«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление №189 от 29.12.2010г
-Сборника методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2015 / 2016 учебном году: методические рекомендации: Сост В.А. Орехова; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2014г
-Учебного плана МБОУ «Болдовская СОШ» Рузаевского муниципального района РМ (Пр№2 от 1.09.2015).
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.
Русский язык в системе общего среднего образования в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения занимает особое место. Он является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.
Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры.
Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи преемственности с программами для начального общего образования.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя их языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи предмета «Русский язык» в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения:
- формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
- усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
- овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
- формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, конспекты и т. п.
В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: самостоятельно добывать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; контролировать правильность своей речевой деятельности и др.
Общая характеристика учебного курса
Существенной особенностью русского языка как учебного предмета является его неоднородность. В широком смысле слова язык включает речевую деятельность (говорение, слушание, чтение и письмо), языковой материал (совокупность текстов, созданных на этом языке) и языковую систему (словарь, грамматику). Язык существует только в виде речевой деятельности, два других аспекта являются соответственно продуктом речевой деятельности (языковой материал) и результатом изучения языкового материала учеными (языковая система).
В обучении предмету должны быть отражены три аспекта: речевая деятельность (так как она является целью школьного языкового образования), языковой материал и языковая система (так как они являются средствами обучения речевой деятельности).
При обучении предмету «Русский язык» предполагается целенаправленная работа по активному развитию у школьников основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Принцип взаимосвязи знаний и речевой деятельности определяет главную цель обучения русскому языку - свободное владение языком во всех видах речевой деятельности, в различных сферах и ситуациях общения. Свободное владение языком предполагает освоение учащимися определённого объёма информации о системе и структуре языка, его единицах и правилах функционирования в речи; умение отбирать и употреблять языковые средства в соответствии с коммуникативными целями и задачами; умение организовать речевое общение на основе усвоения социальных норм речевого поведения в целом.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Русский язык - средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык - цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык - важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык - средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.
Важный принцип обучения русскому языку - учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой - предупреждение интерференции.
Этот принцип реализован в программе путем отбора и описания сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.
Основные особенности содержания обучения русскому (неродному) языку обусловлены тем, что достижение указанных результатов осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Это нашло отражение в структуре программы, которая состоит из трех сквозных содержательных линий:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5-7, 8-9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; формирование учебных умений, навыков и способов действий с языковым материалом; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.
Основными принципами обучения русскому языку при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие.
Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку - формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению, общаясь - вот основная характеристика коммуникативности.
В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.
В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.
Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы
Данная программа составлена в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения Согласно школьному учебному плану , рассчитанному на 34 учебные недели на изучение русского языка в 8 классе приходится 3 часа в неделю/102 часа в год.
Изменения, которые внес учитель:
Преподавание ведётся с использованием учебно-методического комплекса - автор Е.А. Быстрова. При планировании уроков развития речи взято 37 часов, согласно программе . Из уроков, отведённых на теоретическую часть, взято 9 уроков для организации текущего и административного контроля .
.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностные:
-
осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ; осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;
-
готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении; толерантность в межкультурном общении;
-
осознание русского языка как средства приобщения к культуре русского народа, народов РФ и мировой культуре.
Метапредметные
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы, основной и дополнительной информации);
-
овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
-
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости(план, пересказ, изложение, конспект);
-
умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
-
умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета; пользоваться справочной литературой;
-
овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
-
умение и навыки анализа явлений языка на межпредметном уровне.
Предметные
-
освоение базовых понятий: язык, речь, устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст, система языка;
-
знание языковых единиц русского языка, их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения;
-
уместное употребление языковых средств в речевой практике4
-
знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;
-
знание норм литературного русского языка и речевого этикета и использование их в речевой практике;
-
умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе и двуязычных словарей;
-
чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров;
-
понимание информации , предъявляемой на слух в нормальном темпе;
-
создание текстов различных по жанру и стилю, с учётом сферы и ситуации общения; умение инициативно вести диалоги на бытовые, учебные, социокультрные темы с соблюдением норм речевого этикета;
-
работа с текстом как источником информации, многоаспектный анализ текста, владение основными видами информационной переработки текста в план, тезисы, конспект;
-
перевод фрагментов текстов на русский язык с родного.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского (неродного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных вид< речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Тематический план.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка на уч-ся
Из них:
Теоре-тичес-кая
часть
Кол-во контроль-ных работ
Развитие речи
Изло-жения
Сочи-нения
Работа с текстом
1
Повторение. Речь
8
3
1
2
2
2
Словосочетание и предложение
10
4
1
2
2
1
3
Двусоставные предложения
40
24
2
4
8
2
4
Односоставные предложения
11
6
1
2
2
5
Полные и неполные предложения
4
2
2
6
Предложения с однородными членами
11
6
1
2
2
7
Предложения с обособленными второстепенными членами
8
4
2
2
8
конструкциями.
Предложения с обращениями,
вводными и вставными
4
4
9
Повторение
4
2
2
Итоговый и резервные
1
1
1
ИТОГО
102
58
9
16
18
3
1
Всего -102 часа
Содержание тем учебного курса.
1. Речь.
1.Разговорная и книжная речь (повторение).
Типы речи. Повествование с элементами описания и рассуждение с элементами описания и повествования. Стили речи. Жанры.
2.Умения:
-анализировать и составлять различные по типу, стилю тексты;
- выделять в тексте части: описание, повествование, рассуждение;
- определять ведущий тип речи;
- определять стиль и жанр текста.
Сочинение «Как я общаюсь с друзьями?»
Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием.
Обучающее изложение « Молодость - вся жизнь»
Система языка. Синтаксис и пунктуация.
2. Словосочетание и предложение.
1.Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения. Типы связи слов в словосочетании. Предложное и беспредложное управление. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение).Грамматическая основа предложения (повторение).Предложения простые и сложные (повторение).
2.Умения:
-различать словосочетания с предложным и беспредложным управлением, употреблять их в речи.
Краткое изложение по тексту упражнения № 42.
Сочинение- рассуждение «Сравниваем слова русского и родного языка».
Работа с текстом «Обыкновенная земля»
Административный контрольный диктант.
3. Двусоставные предложения.
1.Нераспространённые и распространённые предложения (повторение).
Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, способы его выражения. Простое и составное глагольные сказуемые. Согласование сказуемого и подлежащего в лице и числе. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
2.Умения:
- использовать формы времени, вида глагола в тексте для связи предложений;
-соблюдать интонацию в предложении с пропущенной связкой.
Сочинение -рассуждение «Компьютер в современном мире»
Сочинение- рассуждение о просмотренном кино- или телефильме.
Сжатое изложение по упражнению №96.
1.Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение, их место в предложении и способы выражения.
. 2. Умения:
-употреблять в речи падежные формы существительных и местоимений;
- устанавливать связь между дополнением и сказуемым (управление).
Краткое изложение по упражнению №121.
Сочинение - описание о родной природе.
Административный контрольный диктант.
1.Определение согласованное и несогласованное. Способы их выражения. Приложение как особый вид определения. Знаки препинания при приложении. Дефис при приложении.
2. Умения:
-согласовывать определение с определяемым словом;
-употреблять в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, распространенные определения;
- употреблять приложения- определения в устной и письменной речи.
1. Обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, условия. Место обстоятельства в предложении. Способы выражения обстоятельств.
2.Умения:
- употреблять в речи обстоятельства со значением места, времени, причины и следствия, выражаемые формой косвенного падежа с предлогом и предложными сочетаниями(повторение0, со значением обусловленности и уступки, выражаемые формой косвенного падежа с предлогами;
- использовать обстоятельства места и времени как средство межфразовой связи в тексте.
1. Прямой и обратный порядок слов в предложении.
Интонация предложении. Логическое ударение (повторение).
2.Умения:
- выделять с помощью порядка слов и логического ударения наиболее важные для высказывания слова и предложения.
Работа с текстом стр.121
Сочинение на морально- этическую тему «В чём, по-вашему, ценность человеческой жизни?»
Контрольный тест по теме «Двусоставные предложения»
4. Односоставные предложения.
1.Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо-личные, неопределённо-личные, безличные (главный член-сказуемое),назывные(главный член- существительное).
2. Умения:
- пользоваться в речи различными видами предложений, активными и пассивными конструкциями глаголов совершенного и несовершенного вида( с учётом типов и стилей речи);
- заменять личные предложения безличными, употреблять их как синонимы;
- употреблять в описании назывные предложения для обозначения места и времени;
- переводить односоставные предложения с русского языка на родной и обратно.
Сочинение «Традиции и гадания моего народа»
Изложение по упражнению № 189.
Диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения»
5. Неполные предложения.
1.Понятие о полных и неполных предложениях. Тире в неполном предложении.
2.Умения:
- употреблять в диалогической речи полные и неполные предложения;
- преобразовывать полные предложения в неполные;
- выразительно читать диалоги с неполными предложениями.
Сочинение - рассказ
6. Предложения с однородными членами
1.Понятии об однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире . Однородные члены, не соединенные союзами. Интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления при обобщающих словах. Союзы при однородных членах предложения (соединительные, противительные).
2. Умения:
- пользоваться предложениями с однородными членами в различных функциональных стилях и типах речи;
- переводить с родного языка на русский предложения с однородными членами.
Краткое изложение по упр.204
Сочинение по тексту В.Астафьева «Вам продолжать эту жизнь»
Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».
7. Предложения с обособленными второстепенными членами.
1.Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Обособление уточняющих членов предложения . Сравнительные обороты с союзом как , будто ,словно, как будто. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
2.Умения:
- употреблять в речи обособленные обстоятельства для характеристики действий, уточнения места, времени действия;
- заменять предложения с обособленными членами предложения синонимическими конструкциями (простыми предложениями без обособленных членов и сложными предложениями);
- употреблять эти конструкции в различных стилях и типах речи с учётом их смысловых, образных, эмоциональных значений;
- ставить знаки препинания при сравнительных оборотах.
Изложение по упр.242
Контрольный тест по теме «Обособленные члены предложения»
8. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
1.Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания в предложении с обращениями.
2.Умения:
-употреблять обращения в диалогической и монологической речи с учётом различных стилей речи;
- выразительно читать предложения с обращениями.1. Вводные слова, вводные предложения. Их роль и место в предложении.
Знаки препинания.
- пользоваться вводными словами и вставными конструкциями для выражения уверенности или неуверенности, отношения между частями высказывания, оценки, степени обычности, привлечения внимания, указания источника сообщения;
- соблюдать правильную интонацию в предложении с вводными словами и вставными конструкциями;
-использовать вводные слова для связи предложений в художественной, научной, деловой, публицистической речи.
Контрольное изложение с элементами сочинения по упражнению №271
Административный контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года.
Экскурсия на природу «Всмотритесь в красоту весны»
Виды речевой деятельности.
Умения:
В аудировании:
- понимать речь учителя и дикторский текст
- выделять в смысловых частях второстепенную информацию;
В чтении:
- читать текст, используя различные приёмы чтения ;
- читать текст, различный по типу и стилю;
- пересказывать прочитанное в краткой и развёрнутой форме;
- определять средства связи между предложениями;
В говорении:
-поддерживать тему разговора; аргументировать свои взгляды во время беседы;
- вести диалог-дискуссию (задать вопрос, аргументированно опровергнуть чужую точку зрения и доказать свою);
- составлять устный рассказ;
В письменной речи :
- писать сочинение -описание о родной природе, своем селе, республике;
- писать сочинение- рассуждение о произведениях живописи, кино;
- обобщённо излагать содержание двух или нескольких текстов, объединённых общей темой или идеей;
- писать отзыв о книге(дать оценку персонажей, их действий, поступков);
- составлять рассказ;
- самостоятельно составлять письменные сообщения на основе ранее прочитанных или прослушанных текстов, просмотренных кино-, телефильмов.
Требования к уровню подготовки учащихся VΙΙΙ класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,обосновывать свои ответы, используя лингвистическую терминологию.
К концу 8 класса учащиеся должны уметь :
-различать основные единицы синтаксиса,
- пользоваться в речи различными типами предложений,
-согласовывать главные члены предложения и второстепенные,
-правильно употреблять предложные и беспредложные управления ,
- строить синонимические конструкции,
-переводить с родного языка на русский и обратно различные по структуре простые предложения ,
-соблюдать правильную интонацию и выразительно читать ;
в орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами , находить и исправлять орфографические ошибки;
в пунктуации:
-употреблять тире в простом полном и неполном предложении,
-тире и двоеточие при обобщающих словах при однородных членах,
-знаки препинания при однородных, обособленных членах предложения, вводных словах, вставных конструкциях и обращениях.
в связной речи:
- понимать речь учителя и дикторский текст;
- выделять в смысловых частях второстепенную информацию,
- пересказывать кратко и в развернутой форме;
- составлять устный рассказ, сообщение;
-писать сочинение-описание, сочинение - рассуждение о произведениях искусства;
-писать отзыв о книге, составлять рассказ;
-самостоятельно составлять письменное сообщение на основе ранее прочитанного и прослушанного текста, просмотренного кино-, телефильма.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
На уроках русского языка используется оснащение кабинета информатики, телевизор, DVD
1.Электронные носители:
-Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс
- Репетитор . Тесты по пунктуации
- Готовимся к ЕГЭ . Русский язык.
- Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку 1-9 кл.
- Диктанты. Изложения. Тренировочные упражнения. 5-11 классы.
2.Таблицы
Ι. Демонстративные таблицы - макеты
Виды разбора. 4 шт.
Говори правильно! 1 шт
Основные правила русской орфографии 4 шт.
ΙΙ. Таблицы по русскому языку 5-9 классы. Основные правила орфографии и пунктуации.
1 комплект (12 штук)
ΙΙΙ. Таблицы по русскому языку 5-11 классы. Орфография. 1 комплект (15 штук)
3.Измерители выполнения образовательного стандарта
по русскому языку и литературе в кабинете
1)Тесты
Класс
Тема
Кол-во
5-11, русский язык
Тематические
1 0 по каждой теме
Итоговые
15
9 класс
ГИА
17
2)Раздаточный дидактический материал
Класс
Тема
Уровень
Кол-во
Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 8 кл
Все темы
Полноценный
12
Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 8-11 класс
Синтаксис и пунктуация
Полноценный
10
Тексты диктантов 5-11 класс
Избранное, архив
Базовый
10
4.Учебные словари:
№
Название
Автор
Изд-во
Год издания
Кол-во
1
Орфографический словарь русского языка
Д. Н. Ушаков.
«Просвещение»
1984
5
2
Толковый словарь
С.И. Ожегов.
«Русский язык»
1988
1
3
Орфоэпический словарь русского языка.
С. Н. Борунова.
«Русский язык»
1987
1
4
Школьный словообразовательный словарь.
А.Н.Тихонов.
«Просвещение»
1991
1
5
Словообразовательный словарь русского языка
А.Н.Тихонов
Русский язык
1985
1
6
Школьный фразеологический словарь.
В.П.Жуков.
«Просвещение»
1980
1
7
Словарь иностранных слов.
А.Г.Спиркин.
«Русский язык»
1982
1
8
Школьный словарь иностранных слов.
В.В.Одинцов.
«Просвещение»
1983.
1
9
Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника.
Букчина Б.З.
Русский язык
1987
1
10
Мокшанско-русский словарь
Русский язык
Дигора
1993
1
11
Школьный словарь синонимов
Абрамов Н.А.
Просвещение
1999
12
Школьный словарь антонимов
Львов М.Р.
Просвещение
1985
1
13
Словарь паронимов
О.В.Вишнякова
Русский язык
1984
1
14
Крылатые слова и выражения
Серов В.И.
Локид-Пресс
1987
1
Перечень учебно-методического обеспечения.
Ι Основная учебно-методическая литература
1. Программа по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским ) и русским (неродным)языком обучения . 5-9 классы./авторы :Е.А.Быстрова, Е.С.Кудрявцева и др.- М.,Дрофа, 2009
2. Русский язык.8 класс: учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/ Е.А.Быстрова, Н.В. Мангутова, Т.В.Потёмкина, Л.И.Новикова, -3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2011
3.Быстрова Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.8 класс» для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/Е.А.Быстрова.-М.: Дрофа,2009.
ΙΙ. Дополнительная учебно-методическая литература и источники.
1.Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/сост.Н.В.Егорова.- М.: ВАКО,2010.
2. Г.А. Богданова Уроки русск.языка 8 кл -М.«Просвещение» ,2001
3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 7,8 класс. «ВАКО».2006
4.И.В.Текучева. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 7,8кл.. «Экзамен» 2005
5. А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 5,6,7,8 классы. Творческий центр. 2000
6. Егорова Н.В.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.: 7 класс ВАКО,2010
7.Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»
8.Библиотечка газеты « Первое сентября»
9. Авторские материалы. «Комплекс роков по русскому языку в 8 классе».
«Комплексный анализ текста»
« История языка»
Интернет-сайты
Российское образование. Федеральный образовательный портал- school.edu.ru
Мордовский республиканский образовательный портал - edurm.ru/
Сеть творческих учителей-it-n.ru/
Всероссийский Интернет - педсовет -pedsovet.org/
Бесплатные разработки уроков -uroki.net/-
Журнал Вестник образования -vestnik.edu.ru/
Бесплатный школьный портал Про школу.- proshkolu.ru/
Календарно - тематический план
№ п/п
№ урока
Наименование разделов и тем
Всего часов
Тип урока
Виды самостоятельной работы
Дата проведения
Теория
Развитие речи
Контрольный/проверочный диктант, тестирование
Планируемая
Фактиче-ски
Сочинение
Изложение
Работа с текстом
1.1
1
Повторение. Разговорная и книжная речь
1
Комбинированный
1
1.2-1.3
2-3
Стили. Языковые особенности книжных стилей речи.
2
Урок систематизации ЗУН
2
1.4
4
Типы речи
1
Урок систематизации ЗУН
1
15-1.6
5-6
Р.Р. Подготовка и написание сочинения «Как я общаюсь с друзьями?»
2
Урок развития речи
2
1.7
7
Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием
1
Урок контроля ЗУН
1
1.8-1.9
8-9
Р.Р. Подготовка и написание изложения
по тексту публицистического стиля
2
Урок развития речи
2
2.1
10
Понятие о синтаксисе и пунктуации
1
Урок систематизации ЗУН
1
2.2
11
Словосочетание- единица синтаксиса.
1
Урок объяснения нового материала
1
2.3,2.4
12-13
Р.р. Подготовка и написание краткого изложения по тексту упр.14.
2
Урок развития речи
2
2.5
14
Виды словосочетаний.
1
Комбинированный
1
2.6,2.7
15-16
Сочинение - рассуждение
«Сравниваем слова русского и родного языка»
2
Урок развития речи
2
2.8
17
Синтаксические связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.
1
Урок систематизации ЗУН
1
2.9
18
Работа с текстом «Обыкновенная земля»
1
Урок развития речи
1
2.10
19
Проверочная работа по теме
1
Урок контроля знаний и умений
1
3.1
20
Основные признаки предложения. Предложение - единица синтаксиса
1
Комбинированный
1
3.2
21
Виды предложений по цели высказывания
1
Урок систематизации ЗУН
1
3.3
22
Предложение простое и сложное
1
Урок систематизации ЗУН
1
3.4
23
Подлежащее, способы его выражения
1
Комбинированный
1
3.5,3.6
24-25
Р.р. Подготовка и написание сочинения -рассуждения
«Компьютеры в современном мире»
2
Урок развития речи
2
3.7
26
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
1
Комбинированный
1
3.8
27
Составное глагольное сказуемое
1
Урок объяснения нового материала
1
3.9
28
Составное именное сказуемое
1
Урок объяснения нового материала
1
3.10
29-30
Р.р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения о прочитанной книге или просмотренном фильме
2
Урок развития речи
2
3.11,3.12
31-32
Тире между подлежащим и сказуемым
2
Комбинированные
1
3.13-3.14
33-34
Р.Р. Подготовка и написание сжатого изложения по упр 96
2
Урок развития речи
2
4.1
35
Второстепенные члены предложения
1
Урок систематизации ЗУН
1
4.2-4.3-
36-37
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
2
Комбинированный
1
4.4,4.5
38-39
Определение согласованное
2
Урок объяснения нового материала
1
4.6,4.7
40-41
Определение несогласованное
2
Урок объяснения нового материала
1
4.8,4.9
42-43
Р.р. Подготовка и написание краткого изложения по упр 121
2
Урок развития речи
2
4.10,4.11
44-45
Приложение- особый вид определения
2
Урок объяснения нового материала
1
4.12
46
Обстоятельства
1
Комбинированный
1
4.13
47
Административный контрольный диктант за 1 полугодие
1
Урок контроля знаний и умений
1
4.14
48
Анализ диктанта.
Обстоятельства образа действия
1
Комбинированный
1
4.15,4.16
49-50
Р.р. Подготовка и написание сочинения -описания о родной природе.
2
Урок развития речи
2
4.17
51
Обстоятельства места
1
Комбинированный
1
4.18
52
Обстоятельство времени
1
Комбинированный
1
4.19
53
Обстоятельство причины
1
Комбинированный
1
4.20
54
Обстоятельство цели
1
Комбинированный
1
4.20,4.21
55-56
Работа с текстом
2
Урок развития речи
1
4.22
57
Контрольный тест по теме «Двусоставное предложение»Синтаксический разбор двусоставного предложения
1
Урок контроля знаний и умений
1
4.23,4.24
58-59
Р.р. Подготовка и написание сочинения на морально-этическую тему «В чём , по-вашему, ценность человеческой жизни?»
2
Урок развития речи
2
5.1
60
Понятие об односоставных предложениях
1
Урок систематизации ЗУН
1
5.2
61
Определённо-личные предложения
1
Урок объяснения нового материала
1
5.3
62
Неопределённо-личные предложения
1
Урок объяснения нового материала
1
5.4,5.5
63-64
Р.р. Подготовка и написание сочинения «Традиции и гадания моего народа
2
Урок развития речи
2
5.6,5.7
65-66
Безличные предложения
2
Урок объяснения нового материала
1
5.8
67
Назывные предложения
1
Урок объяснения нового материала
1
5.9-5.10
68-69
Р.р. Подготовка и написание изложения по упр.№189
2
Урок развития речи
2
5.11
70
Диктант с грамматическим заданием
1
Урок контроля знаний и умений
1
5.12
71
Понятие о неполном предложении
1
Урок объяснения нового материала
1
5.13
72
Тире в неполном предложении
1
Урок систематизации ЗУН
1
5.14,5.15
73-74
Р.р. Подготовка и написание сочинения -рассказа
2
Урок развития речи
2
6.1
75
Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией.
1
Комбинированный
1
6.2
76
Однородные и неоднородные определения.
1
Урок объяснения нового материала
1
6.3
77
Р.р. Подготовка и написание краткого изложения по упр.204
1
Урок развития речи
2
6.4-6.5
78-79
Однородные члены предложения , связанные сочинительными союзами
2
Комбинированный
2
6.6
80
Обобщающие слова при однородных членах
1
Урок объяснения нового материала
1
6.7-6.8
81-82
Р.р. Подготовка и написание сочинения по тексту В.Астафьева «Вам продолжать эту жизнь»
2
Урок развития речи
2
6.9
83
Диктант с грамматическим заданием
1
Урок контроля знаний и умений
1
7.1
84
Понятие об обособлении. Обособленные определения.
1
Комбинированный
1
7.2
85
Обособленные приложения
1
Урок объяснения нового материала
1
7.3
86
Обособление обстоятельств
1
Урок систематизации ЗУН
1
7.4
87
Обособление уточняющих членов предложения
1
Урок объяснения нового материала
1
7.5
88
Контрольный тест по теме «Обособленные члены предложения»
1
Урок контроля знаний и умений
1
7.6,7.7
89-90
Р.р. Подготовка и написание изложения по упр.242
2
Урок развития речи
2
8.1
91
Предложение с вводными словами .Вводные слова и предложения.
1
Урок объяснения нового материала
1
8.2
92
Вводные слова, знаки препинания при вводных словах.
1
Комбинированный
1
8.3,8.4
93-94
Обращение
2
Урок систематизации ЗУН
1
8.5,8.6
95-96
Подготовка и написание контрольного изложения с элементами сочинения по упр.271
2
Урок развития речи
2
9.1,9.2
97-98
Повторение
2
Уроки систематизации ЗУН
2
9.3
99
Итоговый административный контрольный диктант
1
Урок контроля знаний и умений
1
9.4
100
Итоговое тестирование за курс 8 - го класса
1
Урок систематизации ЗУН
1
9.5
101
Анализ диктанта и выполнения теста, работа над ошибками
1
Повторительно-обобщающий урок
1
102
Итоговый урок
4
Экскурсия
1
Источники, использованные при подготовке рабочей программы:
-Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона «Об образовании в Республике Мордовия»;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
-Примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263),
- Приказа Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 - 2015 учебный год»
-«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление №189 от 29.12.2010г
-Сборника методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2015 / 2016 учебном году: методические рекомендации: Сост В.А. Орехова; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2014г
-Учебного плана МБОУ «Болдовская СОШ» Рузаевского муниципального района РМ (Пр№2 от 1.09.2015)
<]>