- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщающий урок по русскому языку в 10 классе по глаголу
Обобщающий урок по русскому языку в 10 классе по глаголу
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Твердова И.В. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
4
Русский язык
10 класс
Тема урока: «Глагол как часть речи».
Цель - освоение лексических, грамматических и стилистических особенностей глагола.
Задачи: 1) создать условия для обобщения и систематизации знаний о глаголе как части речи, скорректировать знания обучающихся по теме;
2) развивать умение классификации и коммуникативные навыки;
3) продолжить подготовку к ЕГЭ, воспитывать бережное отношение к языку, к окружающим.
Оборудование: компьютер, презентация, учебная программа,
Ход урока.
-
Организационный момент.
СЛАЙД 1
Релаксация. Звучит «Лунная соната» Л.В. Бетховена.
Сядьте, пожалуйста, удобнее, руки положите на колени, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:
Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике…
Медленно и спокойно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому…
В моём сознании оживают лингвистические термины… Память моя крепка…
Лингвистика - от лат. «лингва» - язык, в целом наука о языке.
Лексика, т.е. состав языка, очень богата…
Грамматика объединяет в себе морфологию и синтаксис…
Орфография, содержащая правила правописания, представляется
мне интересной…
Я готовлюсь к единому государственному экзамену, меня ждёт успех…
Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…
Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…
Я готов в путь…
И вот в моей тетради появляется запись…«Девятнадцатое февраля».
II. Подготовка к основному этапу урока. Лингвистическая разминка. СЛАЙД 4.
1. Анализ текста.
- Перед вами четверостишие поэта 20 века Зинаиды Гиппиус. Приготовьте выразительное прочтение его.
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат,
Но встретятся, скользнут, мелькнут едва -
И сердце засмеётся и заплачет.
З. Гиппиус
- Какую проблему затрагивает в этих строках поэт 20 века?
(Культуры речи, человеческого общения)
- Актуальна ли она сегодня? В чем ее актуальность?
(Да. Русский язык сегодня, как никогда, нуждается в защите от засилия его жаргонизмами, матерной бранью, обилием иностранных слов, нарушениями орфоэпических норм литературного языка. Не случайно 2007 год был Годом русского язык, а 2014 год - год культуры. Русский язык и литература названы Президентом страны государствополагающими предметами).
- Какова основная мысль этих строк?
(Общение зависит от культуры каждого человека)
- Вы можете согласиться с мнением автора? К чему это обязывает?
(Каждый человек при общении с другими людьми должен следить за своей речью, осторожно обращаться со словом, потому что, следуя Шефнеру,
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести).
- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль - задумку автора? Сколько их в 4 строчках? (Глаголы. Их 6)
III. Основной этап урока. Закрепление и углубление знаний по теме урока.
1. Повторение изученного о глаголе. Чтение теории учебника, составление опорной записи в тетрадях. Работа в группах по 3 человека, защита полученных результатов стр. 170-174 (СЛАЙДЫ 5-11)
1группа - инфинитив.
2группа - виды глагола
3группа - переходность-непереходность
4 группа - возвратные глаголы. Роль постфикса - ся (-сь)
5группа-наклонение глагола
6 группа- категория времени
7 группа - спряжение глагола
2.Закрепление изученного.
1. Коллективное поэтапное оформление информационного листа о глаголе.
(Действие, вид, спряжение, возвратность, время, наклонение, число, лицо, переходность, род)
2. Составление кластера. Работа по вариантам: 1 ученик - кластер «Постоянные признаки глагола»; 2 ученик - «Непостоянные глагольные признаки (на доске) а .а) морфологический разбор глагола (самостоятельно, по образцу, данному в учебнике на стр.174);
б) синтаксическая роль инфинитива в предложении (совместно с учителем) (СЛАЙД 12):
1.Ум нужно тренировать.
2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
4.Я спешил скорее видеть вас.
5.Жить-родине служить.
6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.
в) правописание безударных личных окончаний глагола (индивидуальная работа по карточкам для сильных учеников,), взаимопроверка (СЛАЙДЫ 13-15):
I. 1. Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.
2. Обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.
3. Они дыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, опротиве...т, обид...т, бор...тся, держ...тся, обескрове...т, опостыле...т.
II. 1. Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л. 5. Крикн...те погромче, она плохо слыш...т. 6. Если вы крикн...те, она проснется. 7. Вытр...те ноги, мы помыли пол. 8. А не вытр...те ног, мы вас выгон...м.
Для слабых упражнение 273, 274. 276 стр. 179 Шамшиев
3. Релаксация. Гимнастика для глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Повторение сложных случаев согласования подлежащего и сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ (А-3, А-5):
а) повторение теории (СЛАЙД 16):
1. Если подлежащее - собирательное существительное ( или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа: крестьянство боролось.
2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа : большинство интеллигенции не приняло. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.
3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался.
4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе.
В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.
5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.
б) работа с тестами (СЛАЙД 17-19):
1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне.
2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.
3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко,
Б.близки) к успешному разрешению этого конфликта.
2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) реформы.
2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.
3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.
3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?
2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.
3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.
4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.
1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики.
2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.
3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.
Ключи (СЛАЙД 20):
1. 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3.1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.
VI. Правописание суффиксов глаголов (СЛАЙД 21-22): Чтение правила на странице 178. выполнение упражнения 105,106 Розенталь.
VII. Итог урока.
Слово учителя. Урок заканчивается, а мы так и не записали его тему. Сформулируйте её, пожалуйста, и запишите на пропущенной строке.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Познакомьтесь со словами ещё одного поэта 20 века. СЛАЙД 23.
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают -
Значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет,
чтобы они были?
В. Маяковский
VI. Домашнее задание.
- Какую цель, по-вашему, преследовала я, используя строки из стихотворения Владимира Маяковского в конце урока? Я прошу вас дома ответить В.В. Маяковскому?