Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава

"Описание материала: И следующее летнее утро было открытием для Маши. Она увидела в лучах солнца ласточек, летающих над домом. – Какие красивые, – любуясь ими, сказала Маша. – Они словно маленькие самолетики на воздушном праздничном параде. Через некоторое время девочка подошла к цветущему жасмину. На благоухающем цветке сидел майский жук. « Бархатный желто-коричневый костюм очень ему идет», – подумала Маша. Жук, занятый своим делом, не испугался и не улетел. Рядом наслаждалась нектаром симпатичная пухленькая солнечная пчёлка. – Не буду им мешать. Пойду трудиться, как пчёлка, – решила девочка. – Сегодня я буду изучать орфограммы в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов. Маша без промедления выучила правило « Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных». Пришла к выводу, что это одно общее правило. И она проговорила: « После шипящих в суффиксах существительных и прилагательных под ударением пишется о, а без ударения е». – Какие у нас шипящие? – спросила Маша у воробья, задорно чирикающего на ветке абрикосы. – Не знаешь? Тогда я тебе скажу. Это ж, ш, ч, щ. а ещё надо помнить и о букве ц. Потому что у прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е. Правило я запомнила. А теперь буду тренироваться. Она смотрела на воробья, сидевшего в густых ветвях зеленой абрикосы. Говорливая птичка с задорным видом поглядывала по сторонам. К ней подлетели другие воробьишки с блестящими перышками. Понаблюдав за птицами, Маша окунулась в занятие, решила составить рифмы. « В них будут все слова – существительные, в которых после шипящих под ударением в суффиксах будет писаться буква о», – сообщила Маша воробьям. – Я думаю, что это будет интересно ребятам...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ромашки для Маши.

Глава 4.


И следующее летнее утро было открытием для Маши. Она увидела в лучах солнца ласточек, летающих над домом.

- Какие красивые, - любуясь ими, сказала Маша. - Они словно маленькие самолетики на воздушном праздничном параде.

Через некоторое время девочка подошла к цветущему жасмину. На благоухающем цветке сидел майский жук. « Бархатный желто-коричневый костюм очень ему идет», - подумала Маша. Жук, занятый своим делом, не испугался и не улетел. Рядом наслаждалась нектаром симпатичная пухленькая солнечная пчёлка.

- Не буду им мешать. Пойду трудиться, как пчёлка, - решила девочка. - Сегодня я буду изучать орфограммы в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов.

Маша без промедления выучила правило « Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных». Пришла к выводу, что это одно общее правило. И она проговорила: « После шипящих в суффиксах существительных и прилагательных под ударением пишется о, а без ударения е». - Какие у нас шипящие? - спросила Маша у воробья, задорно чирикающего на ветке абрикосы. - Не знаешь? Тогда я тебе скажу. Это ж, ш, ч, щ. а ещё надо помнить и о букве ц. Потому что у прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е. Правило я запомнила. А теперь буду тренироваться.

Она смотрела на воробья, сидевшего в густых ветвях зеленой абрикосы. Говорливая птичка с задорным видом поглядывала по сторонам. К ней подлетели другие воробьишки с блестящими перышками. Понаблюдав за птицами, Маша окунулась в занятие, решила составить рифмы. « В них будут все слова - существительные, в которых после шипящих под ударением в суффиксах будет писаться буква о», - сообщила Маша воробьям. - Я думаю, что это будет интересно ребятам, и они быстрее запомнят правило.

На цветок присел жучок,

Петушок ел червячка,

Из гнезда пищал галчонок,

Из норки выбежал мышонок,

За ним бегали котятки,

Целый час играли в прятки,

Плакал чей-то кукушонок,

Квакал громко лягушонок.

Шустрый был такой мальчонка,

Он гонялся за бельчонком.

Побежали на лужок,

Стали все втроем в кружок:

Медвежонок и волчонок,

И такой смешной зайчонок.

Карась попался на крючок,

Вот выполз серенький рачок.

Щенок ел вкусный пирожок,

Окликнул я его: «Дружок!»

Хотя ещё и малышок,

Возьму сейчас я свой сачок

И поймаю бабочку в маленькую баночку.

Всё это буду рисовать -

Так буду мир я познавать.

Маша еще раз объяснила, почему во всех существительных в суффиксах после шипящих пишется о.

- Потому что под ударением. Слышите, воробьишки? А почему я не привела примеры прилагательных?

Девочке вспомнился фразеологизм «Держать в ежовых рукавицах». Маша хорошо понимала смысл этого выражения и сказала: «Да, надо быть строгой к себе и тогда все будет хорошо». Она стала объяснять: «Ежовые. Какие? Это прилагательное. Пишу в суффиксе о, потому что после шипящей ж под ударением. «Камышовые заросли». В прилагательном «камышовые» такая же орфограмма, как в слове «ежовый». Маша представила, как вечером она поедет на речку через степь и опять встретится с ромашками.

- Сейчас приведу примеры, где в суффиксе пишется е после ц. Например, глянцевый. Теперь составлю грамматическое задание для своих друзей.

- Назовите номера лепестков ромашек, где на месте пропусков пишется е и объясните почему.

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава





- А почему я делала ошибки на это правило? - рассуждала Маша. - Потому что слово надо делить на морфемы. Например, в слове дешевый я делала ошибку, после шипящей писала о. Ведь она здесь под ударением, но я не учла, что здесь корень дешев. А в корне слова у существительных и прилагательных под ударением пишется ё, а не о. Надо быть внимательной. Маша подвела итог и составила табличку.


Существительные

Прилагательные

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава

Ё

искл. О

'

О

'

О


Затем она составила тестовое задание: Найдите номера ромашек, где пишется о.

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава

Проверив написанное, Маша обратила внимание, что она поместила на лепестки ромашки слова, где есть орфограммы в окончаниях слов. Она повторила правило «О-Е после шипящих в окончаниях существительных». Проговорила вслух наизусть: « В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, а без ударения е». Например, мячом, мечом, сургучом - пишу в окончаниях о, потому что после шипящих у существительных в окончании под ударением пишется о. Свежего - в окончании этого прилагательного напишу е, так как на это окончание ударение не падает».

Маша встала из-за стола, почувствовав усталость. Она походила по саду, нарвала в чашку клубнички, села на качели и с удовольствием съела ароматную ягоду. На разные голоса кругом пели птицы. « Как жаль, что я не умею определять по голосам птиц». Но она была удивлена, узнав, что воробьи очень красиво поют в летнее время. Да-да, они не просто чирикают, а свищут, поют.

Пора было продолжить занятие. Она вернулась в беседку. Выучила правило «Н и нн в суффиксах прилагательных». Затем закрыла учебник и без запинки вслух рассказала тему, применяя свои примеры: «Нн пишутся: во-первых, в прилагательных, образованных при помощи суффикса от существительных с основой на н; во-вторых, в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн, -енн. Исключение - ветреный. Например, лимонный - пишу нн, потому что это прилагательное образовано от существительного с основой на н; отечественный - в суффиксе пишу нн, так как это слово образовано от существительного с помощью суффикса -енн.

Н пишется: во-первых, в суффиксе -ин; во-вторых, в суффиксе -ан(-ян) прилагательных, образованных от существительных. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Например, глухариный - это прилагательное образовано от существительного глухарь с помощью суффикса -ин. Значит пишу одну н».

Маша выполнила несколько упражнений на это правило. Она помнила, что тренировка - это главное. «Надо приобретать навыки», - Маша проговорила эту мысль несколько раз. Затем она составила текст для диктанта по теме. «Буду заниматься с Петькой, диктовать ему тексты, которые составлю сама», - решила Маша. Этот диктант она назвала «Кухня».

Кухня была просторной. Через большое окно лилось много света. Белые занавески с зеленой кружевной окантовкой украшали эту комнату. На подоконниках в оригинальных светло-зеленых кашпо цвели совсем юные белые и розовые фиалки. На деревянном обеденном столе, покрытом полотняной скатертью, на серебряном подносе лежало гусиное, утиное мясо, нарезанное небольшими кусочками. В глиняных горшочках дымилась картошка с мясом из свинины. В глубокой голубой тарелке, окаймленной синими цветами, была рассыпчатая овсяная каша. Тыквенный и клюквенный соки были налиты в красивые стеклянные стаканы с вишенками. Возле каждой тарелки ( их было семь) лежали синие салфетки с вышитыми гладью цветами подсолнечника. В центре стола в хрустальной вазе красовались крупные белоснежные ромашки. В старинной рамке с замысловатыми узорами была помещена картина «Натюрморт». Кожаные стулья, кожаный диван, небольшой симпатичный буфет - вот и всё убранство кухни. Всё было мило здесь. А вот и гости.

Маша придумала ещё одно задание, когда прочитала слово «целинный». Её прадед был целинником. Он много рассказывал о том, как распахивали земли в Казахстане, как жили в трудных условиях, но дело довели до конца - целина была поднята.

- Сочиню я дедушке стихотворение и объясню слова с орфограммой «н и нн в прилагательных». Вот что получилось у Маши.

Лунная ночь,

Туманное небо,

Полынная степь.

Нет запаха хлеба.

Но где-то вдали светят огни.

Это машинные фары.

Будут люди с целинной земли

Родине хлеб драгоценный дарить.

Будет огонь гореть

В сердцах комсомольцев,

Будет работа кипеть.

Да здравствует труд, мир и солнце!

На другой день в учебнике 6 класса Маша нашла тему «Различие на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-». Внимательно прочла, запомнила, бойко проговорила наизусть:

Суффикс -к- пишется: во-первых, в прилагательных, имеющих краткую форму. Например, резкий, вязкий - резок, вязок. Во-вторых, в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к-, -ч-, -ц-. Например, турецкий. В других прилагательных пишется суффикс -ск. Например, французский, индусский, матросский. Объясню орфограмму. Прилагательное матросский краткой формы не имеет. Определяю, от какого существительного оно образовано: матросский от существительного матрос. Основа этого слова не оканчивается ни на к, ни на ч, ни на ц. следовательно, в прилагательном матросский пишется суффикс -ск. Теперь составлю задание - ромашечку для своих друзей. В августе будем повторять правила, готовиться к школе.

Задание: Назовите номера лепестков ромашки, где в словах пишется суффикс -ск.

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава




Маша отдохнула несколько минут и стала учить трудную для нее тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов». Через десять минут Маша рассказывала правило и представляла, что Король Цветов обязательно ее слушает. Она старалась. Слова произносила четко, выразительно: Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю), то в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени надо писать суффикс -ыва(-ива).

Если в настоящем иди в будущем времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ова(-ева). Например, попробовать - пишу суффикс -ова, потому что в 1 лице глагол оканчивается на -ую - попробую. В слове проветривать - суффикс -ива, потому что в 1 лице слово оканчивается на -иваю - провет-риваю.

Маша написала слова на -ую в одну колонку, затем поставила их в неопределенную форму и в прошедшее время, помня, что во второй и в третьей колонках слова должны быть с суффиксами -ова или -ева.

1 л., ед. ч.

инфинитив

прош. вр.

советую

советовать

советовал

беседую

беседовать

беседовал

чувствую

чувствовать

чувствовал

досадую

досадовать

досадовал

использую

использовать

использовал

мобилизую

мобилизовать

мобилизовал

1 л., ед.ч.

инфинитив

прош. вр.

укладываю

укладывать

укладывал

опаздываю

опаздывать

опаздывал

рассчитываю

рассчитывать

рассчитывал

просматриваю

просматривать

просматривал


Маша была довольна, что составленные таблицы помогли ей хорошо усвоить эту тему.

- Эти таблицы, думаю, пригодятся и моим одноклассникам. Они станут лучше разбираться в глагольных суффиксах -ова(-ева), -ыва(-ива). А теперь составлю задание - ромашечку.

Назовите номера лепестков ромашки, где в суффиксах глаголов пишется е, а где о.

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 главаСказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 главаСказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 главаСказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 главаСказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 главаСказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 главаСказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 главаСказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава

Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава




К сожалению, компьютера у Маши не было, и ей пришлось долго писать, потом начисто переписывать сказку о корнях, стихи, задания, чтобы Король Цветов принял у нее зачёт. И ещё Маша подробно сообщала ему, как она работала, как изучала темы. Девочка положила в конверт написанное. Неожиданно появился знакомый голубь. Маша отдала ему письмо и долго с улыбкой смотрела ему вслед.

© 2010-2022