Разработка урока по литературному чтению Русалочка

Цели урока:Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.Задачи:Проверить знание содержание текста.Работать над выразительностью чтения.Развивать умение слышать и слушать, четко отвечать на вопрос учителя.Предварительная работа: выполнение рисунков к каждой части.Оборудование:портрет пис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока:

  1. Обобщить знания о сказке "Русалочка", раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.

  2. Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.

  3. Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.

Задачи:

  1. Проверить знание содержание текста.

  2. Работать над выразительностью чтения.

  3. Развивать умение слышать и слушать, четко отвечать на вопрос учителя.

Предварительная работа: выполнение рисунков к каждой части.

Оборудование:

  • портрет писателя;

  • художественные книги Г. Х. Андерсена;

  • иллюстрации к сказке;

  • выполненные учениками.

(ДОСКА: Ради любви можно пожертвовать даже жизнью. )

Тип урока: урок-обобщение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

- Сегодня мы завершаем изучение произведения Андерсена "Русалочка", будем учиться выделять главную мысль этой сказки и попытаемся раскрыть связь между сказочным и реальным миром.

3. Беседа о писателе.

- Кто из вас хочет рассказать о том, кто же такой Г. Х. Андерсен? (пересказ заранее подготовленного материала).

- А теперь проверим, кто слушал внимательно:

- В какой стране родился и жил сказочник?

- Как создавал Андерсен свои сказки?

- Почему предметы быта становятся героями сказок Андерсена?

- На кого они похожи?

- Каким человеком был Андерсен?

4. Работа над содержанием и художественными особенностями сказки.

Работу над анализом произведения можно начать с вопроса о том, какое впечатление произвела сказка, какие эпизоды понравились, что запомнилось, взволновало.

- Какое впечатление произвела на вас сказка?

- Какие эпизоды вам понравились и почему?

- Где живет Русалочка? (в подводном царстве).

- Зачитайте описание моря, подводного царства, дворца.

- Как автор передает красоту и необычность морской воды, дворца морского царя? (зачитайте).

- Как живется Русалочке на морском дне?

- Чем отличалась она от своих сестер?

- Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его.

- Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте? (сравнение).

- А по характеру какой была Русалочка?

- О чем она мечтала?

- Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря?

- Расскажите, какой оказалась первая встреча Русалочки с людьми. (пересказ).

- Почему Русалочка спасает принца?

- Какими чертами характера обладает Русалочка? (смелость, доброта).

- Какими словами из текста это можно подтвердить? (зачитать со слов: "… стала ждать, не придет ли кто- нибудь на помощь бедному принцу").

- Почему Русалочка решила стать человеком?

5. Инсценировка.

Во время подготовки инсценировки обратить внимание детей на интонацию голоса Русалочки во время диалога ее с ведьмой, это поможет зрителям- ученикам понять чувства Русалочки (сказала дрожащим голосом, так ей очень страшно, но она готова на все - даже лишается голоса ради своей мечты, ради принца)

Наши ребята подготовили инсценировку диалогов Русалочки с бабушкой и морской ведьмой. Ваша задача посмотреть и ответить на вопрос: "Почему Русалочке было тяжело осуществить свою мечту?".

Ответ на вопрос.

- А какой вы представили ведьму?

- Как автор помогает нам понять чувства Русалочки?

- Как относится принц и его свита к Русалочке? (все ей любуются).

Зачитайте.

- А каково Русалочке во дворце? Зачитайте и выберите главную мысль этого эпизода. (Принц никогда не узнает, что Русалочка спасла ему жизнь).

- Почему эта мысль главная?

- Как вела себя Русалочка, когда принц предложил ей порадоваться его счастью? (веселится и смеется, танцует со смертельной мукой на сердце и ее сердце вот- вот разорвется)

- Почему она выдерживает и душевную и физическую боль? (она мужественная. Любит принца и мечтает стать человеком).

- А кто пытается помочь Русалочке не погибнуть? (сестры).

- Почему они это делают?

Прочитайте последний эпизод сказки.

- О чем говорят действия героини?

- Каким настроением проникнуты последние строчки сказки? (печалью, все произошло так, как предсказала колдунья).

Кто виноват в гибели Русалочки?

- В чем же заключается главная мысль сказки?

6. Рефлексия.

- Красивую сказку написал Андерсен, и мы с вами не смогли остаться равнодушными к ней и попытались наиболее понравившиеся эпизоды изобразить на своих рисунках.

Разработка урока по литературному чтению Русалочка

Разработка урока по литературному чтению Русалочка

- Какие чувства вы испытали, рисуя эпизоды сказки?

- Сейчас в логической последовательности нужно расположить рисунки. Создадим свой альбом "Любовь и мечта Русалочки". (2 человека индивидуально).

- А мы напишем свои отзывы о сказке по следующим вопросам:

а) Автор, название сказки.
б) Тема сказки.
в) Основные герои.
д) Эпизод, который произвел впечатление. 3
е) В чем заключается главная мысль? (работа в парах).

Чтение отзывов.

Отзыв на сказку "Русалочка" Хусаиновой Ларисы:

"Сказка "Русалочка" пронизана красотой и любовью. Красотой моря, подводного царства, красотой принцесс. Любовью бабушки к внучкам, Русалочки к принцу. В этой сказке много доброты. Несмотря на свою молодость, Русалочка оказалась очень доброй и умной, способной на бескорыстную любовь, ради которой она пожертвовала своей жизнью".


© 2010-2022