Конспект урока по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

Цели урока

-обучающая: учить детей правильному анализу произведения; умению определять основную мысль текста, идею, тему; умению оформлять ответы полными предложениями;

-развивающая: развитие устной логической речи , коммуникативности, культуры речи;

-воспитывающая: об отношениях в семье между взрослыми и детьми, в рассказе- между матерью и дочерью; что такое добро и милосердие. Как это понимают дети.

Эпиграф урока(на доске): «Экин зуркн куукдт... Сердце матери в детях...(калм. нар. пословица)ат

«Чти отца твоего и мать, да благо ти будет, и долголетити будеши на

На Земле».

На доске (или на компьютере) портрет К.Паустовского, иллюстрации к рассказу, план или основные этапы урока:

!.Оргмомент

2.Слово учителя.

3.Комментированное чтение рассказа . Беседа по вопросам.

4.Нахождение троп.

5.Чтение отрывков из текста.

6.Выводы и обобщение.

1.Вступительное слово учителя.

В произведениях Паустовского, посвящённых простым и безвестным людям, не т острого

сюжета, захватывающих происшествий. Но мы читаем их с волнением. В чём же дело

Может быть в необыкновенной любви к людям Может быть в умении остановиться и внимательно и всмотреться в то, что тебя окружает и что мы не замечаем, а может просто не хотим замечать. На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма».

2. Чтение начала рассказа (учитель)

-Какое время года? Какой эмоциональный настрой вызывает начало рассказа? Почему?

- Какое слово , подчёркивающее общее состояние природы и вызывающее грустное или зябкое

Состояние, встречается несколько раз? ( «холодный») Почему?

- Обратите внимание на подсолнечник и скажите что-нибудь о нём? Как вы думаете о чём дальше пойдёт рассказ?

- Речь пойдёт о маленьком простом человеке и его одиночестве.

2. Чтение строк о жизни Катерины Петровны.

- Что подчёркивает автор в одиночистве К.П.? ( Ответы уч-ся)

3.Учитель. К.П. очень сильно скучает по дочери и бумаги, которые она всё время перебирает, видимо, как-то её успокаивают. Она впервые за весь год решилась выйти на улицу, когда услышала настойчивый стук в калитку. Почему?

-Калитка давно была заколочена и К.П. видимо подумала ,что приехала дочь, которая об этом не знала.

4. Обратить внимание в этой сцене на описание звёзд. На какие слова нам следует обратить внимание, чтобы понять состояние К.П.? Почему? Вспомнить о метафоре: позабытые.

5. Чтение описание клёна. На что нужно обратить внимание? Почему К.П. решила написать письмо?

6.Чтение письма матери учителем.

-На что вы обратили внимание в письме? ( К. П. пишет о приближении своей смерти, об окружающей её природе. Почему?

Она и окружающий её мир - единое целое. Пейзаж тоже действующее лицо рассказа. С ним она очень близко связана. ( Подчеркнуть словами из текста о саде, о клёне, о земле)

7. Беседа о жизни Насти в Ленинграде. Есть ли там описание природы?

-О занятости Насти работой, о её внешности ( мало, только русые косы и холодные глаза).

Какая метафора помогает нам понять суть этой девушки? ( холодные глаза)

- Можно ли говори ть о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника Тимофеева? И можно ли говорить о двойственности и искренности её поступков?

-Она не видела мать 3 года ,а письмо не стала сразу читать? В чём дело?( Два чувства: облегчение, что мать жива и в то время проснулась совесть, которую она успокаивала , тем , что много работы.

- Какую причину нашла Настя ,чтобы оправдать себя?

-Как вы охарактеризуете Настю по её отношению к Тимофееву?

8 Беседа о телеграмме: 1) реакция Насти на неё,2) учитель:» В наши дни забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать» ( слова художника Першина)3) ненормальность таких взаимоотношений.

8. Учитель:» Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим, когда проявляя заботу о других, не замечаешь или не хочешь замечать, как плохо твоим самым близким людям и оправдываешь слепоту своей души ложью,- такая жизнь ненормальна, она фальшива,

неспокойна .

9.Как Паустовский подчёркивает изменения в поведении героини, понявшей, что мать умерла?

- Как вы думаете, что происходит в душе Насти, когда она читает слова матери: ненаглядная моя? О Почему она так долго плакала в комнате матери.

10. Во все времена отмечалась великая любовь матери к своему ребёнку, Вспомним пословицы и поговорки об этой любви:

«При солнышке тепло, при матушке добро», « Материнская молитва со дна моря вынимает «, «Материнское забота в огне не гори т и в воде не тонет»,»Экин зуркн урнд, урна- кодяд» или «Сердце матери в детях, а детское- в камне» и т.д.( записать в тетради одно из них)

11. Поговорим о поведении молодой учи тельницы на похоронах Катерины Петровны. Противопоставлена ли она образу Насти? Если да, то как и почему. Найдите в тексте слова и зачитайте.

12. О других персонажах в рассказе и об их отношении к Катерине Петровне.( девочка Маша и сторож Тихон, Василий).

13. Чтение последних строк рассказа учителем. Резюме: эта земля родная не для Насти, для простых и обыкновенных людей , не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты.

!!!. Анализ проблематики рассказа « Телеграмма».

Проблема- вопрос, поставленный автором в произведении и требующий раздумий.

В рассказе: о взаимоотношениях между близкими людьми, о добре и зле, о старости, которой никому не избежать и т.д.

14 Дом. Задание»письменно раскройте одну из проблем рассказа.

-Как вы думаете, почему рассказ назван « Телеграмма»?( в экстренных случаях, требует обязательного прочтения, с ними связано чувство тревоги и т.д.)

-Как вы думаете, о чём просит нас писатель? (Надо быть благодарным тем, кто дал тебе жизнь)

-



-



© 2010-2022