Конспект урока по русскому языкуАнтонимы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Группы слов по значению. Антонимы

Цели:

  • Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся о группах слов по значению (синонимы, омонимы); дать учащимся понятие о антонимах; формировать практические умения и навыки находить антонимы; выработать умение подбирать антонимы к словам, находить антонимы в предложениях; использовать антонимы в речи;

  • Развивающие: развитие умения применять новые знания на практике; формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы»; развитие умения применять новые знания на практике; формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы»;

  • Воспитательные: воспитывать личность, убедительно и грамотно выражающую свои мысли; формировать чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Методы:

▪ Частично поисковый ( восстановление деформированного текста)

• дифференцированный (домашнее задание)

• элементы игровой технологии (ответы обучающихся по цветным карточкам)

Тип урока:

  • Урок изучения нового материала

Оборудование:

  • раздаточный материал (карточки),

  • учебник «Русский язык. 5 класс», автор: Е.И. Быкова, Л.В. Давидюк и др.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Словарный диктант (обозначить орфограмм)

Низкий, солнце, невысокий, дождь, Киев, чудо, улетели, почтальон, играться, волна, грохочет, ворона

III. Мотивация учебной деятельности

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…(Слово!)

- А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)

- Ребята, а какие группы слов по значению вы знаете? (синонимы, омонимы, антонимы)

.

IV. Работа над темой урока

- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?

Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда - ложь, плакать - смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт - перелёт, приехать - уехать) и разнокоренные (тёплый - холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

Работа с учебником стр. 116 теоретический материал.

Практическое задание

«Найдите пару»; соединить стрелочками

высоко

поздно

холод

низкая

зима

стоять

высокая

тепло

рано

лето

бежать

низко

Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

Ученье свет, а неученье (тьма)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)


  1. Игра «Отгадай, что я».

Я - антоним к слову «зной», Я - антоним к слову «лето»,

Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета,

И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама,

А зовут меня …( прохлада ). Потому что я …(зима)

Я - антоним к слову «смех», Я - антоним шума, стука, Не от радости, утех,- Без меня вам ночью мука,

Я бываю поневоле Я для отдыха, для сна

От несчастья и от боли, Называюсь …(тишина).

От обиды, неудач,

Догадались? Это … (плач).

- С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных.
Лев - заяц (по храбрости).
Муха - слон (по величине).
Лисица - ворона (по уму).
Стрекоза - муравей (по трудолюбию).
межпредметная связь

- Ребята, а где мы можем встретить антонимы?
- На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
- В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )
-а также мы можем встретить антонимы и в названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».) С ними мы познакомимся в старших классах

Игра с цветными карточками (черные - нет, красные - да)

Учитель называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе - радость; Длинный - короткий;

Рано - поздно; Узкий - широкий;

Утро - вечер; Весёлый - грустный;

День - ночь; Умный - глупый;

Далёкий - близкий; Добрый - злой.

Подбор антонимов к многозначным словам.

- Слова могут иметь одно значение, а могут иметь : много значений. Как называются такие слова? (многозначные)

Прочитаем словосочетания на доске: - Давайте попробуем подобрать нужные слова - антонимы к многозначным словам - прилагательным. - Первый, кто догадается, работает у доски (дети подбирают антонимы к многозначным словам и вставляют нужное слово на доску)

ПОЛНЫЙ ЧЕЛОВЕК

ПОЛНЫЙ СТАКАН

МЯГКИЙ ХЛЕБ

МЯГКИЙ ШАГ

КРУПНЫЙ ОРЕХ

КРУПНЫЙ РЕБЁНОК

СВОБОДНЫЙ СТУЛ

СВОБОДНЫЙ КОСТЮМ

ХУДОЙ

ПУСТОЙ

ЧЁРСТВЫЙ

ТЯЖЁЛЫЙ

МЕЛКИЙ

МАЛЕНЬКИЙ

ЗАНЯТЫЙ

ТЕСНЫЙ

Дифференцированная работа (карточки)

Сильная группа:

Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я …

- Ты мелок, а я …

Об одном попросила река -

Что она началась с … (ручейка)

Слабая группа:

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

Добро-_____________ , сила-___________ ,

мир ______________ , молодость ____________________ .

Слова для справок: зло, слабость, старость, война.

Послушайте стихотворение Д.Чиарди «Еще одно эхо?»
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ

Работа с карточками «красный -да, черный - нет»

Взяли карточки со знаками. Внимательно слушаем предложения, и оцениваем их правильность.

  • Днём светло, а ночью темно. +

  • Камень лёгкий, а пух тяжёлый. -

  • Отец пожилой, а сын молодой. +

  • Дедушка молодой, а внук старый. -

  • Буратино грустный, а Пьеро весёлый. -

  • Самолёт летит быстро, а воробей медленно. +

  • Работать тяжело, а отдыхать легко. +

  • Мир разрушает, а война строит. -

  • Трус побеждает, а храбрец отступает. -

Закончи предложения, подбирая антонимы к нужным словам.

  • Чай горячий, а мороженое:(холодное).

  • Смех громкий, а шёпот:(тихий).

  • Дождь мочит, а солнце:(сушит).

  • Вечером свет зажигаем, а на ночь:(тушим).

  • Иногда что-то забудешь, а потом:(вспомнишь).

  • Одному грустно, а с друзьями:(весело).

  • Зимой дома тепло, а на улице:(холодно).

  • В чаще леса сумрачно, а на опушке:(светло).

Итоги урока

-В русском языке много слов-антонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Антонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи.

В художественных, публицистических, научно-популярных произведениях, в устной речи слово приобретает особое звучание, раскрывается во всей полноте при столкновении его со словом, противоположным по значению. Поэтому антонимы используются как особый стилистический приём оценки различных предметов и явлений

Игра "Да - нет".

- А сейчас мы поиграем с вами в игру "Да - нет"

Взяли в руки сигнальные кружки для игры. "Да" - это красный цвет, "нет" - чёрный.

- У слов - антонимов сходное значение? (нет)

- У слов - антонимов противоположное значение? (да)

- Слова - антонимы отвечают на разные вопросы? (нет)

- Слова - антонимы отвечают на один и тот же вопрос? (да)

- Слова - антонимы являются разными частями речи? (нет)

- Слова - антонимы являются одной частью речи? (да)

- Все слова имеют антонимы? (нет)

ДОМ. ЗАД стр. 116-118 (выучить правило)

1 уровень: Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы).Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда - на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит.

2 уровень: Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый - …, сахар - …, жадность - …, медленный - …, до свидания - …, чёрный - … .

3 уровень: Подбери антонимы в пословицы и запиши. Болен- лечись, а … - берегись От малой искры, да … пожар. Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит. Меньше говори, да … делай. Кто больше знает, тот … спит.Доброе слово дом построит, … слово дом … .

© 2010-2022