Статья на тему Речевые ошибки учащихся и их предупреждение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речевые ошибки учащихся и их предупреждение.

С каждым годом жизни, с каждым классом обогащается лексика школьника, усложняется синтаксический строй его речи. Перед учителем стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и воспитать в нем стремление овладеть богатствами русской речи как устной, так и письменной. Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой,которая должна соответствовать требованиям ФГОС.

Однако опыт работы показывает, что речевая культура школьников, даже старших классов, все еще невысока. У многих учащихся довольно ограничен активный словарный запас, они допускают в своей речи, устной и письменной, очень большое количество речевых ошибок. Не понимая значения слова, неправильно его употребляют; смешивают прямое и переносное значение слова; злоупотребляют заимствованными словами, канцеляризмами и т.д.

Учитель может успешно выполнить стоящую перед ним задачу повышения культуры учащихся лишь в том случае, если он сам будет носителем высокой речевой культуры, в совершенстве будет знать свой предмет. Кроме того, учитель должен хорошо знать типичные ошибки в речи учащихся и своей речи, причины появления этих ошибок, уметь классифицировать их. Это позволит ему организовать эффективную, целенаправленную и планомерную работу по предупреждению и устранению этих ошибок в процессе обучения учащихся русскому языку.

В моей работе по предупреждению речевых ошибок особое место занимают специальные упражнения,которые я использую на рабочих уроках,на уроках по развитию речи,а также на уроке работы над ошибками.

Наметить систему упражнений - это значит установить:

1) какими знаниями и умениями по стилистике, грамматике и
культуре речи необходимо обучать учащихся в том или ином классе;

2) определить типы упражнений и последовательность их
выполнения;

3) выявить постепенное нарастание трудности в отборе упражнений;

4)показать закономерности усвоения материала в процессе
выполнения разнообразных упражнений.

Для предупреждения речевых ошибок, связанных с употреблением слова в несвойственном ему значении ,я,например, использую следующие задания :

№ 1.Выпишите сначала глаголы со значением «соглашаться с говорящим», а затем со значением «говорить сердито, бранить». Укажите смысловые оттенки в значении этих глаголов.

Выг...ворить, п...журить, п...рицать, о...читывать, пр...клинать, упр...кать, по...дакивать, по...тверждать .

№ 2. Запишите данные глаголы в три столбика:

в 1-й - глаголы, обозначающие начало движения;

во 2-ой - продолжительное движение;

в 3-ий - конец движения.

Пуститься, гарцевать, добраться, потрусить, петлять, доковылять

устремиться, семенить, домчаться, тащиться, подкрасться, подковылять, странствовать, колесить, шествовать.

Образуйте (устно) от данных глаголов глаголы другого вида.

Упражнения 1-2 учат детей самостоятельно составлять синонимические ряды из предложенных слов.

№ 3. Всегда ли слова «базар» и «рынок» можно использовать одно вместо другого? Проверьте себя, сочетая эти существительные с прилагательными новогодний, международный, внутренний, городской.

№ 4. Обоснуйте выбор автором выделенных слов, сопоставляя их с синонимами, заключенными в скобках.

Из-за куста акации, стараясь не греметь (звякать, брякать, стучать) пустыми ведрами выскочило (вышло, появилось, выбежало) пятеро мальчуганов. Обливая (обдавая, обрызгивая, кропя) холодной водой босые ноги, мальчишки мчались (бежали, летели, неслись) во двор, опрокидывая ведра в дубовую кадку, и , не задумываясь неслись ( бежали, мчались, летели, торопились) обратно к колодцу.

Сопоставляя авторский вариант со словами данных синонимических рядов, учащиеся на конкретных примерах убеждаются в том, что из множества семантических вариантов автор выбирает те, которые наиболее точно передают быстроту, стремительность протекания действий.

№ 5. Подчеркните слова, которые не являются синонимами. С какими словами они могут сочетаться? Запишите с каждым из них словосочетания.

  1. Клясться, присягать, заклинать.

  2. Переговорить, перемолвиться, посудачить.

  3. Анализировать, сопоставлять, отождествлять.

  4. Предвидеть, предусмотреть, прикинуть.

  5. Заподозрить, усомниться, разоблачить.

№6. Выберите антонимы из правого столбика к глаголам слева. Объясните их значение. Вставьте пропущенные буквы.

Пр.

.возносить

проклинать

пр.

.зывать

отозвать

пр.

.рекаться

поддаваться

пр.

.помниться

забыться

пр.

.молкнуть

замолчать на время



  • С глаголами из левого столбика составить предложения.

№7.Подберите синонимы к данным фразеологическим оборотам.

Зарубить на носу, осенила мысль, взяться за ум, погрузиться в задумчивость, переливать из пустого в порожнее, толочь воду в ступе, прикусить язык, изливать душу .

Задания 5-7 развивают у учащихся навык сознательно выбирать слова, употреблять их в соответствии с темой высказывания, пополнять словарный запас детей.

Подобные лексические упражнения, проводимые в определенной системе, активизируют словарь детей, развивают в них внимание к слову и его значению, развивают у школьников логическое мышление. Наряду с этим, лексические упражнения формируют у учащихся практические навыки: умение выбрать из своего словарного запаса наиболее точное слово, соответствующее тому или иному высказыванию в данной ситуации; умение составить словосочетание или предложение; умение различать оттенки в значении синонимов и выбирать синонимы в зависимости от стиля речи; умение воспринимать переносное значение слова и самостоятельно употреблять его в тексте; умение самостоятельно находить и исправлять в тексте лексические речевые ошибки.

И я думаю,если учитель будет серьёзно относиться к урокам по исправлению и предупреждению ошибок,он обязательно добьётся положительного результата.



Список использованной литературы.

1.Богданова Г.И.Уроки русского языка в 5 классе.-М.,1998-С.288.

2.Цейтлин С.Н.Речевые ошибки и их предупреждение.-С.-Петербург,издат.дом «МиМ»,1997-С.167.

3.Цейтлин С.Н.Речевые ошибки учащихся.//Русский язык в школе.-1991-№2-С.48.

Подготовил:

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №55

г.Воронежа

Романова Е.И.



© 2010-2022