Урок «Указательные местоимения»

Урок русского языка в 7 классе в школе с не русским языком обучения на тему «Указательные местоимения». Данный урок является одним из уроков изучающих Морфологию на тему «Местоимение». Урок направлен на осуществление трех задач обучения: 1. Обучающая:формирование понятия о значении, морфологических признаках, синтаксической роли, функции в речи указательных местоимений; - способствовать умению  находить указательные местоимения в речи; - уметь определять тему и идею текста, его признаки.2. Развивающая: - развивать логическое мышление; развивать речь;развивать умение проводить анализ собственной деятельности. 3 Воспитательная: воспитывать в себе культуру общения; воспитывать в себе бережное и уважительное отношение к книге.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»Урок «Указательные местоимения»

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47»





Открытый урок по русскому языку

в 7 классе



На тему: «Указательные местоимения»






Учителя русского языка и литературы Райымбековой Эльмиры Максутовны







Республика Казахстан город Семей

Восточно-Казахстанская область

2013 год


Класс: 7 А

Учитель: Райымбекова Э.М.

Предмет: русский язык

Тема урока: Указательные местоимения

Цели:

1. Задачи обучения:

- формирование понятия о значении, морфологических признаках, синтаксической роли, функции в речи указательных местоимений;

- способствовать умению находить указательные местоимения в речи;

- уметь определять тему и идею текста, его признаки.

2. Задачи развития:

- развивать логическое мышление;

- развивать речь;

-развивать умение проводить анализ собственной деятельности.

3. Задачи воспитания:

-воспитывать в себе культуру общения;

-воспитывать в себе бережное и уважительное отношение к книге

Формы : фронтальная, индивидуальная..

Методы обучения: на уроке используются элементы объяснительно-иллюстративного,практического, частично поискового методов.

Оборудование: раздаточный материал , мультимедиа проектор, интерактивная доска (экран), компьютер, «Толковый словарь» С.И.Ожегова.

(Слайд 1)

Ход урок

1.Приветствие. Актуализация знаний о местоимениях.

-Добрый день, ребята. Мы сейчас изучаем большую тему - местоимения. Давайте вспомним, о каких местоимениях мы уже говорили раньше на уроках?

- Что такое местоимение ?

- Назовите разряды местоимений

2. Создание проблемной ситуации.

- Давайте прочитаем текст, который отображается на экране.

(Слайд 2)

Книги - наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они

развивают ум, помогают вырабатывать характер.

Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.

- О чём говорится в тексте?

- К чему призывает нас автор?

- Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»?

Слайд 3 (выдержка из словаря)

- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению (наши - притяжательное, их, вам, они - личные, которые - относительное).

- Давайте проверим, все ли местоимения мы нашли. Какие местоимения остались без нашего внимания? Почему?

Слайд 4 (разряды местоимений из текста)

Посмотрите пожалуйста ещу раз на текст (слайд 5), какие местоимения остались без внимания. (Без внимания остались местоимения эти, такие).

- Мы не смогли найти два местоимения, потому что с этими разрядами местоимений вы ещё не работали. Сегодня мы с вами поговорим о таких местоимениях, как эти, такие. Они называются указательными.

- А что означает слово указательный ?Подберите пожалуйста однокоренные слова к этому слову

Однокоренные слова (слайд 6): указательные, указ, указатель, указка, указывать.

Указательные местоимения так называются, потому что они указывают на какое-либо лицо, предмет (тот, такой, этот, таков) или количество (столько).

3. Изучение нового материала

-Давайте сначала попробуем определить, а какие цели мы поставим перед собой. Цель нашего урока: узнать какие местоимения относятся к разряду указательных, каково их значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

- Указательных местоимений в русском языке не так много. Вот они:

(Слайд 7)

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР, НА СЕЙ РАЗ)

( Выполнение упражнения на выработку связной речи стр.268 Р )

  • Ребята, попробуйте рассказать о близких и отдаленных предметах в классе, употребив местоимения этот, тот в разных формах. Используйте жесты. (этот стол, тот шкаф, то окно, эта доска, та парта и.т.д. )

  • - Хорошо, а теперь прочитайте пожалуйста правило об указательных местоимениях на стр. 266.

(Слайд 8 чтение правила на стр 266)

4. Закрепление материала:

- Открывайте тетради, запишите сегодняшнее число и тему нашего урока «Указательные местоимения». (Слайд 9)

- Из правила мы узнали о том, что есть указательные местоимения (тот, этот, такой), которые изменяются по родам, числам и падежам, есть несклоняемые (таков), а также местоимение (столько), которое изменяется только по падежам.

- Давайте выполним упражнение № 602 на стр. 266. Спишите, раскрывая скобки. Определите род указательных местоимений. Составьте 2-3 предложения. Определите их синтаксическую роль.

- Ребята сколько родов в русском языке ? (муж.р., жен.р., ср.р.)

- Распределите словосочетания в три столбика.( 1 ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях).

числа

мужской род

женский род

средний род

единственное

этот день

тот случай

такой вечер

эта неделя

та история

такая погода

это число

то событие

такое настроение

множественное

эти дни

те истории

такие настроения

  • Учитель подводит итог задания. - Посмотрите пожалуйста на доску, что изменилось в этих словосочетаниях ? (Изменились окончания местоимений, появились окончания прилагательных, т.е. указательные местоимения согласуются с существительными в роде). А теперь поставьте эти словосочетания во множестенном числе.Что мы наблюдаем ? (Во множественном числе у указательных местоимений также, как и у существительных во множественном числе роды не определяются)

(Слайд 10 )

  • А теперь составьте с этими словосочетаниями несколько предложений

(Наступил этот великий день. Эта неделя была очень трудной.

; Я вспомнил тот случай )

(Ребята определяют роды местоимений, делают синтаксический разбор одного предложения. Н-р: Я запомнил это число - простое , повеств, невоскл,двусоставное, распр, полное)

  • Значит указательное местоимение в этом предложении выполняет функцию (второстепенного члена предложения) определения.


  • Прочитайте пожалуйста правило на стр.267 какие синтаксические функции выполняют указательные местоимения в предложении.

(ученик читает правило)

Обратите внимание на материал под звездочкой

(Слайд 11)

Рассмотрите таблицу склонения местоимения СТОЛЬКО. На какой части слова стоит ударение во всех падежных формах ?

И.п. столько

Р.п. стольких

Д.п. стольким

В.п. столько

Т.п. столькими

П.п. о стольких

- Давайте закрепим материал, выполним упр 603 на стр.266 просклоняем местоимение столько с любым существительным из рамки.

(столько километров, столько фонтанов)

(Слайд 12 проверка )

Стр.267 упр. № 608. Выпишите преддложения с указательными местоимениями. Определите их синтаксическую функцию.

(Учащиеся выписывают предложения в тетрадках. Выборочное чтение предложений с указательными местоимениями. Называют их синтаксическую роль в предложениях.)

- Таким образом, можно сделать вывод, что указательные местоимения служат для связи предложений в тексте и помогают лучше понять, о чём идёт речь. Большинство указательных местоимений являются в предложении определением, а также могут быть подлежащими.

5. Подведение итога. Ребята, мы сегодня хорошо поработали. Пришло время подвести итоги. Давайте заполним «Лист подведения итогов».

- Перед вами лежат листочки с таблицами, в которых вы должны написать ответы на вопросы. Подпишите листочки, отметьте поняли ли вы тему или нет. (+ да, - нет)

(Вопросы на слайде 13)

  1. Назови указательные местоимения

  2. Какими членами предложения они могут быть ?

  3. Какие местоимения изменяются по родам ?

  4. Вставьте нужные окончания: это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

(шкала оценивания слайд 14)

Оцени себя:

  1. правильных ответа - 5 баллов

3 правильных ответа - 4 балла

1-2 правильных ответа - 3 балла

(лист подведения итогов слайд 15)

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.


  • Передайте друг другу листочки проверьте и поставьте оценки.

  • Учащиеся проверяют задания и выставляют свои оценки.

(Проверь себя ! слайд 16)


  1. Домашнее задание:

(слайд 17)

Упражнение № 609 на стр. 268 Просклоняйте указательные местоимения в составе словосочетаний эта область, тот маршрут, такие запасы составьте с ними 2-3 предложения и сделайте синтаксический разбор.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.

Ответы

Ф.И.О. учащегося

Понял ли ты тему? Да+, нет -

1.

2.

3.

4. это... столице, эт... символа, эт... традиций, то... дома, так... города, то... дела, эт... книгу, эт... государство, стольк... книгами.


© 2010-2022