Технология творческих мастерских. Е. Носов «Белый гусь». Изображение подвига птицы, самопожертвование во имя спасения других

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология творческих мастерских


Е. Носов «Белый гусь».

Изображение подвига птицы, самопожертвование во имя спасения других.


  1. Этап «Индуктор» (мотивация начальной деятельности).

Беседа с классом.

Вы прочитали рассказ Е. Носова «Белый гусь». Понравился ли вам рассказ?

О чем он? Какое событие в нем является главным? Наверняка каждый из вас не один раз читал и слышал о людях, совершивших подвиги и героические поступки. Есть много примеров и животных - героев, отдавших свою жизнь за человека или просто верой и правдой служивших ему. Но в рассказе Е, Носова «Белый гусь» мы встречаемся с примером совсем другого героизма. Главный герой рассказа обыкновенная деревенская птица Белый гусь. Совершил ли он подвиг? На этот вопрос нам предстоит ответить. Когда происходит действия в рассказе? Какую роль в рассказе сыграла гроза?

  • Создание логического ряда: гроза, тревога, страх, несчастье, любовь, обновление.

  • Комментарии учеников: темнеет небо, поднимается ветер, сверкают молнии; в душе поднимается тревога, закрадывается страх- может случиться несчастье. Но рядом есть любящий тебя человек, который спасет тебя. Дождь проходит, ветер стихает, вновь светит солнце. Все сияет чистотой. Все обновляется.

Учитель.

Перед вами репродукция картины В. Васнецова «Перед грозой». Что объединяет рассказ и картину? На какие части можно разделить этот рассказ и каким в них предстает Белый гусь? (Рассказ можно разделить на три части: события до грозы, действия во время грозы, после грозы.)

Технология творческих мастерских. Е. Носов «Белый гусь». Изображение подвига птицы, самопожертвование во имя спасения других.

  1. Этап «Деконструкция», « Демонстрация».

На каждом столе лежит лист со словом (например, теленок или град, или рассказчик, или гусята и т. д.). Ученикам предлагается создать сочинение- миниатюру, используя эти слова.

  • Чтение сочинений.

Учитель. На доске иллюстрация Белого гуся.

Технология творческих мастерских. Е. Носов «Белый гусь». Изображение подвига птицы, самопожертвование во имя спасения других.

Каким вы видите гуся? Составьте словарный ряд, характеризующий гуся, используя текст.

  • Воинское звание- адмирал, белоснежный китель, высоко и неподвижно держал длинную шею, упругие полутораметровые крылья, самая важная птица на всей кулиге.

Учитель. Докажите, что Белый гусь был важной птицей? ( Рассказчик любуется белой птицей, на него засматриваются «лучшие гусыни деревни», отношение его к гусятам.)

  • Вывод. Какими основными качествами обладает Белый гусь? ( В процессе обсуждения останавливаемся на любви, смелости, гордости.)

3 этап « Социалазация»

  • Работа в группах. Мы поговорили о первой части рассказа. Выяснили, какими основными качествами обладает Белый гусь. Давайте с помощью цветной бумаги, ножниц попытаемся представить эти качества наглядно.

  1. 1-я группа аппликация, «гордость» : квадрат зеленого цвета, из верхнего левого угла которого идут 5-7 полосок желтого цвета, символизирующих солнце, и треугольник белого цвета ( по форме напоминающий наконечник стрелы) почти в уровень всего листа и как бы пронзаемый « лучами» солнца.

  2. 2-я аппликация, «смелость»,: красная звезда на черном фоне, символизирующем страх. Звезда же - это смелость, которая как бы раздвигает страх (черный фон), побеждая его.

  3. 3-я аппликация, «любовь»,: на розовом фоне (символ отцовской любви и нежности) помещаем 12 желтых кружков, собранных в середине листа в большой круг, обрамленный зеленым веночком (гусята, желтые комочки, спрятавшиеся в зеленой траве). Розовый же фон («любовь»), обтекая этот круг, как бы оберегает, защищает своих детей.

4 этап «Разрыв»

Возвращаемся к теме урока.

Что же происходит дальше ( надвигается гроза) и как же это событие описывается рассказчиком?

Каким образом реагируют на это находящиеся на лугу герои? Что они при этом испытывают?

  • Чувство страха.

В цветовой гамме это можно изобразить так: серый цвет, темно-серый, черный. Почему? (Объяснения учащихся.)

  • Как ведет себя Белый гусь? Работа по заполнению таблицы.

ожидаемое

неожиданное


  • Как называется поступок, при котором кто-то оказывается спасен ценою чьей-то жизни?

Подвигом. Подвиг- это то, что прорывается сквозь страх. Тот, кто преодолевает черту, за которой есть и смелость, и бесстрашие, совершает подвиг. Белый гусь был гордым, смелым, бесстрашным, умеющим любить. Белый гусь совершил подвиг?

  • Каким вам хочется видеть финал рассказа. Попробуйте передать его завершение.

5 этап «Рефлексия»

Рассказ называется «Белый гусь». Считаете ли вы название рассказа удачным? Почему?

Написание сочинения-размышления. Чтение сочинений.

Выдержки из сочинений.

Рассказ «Белый гусь» меня очень взволновал. Совсем не хочется верить в то. Что гусь погиб, ведь еще мгновение назад он был жив. Радовал всех своим геройским видом и бесстрашием. Своим благородным видом он вызывал уважение и почтение. Так случилось, что гусю пришлось самому воспитывать гусят (их мама погибла под колесами автомобиля)… Отцом он был заботливым. Однажды, когда гуси были на лугу, начался сильный дождь. Гусь, раскинув крылья, лег на траву, под ним прятались гусята. Дождь усилился, и вскоре к нему присоединился град.

Вскоре дождь закончился, вышло солнышко, а на лугу лежал белый гусь, устремив взгляд в небо, по его клюву струйкой стекала кровь.

Гусята, выбравшись из - под мощных крыльев отца, весело копошились в зеленой траве. Так ценой своей жизни Белый гусь сохранил жизнь гусятам. Это и есть подвиг. Мне очень жаль, что погибла такая красивая птица.

© 2010-2022