• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока по русскому языку в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы с использованием интерактивной доски ActivInspire

Конспект урока по русскому языку в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы с использованием интерактивной доски ActivInspire

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы.

Личностные: формировать потребность в самовыражении

Метапредметные: ставить и формулировать задачи в познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельность в процессе достижения результата, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей, оценивать свою деятельность;

Предметные: овладевать грамматическими нормами употребления имен существительных, формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Оборудование: доска ActivInspire

Русский язык.6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В трех частях. Мнемозина 2012 .

Организационный момент.

Мотивация

5минут

На доске фото:

Носки, помидоры

Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку.

Ребята, вы любите ходить в магазины?

Что вы покупаете?

Я предлагаю вам сейчас представить, что мы находимся в магазине и вам нужно купить товар, который представлен на импровизированной витрине (слайд №1). Продолжите данные предложения, используя указанные слова.

(На доске записаны предложения:

Продайте, пожалуйста, одну пару……

Взвесьте, пожалуйста, один килограмм …

Дети высказываются.

Вы составляли предложения с одними и теми же существительными. Слова были употреблены в одном падеже, а окончания у них разные. Может ли быть такое? Почему так получилось? (???? Не знаем, как правильно) Я вижу, что вы испытываете трудность в употреблении ……. какой части речи.?

Определение темы и цели урока

4минуты

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Правильное употребление имен существительных. Записываем тему урока в тетрадь.(я на доске)

Исходя из темы урока, чему сегодня каждый из вас должен научиться?

Правильно употреблять имена существительные.

Правильно ставить ударение, правильно образовывать существительные, употреблять существительные в соответствии с лексическим значением.

Писать, соблюдая орфографические нормы

(я записываю ответы на доске)

У каждого на парте лежит листок. Под цифрой 1запишите свою цель работы на уроке (чему вы должны научиться на уроке). К заданиям №2 и 3 мы вернемся после выполнения упражнений. (см приложение 1)

Работа с учебником

6 минут

Фронтально

Ребята, что значит говорить правильно? ------------------------------

(Говорить правильно - значит, в соответствии с языковыми нормами).

Что такое языковая норма? -------

Где можно узнать, что такое норма? (в толковом словарике) Уточните лексическое значение слова «норма». Прочитай вслух.

Откроем учебник на стр. 120. Рассмотрите схему и кратко охарактеризуйте каждую группу языковых норм. Что регулирует каждая норма? (дети высказывают предположения, затем читаем на слайде №2 по очереди)

Орфоэпическая - постановку ударения, произношение согласных.

Грамматическая - образование и употребление частей речи.

Лексическая - употребление слов в соответствии с их лексическим значением.

Орфографические и пунктуационные - написание слов, постановку знаков препинания.

Практическая часть

25 минут




























































































Зачем всем нам нужно соблюдать языковые нормы ?

(Человек, соблюдающий нормы, выглядит культурным, привлекательным, к нему прислушиваются окружающие, его уважают).

На уроке вы поставили перед собой цель - научиться правильно употреблять существительные. Что мы должны делать дальше? (тренироваться в правильном употреблении существительных)

Но если мы не знаем, как правильно изменить существительное, где можно узнать правильный ответ? В словарике «Говорите правильно»

Что можно изменить у существительного ? ( окончание)

Мы знаем, что некоторые формы имен существительных в родительном падеже множественного числа имеют окончание нулевое или -ов.

Обратить внимание на доску.

Обратимся к упражнению 232 , задание1. Прочитай задание….

На какой вопрос отвечают существительные в родительном падеже?

Что нужно сделать сначала? Потом? Чем нужно пользоваться в работе?

1 вариант выписывает существительные с окончанием -ов,

2 вариант выписывает существительные с нулевым окончанием.

К доске пойдет работать….., остальные работают самостоятельно, пользуясь словариком «Говори правильно».

………………………………………………..

Проверяем. На доске задание выполнено. Сравните свои записи.

…… , оцени свою работу. Какая была цель? Удалось ли тебе выполнить ее? Правильно ли выполнил? Сам или с чьей-то помощью?

Ребята, возьмите свои листочки и выберите нужный ответ в предложениях 2 и 3.

Вернемся к нашему первому заданию «В магазине». Итак, вы запомнили, как изменяются эти слова. Составьте и запишите предложения, используя слова носки и помидоры в р. п. мн.ч. Прочитает. …….. . Правильно ли употребил слова … в своих предложениях?

Составьте и запишите предложение с любым словом, употребив его в родительном падеже множественного числа.

Прочитаем, ……………………

Упражнение 323. Прочитайте задание? Почему у существительных разные окончания? (разные лексические значения)

Составьте и запишите предложения с любыми тремя словами.

Проверяем. (выслушиваются ответы , затем дети оценивают выполненную работу)

Над какой нормой работали?

Итог

5 минут

Наш урок подошел к концу, и мне хочется подвести итог нашей деятельности.

Чему учились на уроке? Какие нормы закрепляли?

Какие трудные формы имен существительных вы запомнили?

Ребята, мне хочется, чтобы вы оценили свою работу на уроке, продолжив предложение. Для ответа можно использовать свои записи на листочках.

Своей работой на уроке я доволен (недоволен), потому что….





Приложение №1

  1. Сегодня на уроке я должен научиться…..

  2. Мне удалось (не удалось) получить результат.

  3. Я выполнил задание правильно (с ошибками).

© 2010-2022