Программа факультативного курса по русской литературе «Сказочные традиции в русской литературе»

Пояснительная записка В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль. Факультативный курс «Сказочные традиции в русской литературе»  для  учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса ... № п/п Тема занятия Цель Кол-во часов Дата Раздел 1. Сказочные секреты. (5ч)   1. Понятие о сказках. -расширить представления детей о сказках,  -выявить характерные особенности сказок -воспитание доброты, любви к народному творчеству. 1   2. Виды сказок, их анализ -познакомить с различными видами сказок,  -сформировать умение высказывать своё отношение, свои чувства к поступкам сказочных героев 1   3. Структура и законы волшебных сказок. -познакомить со структурой сказок; -формировать умение оценивать поступки сказочных героев; -способствовать воспитанию любви к народному творчеству 1   4. Герои сказок. Познакомить с героями народных сказок; формировать умение оценивать поступки сказочных героев; 1   5. Литературная сказка как авторское произведение Истоки народных и авторских сказок Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной Сопоставление и анализ народных сказок и сказок русских писателей 1   Раздел 2. «А.С. Пушкин – великий русский сказочник»   6-7 Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди». Знакомство со сказкой  А.С.Пушкина Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказки 2     8-9 А С Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Знакомство со сказкой  А.С.Пушкина Способствовать  развитию умения анализировать произведение 2   10-11 А С Пушкин  «Сказка о Попе и работнике его Балде» Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной 2             Раздел 3. «Что за прелесть эти сказки…» Сказочные традиции в произведениях русских сказочников .     П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Фольклорная основа сказки. Познакомить учащихся с особенностями стихотворной сказки; сопоставительный анализ  с народной сказкой «Сивка- Бурка» 2   12 Творческая мастерская. «Сказка и сказочники» (составление групповой сказки). -формировать умения составлять сказки, работать группой, -познакомить с правилами группы; -сформировать навыки группового взаимодействия 1   13-14 Анализ сказки В. А. Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».. -развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план; -воспитание чувства доброты, любви к фольклору. 2   15-16 В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Сказка и пословица. Развивать умение определять мораль в сказке; формировать навыки группового взаимодействия.  2   17-18 A.П. Платонов. «Финист—Ясный сокол» - развивать коммуникативные навыки, способность к рефлексии, внимание, речь, воображение; - воспитание чувства доброты, любви к фольклору. 2   19 Творческая мастерская. Составление сказки по опорам. - развивать умение составлять сказку по опорам; -формировать навыки группового взаимодействия.  -воспитание чувства доброты, эмоциональной культуры. 1   20-21 А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план; -воспитание чувства доброты, любви к фольклору 2   22-23 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»   2   Раздел 4. Современные сказочники   24 Л. Сидорова «Загадки времён года», познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей; умение анализировать художественный текст 1   25  С. Голубева «Серебряная подкова» познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей; умение анализировать художественный текст 1   26 Вернисаж рисунков к своим сказкам. - развитие навыков группового взаимодействия, внимания, речи, воображения; - формирование умения создавать иллюстрации к своим сказкам; - воспитание чувства прекрасного, уважения к результатам творчества. 1   27-28 Творческая мастерская – подготовка и защита проектов «Создаём сборник волшебных сказок» - развитие навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 2   29 Конструирование сказок. - развитие умения конструировать сказки, навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 1   30-31 Инсценирование сказок - развитие умения выражать эмоции соответствующего героя сказки, навыков позитивного взаимодействия; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 2   32-33 Создание альтернативного окончания известной сказки. -познакомить с новым приёмом создания сказок с помощью введения нового элемента; - развитие навыков коммуникативного взаимодействия; способности к рефлексии, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 2   34 Итоговое творческое занятие «Сказки наизнанку» -развитие воображения, речи, способности к продуктивному взаимодействию, групповому сплочению, рефлексии; - воспитание доброты, отзывчивости, чувства коллективизма. 1      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Средняя школа № 19»




Программа факультативного курса

«Сказочные традиции в русской литературе»

для учащихся 5 класса

общеобразовательной школы



Автор - составитель

учитель русского языка

и литературы

Малаева С.М.




г. Астана

2013г.

Пояснительная записка

В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

Факультативный курс «Сказочные традиции в русской литературе» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования - становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Назначение курса - обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Задачи факультативного курса:

-познакомить учащихся с авторскими сказками;

- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

-прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.



Тематическое планирование занятий по программе

«Сказочные традиции в русской литературе»

№ п/п

Тема занятия

Цель

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Сказочные секреты. (5ч)

1.

Понятие о сказках.

-расширить представления детей о сказках,
-выявить характерные особенности сказок
-воспитание доброты, любви к народному творчеству.

1

2.

Виды сказок, их анализ

-познакомить с различными видами сказок,
-сформировать умение высказывать своё отношение, свои чувства к поступкам сказочных героев

1

3.

Структура и законы волшебных сказок.

-познакомить со структурой сказок;
-формировать умение оценивать поступки сказочных героев;
-способствовать воспитанию любви к народному творчеству

1

4.

Герои сказок.

Познакомить с героями народных сказок;

формировать умение оценивать поступки сказочных героев;

1

5.

Литературная сказка как авторское произведение Истоки народных и авторских сказок

Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной

Сопоставление и анализ народных сказок и сказок русских писателей

1

Раздел 2. «А.С. Пушкин - великий русский сказочник»

6-7

Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди».

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина

Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказки

2

8-9

А С Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина

Способствовать развитию умения анализировать произведение

2

10-11

А С Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде»

Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной

2


Раздел 3. «Что за прелесть эти сказки…» Сказочные традиции в произведениях русских сказочников .

П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Фольклорная основа сказки.

Познакомить учащихся с особенностями стихотворной сказки;

сопоставительный анализ с народной сказкой «Сивка- Бурка»

2

12

Творческая мастерская. «Сказка и сказочники» (составление групповой сказки).

-формировать умения составлять сказки, работать группой,
-познакомить с правилами группы;
-сформировать навыки группового взаимодействия

1

13-14

Анализ сказки В. А. Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»..

-развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план;
-воспитание чувства доброты, любви к фольклору.

2

15-16

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Сказка и пословица.

Развивать умение определять мораль в сказке;

формировать навыки группового взаимодействия.

2

17-18

A.П. Платонов. «Финист-Ясный сокол»

- развивать коммуникативные навыки, способность к рефлексии, внимание, речь, воображение;
- воспитание чувства доброты, любви к фольклору.

2

19

Творческая мастерская.

Составление сказки по опорам.

- развивать умение составлять сказку по опорам;
-формировать навыки группового взаимодействия.
-воспитание чувства доброты, эмоциональной культуры.

1

20-21

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план;
-воспитание чувства доброты, любви к фольклору

2

22-23

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

Раздел 4. Современные сказочники

24

Л. Сидорова «Загадки времён года»,

познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей;

умение анализировать художественный текст

1

25

С. Голубева «Серебряная подкова»

познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей;

умение анализировать художественный текст

1

26

Вернисаж рисунков к своим сказкам.

- развитие навыков группового взаимодействия, внимания, речи, воображения;
- формирование умения создавать иллюстрации к своим сказкам;
- воспитание чувства прекрасного, уважения к результатам творчества.

1

27-28

Творческая мастерская - подготовка и защита проектов «Создаём сборник волшебных сказок»

- развитие навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения;
- воспитание чувства доброты, взаимопомощи.

2

29

Конструирование сказок.

- развитие умения конструировать сказки, навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения;
- воспитание чувства доброты, взаимопомощи.

1

30-31

Инсценирование сказок

- развитие умения выражать эмоции соответствующего героя сказки, навыков позитивного взаимодействия;
- воспитание чувства доброты, взаимопомощи.

2

32-33

Создание альтернативного окончания известной сказки.

-познакомить с новым приёмом создания сказок с помощью введения нового элемента;
- развитие навыков коммуникативного взаимодействия; способности к рефлексии, речи, воображения;
- воспитание чувства доброты, взаимопомощи.

2

34

Итоговое творческое занятие

«Сказки наизнанку»

-развитие воображения, речи, способности к продуктивному взаимодействию, групповому сплочению, рефлексии;
- воспитание доброты, отзывчивости, чувства коллективизма.

1


© 2010-2022