Урок по письму и развитию речи. Тема: Что мы знаем об имени существительном

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Урок по письму и развитию речи

(5 класс)

Тема: Что мы знаем об имени существительном

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся об имени существительном.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умения и навыки обучающихся в определении грамматических признаков имен существительных;

- продолжить формировать умения обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.

Коррекционно-развивающие:

- развивать мыслительную деятельность на основе работы со словами, через выполнение упражнений;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных вилов деятельности;

- воспитывать положительные черты характера обучающихся (усидчивости, самостоятельности).

Оборудование: презентация Power Point, перфокарты

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

- Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

- Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение. Все готовы! Начинаем!

2. Постановка темы и целей урока

- Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что? (слайд 1)

- К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что? (слайд 2)

- Мы с вами отправимся в страну имен существительных.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

- А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.

3. Словарная работа

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- А начнём мы с вами с небольшой словарной работы. Я читаю вам загадки, а вы самостоятельно в тетради записывайте на них отгадки.

1. Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

2. Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА. (корзина)

3. Это что за чудеса

Дует ветер в паруса

Ни паром, ни дирижабль

По волнам плывет… (корабль) дирижабль -

От- Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. (слайд 3)

- Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.

- Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?

(Все слова - имена существительные)

4. Актуализация опорных знаний

- - Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?

(Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга - это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).

- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

5. Работа по теме урока

- Посмотрите на экран (слайд 4) и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имен существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал - журналы).

- А вы любите играть? Давайте поиграем с вами в игру «Наоборот».

- Задание здесь вам приготовлено такое. На доске записаны имена существительные в ед. и во мн. числе, ваша задача поставить имена существительные ед. числа в форму множественного, а в форме мн. ч - в ед. Работаем у доски и в тетради.

Пчела, воробей, окна, лодка, огурец, пироги, тетради

- По какому грамматическому признаку мы работали?

- Вы знаете игру файнворд, сейчас я вас с ней познакомлю. Файнворд - это словесная игра, цель которой найти спрятавшее слово. (слайд 5)

- Какой признак имен существительных спрятался в этом предложении. (слайд 6)

- Что вы знаете о роде имен существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

- Как определить род имен существительных? Какие слова помощники мы используем? (слайд 7)

- Чтобы проверить, как вы это понимаете, я предлагаю вам выполнить следующее задание? (слайд 8)

Подобрать к данным прилагательным имена существительные соответствующего рода, указать род.

Черный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…

- Проверим, какие словосочетания вы написали, задача отвечающегося прочитать словосочетание, назвать род имен сущ.

- О каком грамматическом признаке мы с вами говорили?

- По первым буквам определите, какой признак имени существительного зашифрован? (слайд 9)

- По каким признакам распределяют имена существительные на 3 склонения? (слайд 10)

6. Физкульминутка

- Проведем с вами паузу с грамматическим заданием.

- Если существительные 1 склонения - поднимаем руки, 2 склонения - просто стоим, 3 склонения - приседаем.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, сундук, тетрадь, лошадка, план, окно.

- Молодцы, не запутались. Посмотрим, не запутаетесь ли вы работать в тетради.

7. Работа по теме урока

- Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение. (слайд 11)

Дифференцированное задание (сильным обучающимся - списать и выполнить задания, слабым - выписать выделенные слова из текста, определить склонение)

Проверка

- Ребята, а вы любите собирать пазлы? А сейчас мы с вами будем собирать грамматические пазлы.

- Внимательно рассмотрите грамматические пазлы и назовите, какого признака здесь не хватает? (слайд 12)

- Сколько падежей в русском языке? Назовите по порядку все имена существительные.

- Как определяют падеж имен существительных?

- Посмотрите, на слайде записаны пословицы и простые предложения о труде. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать в каком падеже стоит слово «труд»? (слайд 13)

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

- Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

8. Самостоятельная работа

- Я поняла, что вы все любите играть, и сейчас мы с вами снова поиграем в экспресс-опрос Да-нет

Экспресс-опрос «Да-нет»

Работа по перфокартам

  1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?

  2. Сорока, яблоня, земля - это неодушевленные существительные.

  3. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я

  4. Склонение - это изменение существительным по падежам.

  5. Небо - это существительное мужского рода?

  6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

9. Подведение итогов

- Закончилось наше путешествие.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имен существительных мы повторили?

- Я попрошу вас оценить свою работу, оценить весь урок (на доске рисуется сердце, разделенное на три части (старательно, активно, внимательно), дети прикрепляют магнитик в ту половинку, как оценивают свою работу).

© 2010-2022