- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по письму и развитию речи. Тема: Что мы знаем об имени существительном
Урок по письму и развитию речи. Тема: Что мы знаем об имени существительном
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панфилова Е.И. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
6
Урок по письму и развитию речи
(5 класс)
Тема: Что мы знаем об имени существительном
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся об имени существительном.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения и навыки обучающихся в определении грамматических признаков имен существительных;
- продолжить формировать умения обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мыслительную деятельность на основе работы со словами, через выполнение упражнений;
- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных вилов деятельности;
- воспитывать положительные черты характера обучающихся (усидчивости, самостоятельности).
Оборудование: презентация Power Point, перфокарты
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
- Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение. Все готовы! Начинаем!
2. Постановка темы и целей урока
- Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что? (слайд 1)
- К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что? (слайд 2)
- Мы с вами отправимся в страну имен существительных.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
- А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.
3. Словарная работа
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- А начнём мы с вами с небольшой словарной работы. Я читаю вам загадки, а вы самостоятельно в тетради записывайте на них отгадки.
1. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (космонавт)
2. Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА. (корзина)
3. Это что за чудеса
Дует ветер в паруса
Ни паром, ни дирижабль
По волнам плывет… (корабль) дирижабль -
От- Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. (слайд 3)
- Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.
- Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?
(Все слова - имена существительные)
4. Актуализация опорных знаний
- - Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?
(Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга - это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?
(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
- Почему у имени существительного два вопроса?
(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)
- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?
(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.
- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
5. Работа по теме урока
- Посмотрите на экран (слайд 4) и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имен существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал - журналы).
- А вы любите играть? Давайте поиграем с вами в игру «Наоборот».
- Задание здесь вам приготовлено такое. На доске записаны имена существительные в ед. и во мн. числе, ваша задача поставить имена существительные ед. числа в форму множественного, а в форме мн. ч - в ед. Работаем у доски и в тетради.
Пчела, воробей, окна, лодка, огурец, пироги, тетради
- По какому грамматическому признаку мы работали?
- Вы знаете игру файнворд, сейчас я вас с ней познакомлю. Файнворд - это словесная игра, цель которой найти спрятавшее слово. (слайд 5)
- Какой признак имен существительных спрятался в этом предложении. (слайд 6)
- Что вы знаете о роде имен существительных?
(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).
- Как определить род имен существительных? Какие слова помощники мы используем? (слайд 7)
- Чтобы проверить, как вы это понимаете, я предлагаю вам выполнить следующее задание? (слайд 8)
Подобрать к данным прилагательным имена существительные соответствующего рода, указать род.
Черный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…
- Проверим, какие словосочетания вы написали, задача отвечающегося прочитать словосочетание, назвать род имен сущ.
- О каком грамматическом признаке мы с вами говорили?
- По первым буквам определите, какой признак имени существительного зашифрован? (слайд 9)
- По каким признакам распределяют имена существительные на 3 склонения? (слайд 10)
6. Физкульминутка
- Проведем с вами паузу с грамматическим заданием.
- Если существительные 1 склонения - поднимаем руки, 2 склонения - просто стоим, 3 склонения - приседаем.
Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, сундук, тетрадь, лошадка, план, окно.
- Молодцы, не запутались. Посмотрим, не запутаетесь ли вы работать в тетради.
7. Работа по теме урока
- Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение. (слайд 11)
Дифференцированное задание (сильным обучающимся - списать и выполнить задания, слабым - выписать выделенные слова из текста, определить склонение)
Проверка
- Ребята, а вы любите собирать пазлы? А сейчас мы с вами будем собирать грамматические пазлы.
- Внимательно рассмотрите грамматические пазлы и назовите, какого признака здесь не хватает? (слайд 12)
- Сколько падежей в русском языке? Назовите по порядку все имена существительные.
- Как определяют падеж имен существительных?
- Посмотрите, на слайде записаны пословицы и простые предложения о труде. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать в каком падеже стоит слово «труд»? (слайд 13)
- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
- Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?
8. Самостоятельная работа
- Я поняла, что вы все любите играть, и сейчас мы с вами снова поиграем в экспресс-опрос Да-нет
Экспресс-опрос «Да-нет»
Работа по перфокартам
-
Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
-
Сорока, яблоня, земля - это неодушевленные существительные.
-
К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я
-
Склонение - это изменение существительным по падежам.
-
Небо - это существительное мужского рода?
-
Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
9. Подведение итогов
- Закончилось наше путешествие.
- О какой части речи мы вели разговор на уроке?
- Какие признаки имен существительных мы повторили?
- Я попрошу вас оценить свою работу, оценить весь урок (на доске рисуется сердце, разделенное на три части (старательно, активно, внимательно), дети прикрепляют магнитик в ту половинку, как оценивают свою работу).