Лексикография. Фразеология. Работа со справочной литературой

Цели:      1.Научить работать со справочной литературой.      2.Воспитать у студентов желание думать, анализировать.      3. Развить логическое мышление, пытливость. Оборудование:               Словари русского языка С. И. Ожегова, фразеологический словарь, этимологический словарь.     Ход урока. I.      Организация класса. II.     Разминка «Диалог с иностранцем» Иностранец.  Я сегодня услышал новое русское слово стул. Что есть такое стул? Ай донт ноу. 1-й студент. Стул – предмет, на котором сидят. Иностранец. О! Я хорошо знаю русская фольклор. Как в сказке есть: «Сяду  на пенёк, съем пирожок» Значит, стул – то же, что пенёк? 2-й студент. Во - вторых, стул предмет мебели, на котором можно сидеть. Иностранец. Я кэн видеть, как вы на перемене сидели на этом предмете, Это есть мебель? Стул? 3-й студент. Мебель, на которой не только можно сидеть, а которая предназначена для этого. Иностранец (указывает  на стоящий табурет). Тогда вот есть стул? Студент уточняет: со спинкой, для одного человека. Таким образом, определение слова приобретает характер истинного толкового.  III. Разминка от противного.    Иностранец  читает в словаре С.И.Ожегова словарную статью, студенты должны назвать соответствующее слово.    Иностранец. А вот из зис (что это такое)? Читает: а) вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких вещей, денег (карман); б) формовой, обычно чёрный хлеб (буханка)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хильченко Оксана Алексеевна

преподаватель русского языка и литературы .

Педагогический колледж, г.Щучинск

Тема: Лексикография. Фразеология. Работа со справочной литературой.

Цели:

1.Научить работать со справочной литературой.

2.Воспитать у студентов желание думать, анализировать.

3. Развить логическое мышление, пытливость.

Оборудование:

Словари русского языка С. И. Ожегова, фразеологический словарь, этимологический словарь.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Разминка «Диалог с иностранцем»

Иностранец. Я сегодня услышал новое русское слово стул. Что есть такое стул? Ай донт ноу.

1-й студент. Стул - предмет, на котором сидят.

Иностранец. О! Я хорошо знаю русская фольклор. Как в сказке есть: «Сяду на пенёк, съем пирожок» Значит, стул - то же, что пенёк?

2-й студент. Во - вторых, стул предмет мебели, на котором можно сидеть.

Иностранец. Я кэн видеть, как вы на перемене сидели на этом предмете, Это есть мебель? Стул?

3-й студент. Мебель, на которой не только можно сидеть, а которая предназначена для этого.

Иностранец (указывает на стоящий табурет). Тогда вот есть стул?

Студент уточняет: со спинкой, для одного человека. Таким образом, определение слова приобретает характер истинного толкового.

III. Разминка от противного.

Иностранец читает в словаре С.И.Ожегова словарную статью, студенты должны назвать соответствующее слово.

Иностранец. А вот из зис (что это такое)? Читает: а) вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких вещей, денег (карман); б) формовой, обычно чёрный хлеб (буханка)

Другой студент, исполняющий роль Шерлока Холмса, «узнаёт» в Иностранце доктора Ватсона и обращается к нему.

Дорогой друг, вынужден оторвать Вас от увлекательного занятия. А есть дело поважнее. Обратите внимание на эту записку. Её принёс таинственный незнакомец.

Помните нашумевшую историю с «пляшущими человечками», из которой мы с вами вышли с честью?

Нынешняя шифровка, пожалуй, будет посложнее. Нам с вами потребуется знание русского языка и умение работать со словарями и справочниками. Боюсь, без помощи нам не обойтись.

Ватсон (берёт записку в руки). какая-то абракадабра!

Шерлок Холмс. Ошибаетесь: оригинально зашифрованный текст

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание от детективной и под руководством выполняет соответствующие исследования.

Заранее составляется «тайный текст»:

1х… 2.. и 3…4.. льга 5 .. зал

6 … 7 минут 8 ..х. 9 .. и

Студенты должны расшифровать запись, используя словари и располагая следующей информации:

Всего слов девять. Известно одно - седьмое по счёту - минут.

Первое пропущенное слово есть во фразеологических оборотах: … под солнцем, взять с … ; не находить себе…

В школьном толковом словаре под ред. М.С. Лапатухина первое значение этого слова - пространство земной поверхности. В словаре русского языка С.И. Ожегова второе значение этого слова - местность.

Второе слово оканчивается на и; вид связи с первым словом - управление.

Антоним слова проводы.

Третье слово. Второе его значение по словарю синонимов О.С.Ахмановой -

предать (стать предателем).

Четвёртое слово. Его корень в современном языке без не не употребляется. Возник он на основе существительного льга - свобода. Образование слова подобно образованию слова нелепо, где лепо - красиво.

Пятое слово исторически состоит из двух корней, второй из которых - зал.

Первоначально обозначало место общественных увеселений.

Шестое слово - числительное, имеет корень сто, но меньше ста. Существует в языке вместо другого более «логичного» числительного.

Восьмое слово - синоним к слову «финал», является однокоренным ему и в то же время антонимом.

В словаре русского языка С. И. Ожегова имеет значение: первый момент какого-нибудь действия, явления.

Девятое слова раньше имело значение ничего не делать. Сейчас в русском языке обозначает несколько дней, а в украинском - один день.

Затем Шерлок Холмс и Ватсон начинают расследование: дают конкретные задания группам и по ходу работы вступают с ними в диалог, анализируя результаты.

1. Группа (Дубровин М. И. «Русские фразеологизмы в картинках»)

- Возьмем второй фразеологизм. В нем известна начальная буква.

Смотрим на в: взять быка за рога, взять себя в руки, взять слово. С предлогом с фразеологизма нет.

2. Группа (Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка).

Можем действовать только путем подбора и сверки, потому что словарные статьи построены гнёздами по опорным словам.

3. Группа (Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка.)

Взяв за основу третий фразеологизм, открываем словарь на букву н: не находить (не найти) себе места. Значит, первое слово - место.

Ватсон. Во втором слове известно окончание - и, тип связи с первым - управление. Шерлок Холмс. И может быть и суффиксом. Это морфема?

(Задание группам: по словарю - справочнику лингвистических терминов Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой уточнить понятие морфема, выяснить, входит ли в него окончание. В морфемном словаре Г. П. Цыганенко поднять досье на эту и.)

Преподаватель. По-моему, вы идёте ошибочным путём. Это загадочное и запутывает вас (открывает на доске приготовленную запись). Проверьте! (Отвернувшись, читает по памяти то, что написано на доске).

И - тематическая гласная окончаний глаголов 2 спряжения, она же - союз, она же суффикс повелительного наклонения глагола, она же гласная в корнях бир-пир, дир-тир и др. перед суффиксом -а, она же окончание существительных в родительном, дательном и предложном падежах 3-го склонения, она же - окончание существительных множественного числа с мягкой основой и т.д.

Шерлок Холмс. Нет, это Вы хотите нас запутать. Здесь всё очень просто. Связь в словосочетании - управление, значит, во-первых, второе слово скорее всего существительное, во-вторых, в Словаре сочетаемости и в Словаре управлений посмотрим статьи на слово место.

I. Группа. В Словаре управления в русском языке Д. Э. Розенталя ответ не найден.

II. Группа. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка под редакцией

П. Н. Денисова и др.: Место ( чего? ) работы, службы, отдыха … встречи …

Есть! Логичная связка: место встречи! Совпадает и другая примета: антоним

слова проводы.

Третье слово. Известно второе значение слова - предать. Подбираем синонимы по словарю: предать кого-нибудь - изменить чему-нибудь. Смотрим по словарю синонимов слово изменить, убеждаемся, что в словарной статье его второе значение- предать. Итак, третье слово - изменить.

Четвёртое слово. Вспоминаем ряд слов, которые без не не употребляются: невежа, неряха, нельзя, нелепо… По этимологическому словарю проверяем значение корней без не. Второй путь: логически (да и формально: льга - льзя г/з) можно выйти сразу на слово нельзя. Проверим затем версию по этимологическому словарю. Древнее нельзя представляло собой отрицания не с существительным льга «свобода» в форме дательного падежа единственного числа. Перед гласным переднего ряда в ней задненёбный звук г изменился в з (Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. - к., 1970).

Пятое слово. Из грамматического словаря (построение слово обратное) выписываем слово на - зал: танцзал, курзал, кинозал, аванзал, автовокзал, аэровокзал, вокзал. По этимологическому словарю, определяем, какое из них обозначало место общественных увеселений. Это слово вокзал.

Шестое слово. С корнем - сто меньше ста - только девяносто, которое логичнее было бы писать девятнадцать (как семьдесят, восемьдесят) и которое, кстати, в старославянском языке так и писалось.

Седьмое слово. Известно - минут.

Восьмое слово. Смотрим по Словарю синонимов финал: окончание - завершение, конец. Их антонимы: начало-почин-старт. Смотрим по этимологическому словарю: конец и начало - это анонимы и в то же время однокоренные слова.

Девятое слово. На слово неделя выходим путём рассуждений. Не делать - неделя. В украинском неділя - воскресенье, т.е. один день, в русском неделя - семь дней.

Проверяем по этимологическому словарю.

Итак, вся тайная запись известна: Место встречи изменить нельзя. Вокзал, 90 минут, начало недели (то есть в понедельник, в 1.30).

IV. Итог урока.


© 2010-2022