Технологическая карта урока русского языка по теме: Причастие как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»

Автор УМК: Русский язык 7класс, Линия учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: Причастие как часть речи.

Технология построения урока: проблемно-диалоговая

Цели урока: 1) образовательная: -определить совместно с учащимися, что такое причастие;

- определить роль причастия в предложении;

-формировать умения отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

2) деятельностная: -развивать умения правильно употреблять причастия в речи;

-способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

3) воспитательная: -формировать потребности к получению новых знаний;

-воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

1. Воспринимать речь учителя и одноклассников.

2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

3. Аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

4. Проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять главное.

3. Проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

- регулятивные:

1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

- коммуникативные:

1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

3. Предметные:

1. Познакомиться с понятием причастие, грамматическими, морфологическими, синтаксическими особенностям

2. Отработать умения отличать причастие от других частей речи: прилагательных , глаголов.

3. Тренироваться в определении причастий по их признакам.


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

  • Древнегреческая мифология


  • парная

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • дидактический материал

  • мультимедийная презентация

  • таблички (признаки причастия) для составления кластера на доске



Название технологических этапов урока, их содержание.

Временной интервал

Ход урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивирование (подготовка к учебной деятельности)

Цель: проверка готовности рабочих мест;

организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Время: 1 мин

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку и тихонько садитесь.

- Ребята, мы с вами закончили повторение и продолжаем изучение морфологии и знакомимся с новой частью речи -это будет удивительная морфологическая единица, вокруг которой до сих пор не утихают лингвистические споры.

Но сначала обратим свой взор в древнегреческую мифологию. (изображение кентавра на слайде).

В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа - это кентавры. Верхняя часть туловища - это руки и туловище человека, а нижняя их часть - туловище лошади. Вот такие необычные существа - свои кентавры - есть и в русском языке.

А вот что это за «Кентавры» есть в русском языке, мы сегодня с вами и узнаем.

Слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

1.Осваение культуры общения, умение слушать другого.

2. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление новой темы;

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Время: 2 мин

Чтобы сформулировать тему урока, обратимся к эпиграфу - высказыванию В. И. Даля:

Работа с эпиграфом.

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного .

В.И.Даль

- Скажите, о какой морфологической единице пойдет речь и в чем ее особенность?

Тема урока: Причастие как часть речи

(проблемный вопрос)- Что еще хотели бы вы узнать о причастии как части речи?

Сегодня мы познакомимся с удивительной частью речи- причастием, а также узнаем его признаки.

Начнем составление кластера: (на доске)

Причастие

Глагол Прилагательное

Чтение эпиграфа.

- Речь пойдет о причастии, которое объединяет в себе признаки глагола и прилагательного.

-Грамматические, морфологические, синтаксические признаки причастия.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать свои мысли.

2.Умение понимать позицию другого.

Предметные УУД:

1.Знакомство с новым понятием «причастие» и первичными признаками причастия.

3. Изучение нового материала

Цель: изучить новый материал

Время: 2 мин

Начнем первое знакомство с причастием и Обратимся к Словарю урока и прочитаем определение причастия.

- Какую еще дополнительную информацию вы узнали из предложенного определения? -

Для определения морфологических и синтаксических признаков нам необходимо решить ряд задач. Так наш урок станет немного похож на урок математики.

Дополним нашу информацию в кластере:

Причастие (обозначает признак предмета по действию)


Глагол Прилагательное

Чтение определения причастия. Причастие - морфологическая единица, которая обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

-Причастие обозначает признак предмета по действию - это его грамматическое значение.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе нового материала.

Познавательные УУД:

1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Осваение культуры общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Знакомство с понятием причастие.

2.Выделение грамматического значения приастия.

4.Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи самостоятельно.

Время: 13 мин

Проблемная задача №1: Прочитайте следующее предложение: Незнакомец носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не разваливающиеся.

и решите предложенные задачи самостоятельно.

- Какие определения имеет сущ «очки»? на какой вопрос отвечают эти определения ? Что обозначают?

Существ. «очки» имеет 3 определения: «круглые, заклеенные и разваливающиеся». Все они относятся к существительному «очки» и отвечают на вопрос : КАКИЕ?, т.е. обозначают признак.

Попробуем определить, чем выражены определения: В помощь вам будет наш словарь урока

Определение - круглые -отвечает на вопрос «Какие?» и обозначает признак предмета - значит выражено прилагательным

Определение - заклеенные - отвечают на вопрос «Какие? и «что сделанные?», обозначает признак предмета по действию -это прич.

Определение - разваливающиеся - отвечает на вопрос «Какие?» и « что делающие?» обозначает признак предмета по действию -это прич.

Оцените свою работу после первого задания.

Шкала оценивание:

«5»-задание выполнение

«4»-допущено 1-2 ошибки

«3»-допущено 3 ошибки

«2»- допущено 4-5 ошибок, задание не выполнено.

Вернемся к кластеру:

Причастие (обозначает признак предмета по действию)


Глагол Прилагательное

-что сделанный? - какой?

-что делающий?

Решите задачу №2:

- От каких глаголов образованы причастия, чем они отличаются?

- Причастия образованы от глаголов совершенного вида и несовершенного вида, следовательно и причастия бывают совершенного несовершенного вида.

Оцените свою работу после второго задания.

Шкала оценивание:

«5»-задание выполнение

«4»-допущено 1 ошибки

«3»-допущено 2 ошибки

«2»- допущено 3-4 ошибок, задание не выполнено


Продолжим заполнять кластер:

Причастие (обозначает признак предмета по действию)


Глагол Прилагательное

-что сделанный? - какой?

-что делающий?

Сов.\несов.в.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу и выполняя синтаксический разбор предложения на доске.

Проблемная задача №1:

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Прочитайте предложенное предложение

устно

2.Выпишите определения к сущ «очки»

Круглые, заклеенные, разваливающиеся

3. Докажите, что это однородные определение

Относятся к сущ, отвечают на вопрос-какие?, обозначают признак

4. Определите, чем выражены определения (по схеме: определение- вопрос-грамматическое значение - часть речи)

Определение - круглые -отвечает на вопрос «Какие?» и обозначает признак предмета - значит выражено прилагательным

Определение - заклеенные - отвечают на вопрос «Какие? и «что сделанные?», обозначает признак предмета по действию -это прич.

Определение - разваливающиеся - отвечает на вопрос «Какие?» и « что делающие?» обозначает признак предмета по действию -это прич.


Самооценка учащихся.





Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу..

Проблемная задача №2:

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите от каких глаголов образовались причастия в предложенном предложении (по схеме: прич-глагол)

заклеить

разваливаться


2.Чем отличаются эти глаголы

заклеить-сов.в

разваливаться-несов.в.

3. Сделайте вывод о связи причастий и глаголов, от которых они образованы.

1.отбразуются от глаг. сов. и несов.в.

2. причастия бывают сов. и несов. В.


Самооценка учащихся.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Планировать деятельность. 3.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (таблица).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

2.Коллективное обсуждение составленных таблиц.

3. Освоение культуры общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Познакомиться с морфологическими признаками причастия.

2.Выявление отличительных особенностей причастия от глаголов

4.Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи в паре

Время: 13 мин

Сейчас приступим к решению следующей задачи в парах.

- Какой вывод можно сделать о причастии относительно глагола?

- Причастия бывают прошедшего и настоящего времени; по совершению действия: действительные и страдательные; страдательные причастия образуют краткую форму.


Шкала оценивание:

«5»-решены правильно 5 задач

«4»-задачи решены, но допущена 1-2 ошибка

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.

Вернемся к кластеру:

Причастие (обозначает признак предмета по действию)


Глагол Прилагательное

-что сделанный? - какой?

-что делающий?

Сов.\несов.в.

Страд.\действ.

Наст.\прош.вр

Приступаем к решению задачи № 4.


Что мы можем сказать о причастии относительно прилагательного? - причастие имеет морфологические признаки прилаг: относится к сущ, изменяется по родам, числам, падежам.

Шкала оценивание:

«5»-решены правильно 3 задачи

«4»-задачи решены, но допущена 1-2 ошибка

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена. Баллы:________

Завершаем составление кластера:

Причастие (обозначает признак предмета по действию)


Глагол Прилагательное

-что сделанный? - какой?

-что делающий? число

Сов.\несов.в. падеж

Страд.\действ. род

Наст.\прош.вр

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу.

Проблемная задача № 3

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите словосочетания причастие + сущ «очки»

Очки заклеенные

Очки не разваливающиеся

2. Определите время. совершения действия.

1. прош вр

2.наст вр

3. В каком словосочетании предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие? (залог)

1. кем-то Страдательные - обозначают признак, возникший под действием другого предмета

2.сами Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета

4. Из какого полного причастия можно образовать краткую форму?

1.заклеен - из страд прич.

2. действит не образ кр.форму.

5. Сделайте вывод

1.причастия бывают прош и наст вр

2. страдательные и действительные.

3.страд. прич образуют крат форму

Взаимооценка в парах


Проблемная задача № 4

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите словосочетания причастие + сущ «очки»

Очки заклеенные

Очки не разваливающиеся

2. Укажите как согласуется причастие и сущ «очки»

число падеж (В.П., мн.ч.,)

3.Выпишите словосочетания:

- прич + сущ «Очки». Укажите глав. и зав слово

- прич + другое сущ . Укажите глав. и зав.слово

1.очки заклеееные

2.заклееные скотчем

1.очки не разваливающиеся

2.не разваливающиеся благодаря этому

3. Сделайте вывод

1. причастия изменяются по числам, падежам и родам

2. могут быть глав и завис словом в словосочетании

Взаимооценка в парах

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Планировать деятельность. 3.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (таблица).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 2. Коллективное обсуждение составленных таблиц.

3. Освоение культуры общения в паре, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Познакомиться с морфологическими признаками причастия.

2.Выявление отличительных особенностей причастия от глаголов и прилагательных.

5. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.

Цель: сформулировать правило о причастии, обобщив и закрепив полученные знания. обеспечить осмысление новой темы

Время: 5 мин



Подведем общий итог решения наших проблемных задач, заполните карточку-информатор.

Сверьте с ответом:

Причастие - это самостоятельная часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола .(время, вид, залог) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от глаголов наст и прош вр соверш и несовер вида..

Причастия могут быть страдательными и действительными.

Страдательные причастия могут иметь полную и краткую формы.

Причастия в предложении обычно бывают определением и отвечают на вопросы: какой? Что делающий? Что сделанный?

Шкала оценивание:

«5»-задача решена правильно или с 1 недочетом

«4»-задача решена, но допущена 1-2 ошибки

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.

Проблемная задача № 5: Заполните карточку-информатор.

Причастие - это…..часть речи, которая совмещает в себе признаки…..(время, вид, залог) и признаки….(изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от ………с помощью специальных суффиксов……… Причастия могут быть страдательными и ……………

Страдательные причастия могут иметь полную и……формы.

Причастия в предложении обычно бывают ………и отвечают на вопросы: ……



Самооценка учащихся.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.

Предметные УУД:

1. Обобщение и закрепления признаков причастия.

2.Составление определения причастия.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

6. Применение знаний и формирование умений и навыков. Цель: закрепить полученные знания.

Время: 6 мин

Выполним упр.59.

Спишите предложение, пользуясь опорным материалом, найти причастие, указав его признаки.

Осенью степи совершенно изменяются: выросшие во всю длину и вполне распустившиеся волокна ковыля колеблются мелкою серебрящеюся зыбью. (С.Аксаков)

Дайте характеристику встретившимся в предложении причастиям.

Учащиеся самостоятельно выполняют упр.


Учащиеся характеризуют причастия, их признаки.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, классифицировать, сравнивать

2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.

2.Умение строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Предметные УУД:

1. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения и использование их в худ.тексте.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Время: 2 мин

И завершить урок хотелось бы словами В.М. Ломоносова о причастиях:

"Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…"

Какой смысл содержит это высказывание?


Поставьте себе отметку за урок в зависимости от набранных на уроке баллов:

Если Вы набрали 25 -23 баллов - отметка за урок «5» -

Если Вы набрали 22- 18 баллов - отметка за урок «4»

Если Вы набрали 17- 13 баллов - отметка за урок «3» -

От 12 баллов и ниже - отметка за урок «2»-

Учащиеся знакомятся с высказыванием В.М.Ломоносова.

- Причастие - это особая морфологическая единица, которая сочетает в себе признаки других частей речи - глагола и прилагательного - и таким образом позволяет сделать нашу речь более ёмкой и выразительной.

Самооценка учащихся.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.Определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное (свертывать информацию до ключевых слов).

Личностные УУД:

Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8.Домащнее задание.

Время: 1 мин

1.Упр.53.(по заданию)

2. Напишите миниатюру на тему «Осенний листопад», используя причастия

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД:

1.Умение слушать другого.

2.Самоорганизация.


© 2010-2022