Исследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагога

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Исследовательская работа

по школьному краеведению на тему


«Судьба Григория Исаевича Стафеева-

исследователя, поэта, педагога»




Выполнила ученица 10 класса

Сетоловской СОШ

Почепского района

Брянской области

Марусова Юлия Александровна

Паспорт 1506 № 558400

Адрес: 243430 Брянская область

Почепский район

с. Сетолово


Руководитель : учитель русского

языка и литературы 1 категории

Сетоловской СОШ

Почепского района

Брянской области

Сащенко Наталия

Александровна

Оглавление.

Введение--------------------------------------------------------------------------------- с.1

Глава 1. Детские годы Гриши Стафеева------------------------------------------ с.2

Глава 2. Начало педагогической и исследовательской деятельности Григория Исаевича -------------------------------------------------------------------- с.3

Глава 3. Годы, опаленные войной -------------------------------------------------- с.5

Глава 4. Неутомимый исследователь, талантливый поэт и педагог--------- с.6

Заключение ----------------------------------------------------------------------------- с.9

Библиография ------------------------------------------------------------------------- с.10

Справочные материалы ------------------------------------------------------------- с.11

Приложение.






Введение.

В сентябре исполнилось 190 лет со дня рождения знаменитого русского писателя, поэта, драматурга, сатирика Алексея Константиновича Толстого и 220 лет со дня рождения его духовного наставника, писателя, критика Антония Погорельского. Их судьба и творчество неразрывно связаны с нашей Почепской землей, Красным Рогом.

Одним из глубоких знатоков и проповедников творчества наших великих земляков является Григорий Исаевич Стафеев. Широко используя архивные материалы, мемуарную литературу, толстовскую переписку, Г.И. Стафеев в своих книгах прослеживает жизненный и творческий путь Алексея Константиновича, раскрывает идейную значимость и художественную ценность его произведений, рассказывает о первом литературном наставнике поэта Антонии Погорельском.

Литературовед Григорий Исаевич Стафеев родился в моем родном селе Сетолово. Близость усадьбы А.К.Толстого, вероятно, предопределила его отношение к именитому земляку.

В одной из своих книг о Толстом Григорий Исаевич писал: «Когда он ушел из жизни, добрая память о нем осталась и утвердилась в его родных местах».

Мне тоже хочется, чтобы благодаря моей исследовательской работе, о Г.И.Стафееве оставалась добрая память в его родном селе.

Собирая материал для исследовательской работы, я обратилась к следующим источникам: в первую очередь - книгам Г.И. Стафеева, затем к статьям В.Парыгина, Н.Родичева, Н.Иванина, В.Деханова, опубликованным в разные годы в газете «Брянский рабочий», архивным материалам Брянского краеведческого музея, Почепской центральной библиотеки, материалам читального зала БГУ; записям моих личных бесед с родственниками Стафеева, проживающими в Почепе.

Цель работы : собрать материал о жизни и творчестве Григория Исаевича Стафеева как исследователя творчества А.К.Толстого.

-2-

1. Детские годы Гриши Стафеева.

Григория Исаевича Стафеева многие знали как человека обаятельного и скромного, вежливого и тактичного, скупого на слова, но эрудированного, знали как краеведа и ученого, поэта и педагога. Родился он в с. Сетолово Почепского района 26 ноября 1916 года. Кроме него в семье было еще трое детей. Один из его братьев (Федор) связал свою жизнь с родным селом и Сетоловской школой, в которой он в послевоенное время преподавал историю, русский язык и литературу, затем был директором этой школы. Вместе с женой Марией Михайловной, проживающей сейчас в Почепе, Федор Исаевич воспитал восьмерых детей.

А как сложилась судьба Григория Исаевича? С мальчишечьих лет тянулся он к знаниям - закончил Сетоловскую начальную школу, школу г.Почепа, Брянский педагогический техникум и Новозыбковский педагогический институт.

В первый класс Сетоловской школы Григорий пошел в десять лет. Тогда в этом отношении не было таких строгостей, как теперь. Его отец - Исай Феофанович считал, что, пойдя в школу позже, он будет учиться лучше. По воспоминаниям односельчан, Исай Феофанович был человеком грамотным, читал газеты, журналы. Для детей брал в школьной библиотеке книги и читал по вечерам вслух, им нравились книги исторического содержания.

Учился Григорий в начальной школе хорошо. Писал стихи, в четвертом классе он по своей инициативе написал сочинение на 20 листов о прошлом нашего края. Учитель Довбышев Евгений Сергеевич по окончании Григорием четвертого класса рекомендовал родителям ( Исаю Феофановичу и Прасковье Владимировне) учить его дальше, как очень способного, трудолюбивого, одаренного феноменальной памятью. Родители принимают решение отправить Григория на обучение в Почеп. От Сетолова до Почепа от дома Григория проходили две дороги: одна по полю - 6 километров, другая по лугу - 5 км. Весной и осенью, когда было сухо, он ходил в школу по лугу. Зимой и в дождливые дни осени он жил в Почепе на квартире.

-3-

2.Начало педагогической и исследовательской деятельности Григория Исаевича.

В 1933 году Григорий поступает в Брянский педагогический техникум и с отличием заканчивает в 1936 году. Годы учебы не только формально определили его будущее как учителя, но и сформировали его педагогом по складу характера.

Отличившись на выпускных экзаменах техникума глубокими знаниями, Григорий заслужил редкое по тому времени поощрение: путевку в дом отдыха, в Красный Рог. В доме отдыха была библиотека, где сохранились отдельные книги «помещика» А.К.Толстого, в ней и проводил свое свободное время будущий краевед. Он и не мыслил тогда, что творчество А.К.Толстого станет его единственной страстью на всю жизнь. Стафеев ранее не очень-то выделял этого поэта среди других почитаемых классиков отечественной литературы, но с той минуты началась кропотливая работа над всем тем, что касалось Алексея Константиновича. Вот как охарактеризовал он те чувства, которые испытывал в процессе работы : «... Я держал в руках, рассматривая, личные документы и вещи А.К.Толстого, не раз листал его семейный альбом, входя в круг друзей и знакомых поэта, читал книги, которыми он пользовался; разбирался в его записных книжках, письмах, черновых рукописях; годы и годы жил наедине с ним, вникал в его мысли и чувства; горевал и радовался с ним, любил и страдал».1

Григорий продолжил исследовательскую деятельность, работая учителем в Бакланской школе, куда был направлен после окончания педтехникума. По успеваемости Бакланская средняя школа тогда была одной из лучших в Почепском районе. Добрые воспоминания сохранил Стафеев о педагогическом коллективе этой школы, там же преподавала биологию и его будущая жена Антонина Никандровна.

В 1940 году Григорий Исаевич был призван в армию: полтора предвоенных года служил в Западной Белоруссии.

-4-

Началась переписка. Все письма к Антонине Никандровне были душевными, теплыми , искренними:

«…Хочется тебе сказать очень важное, значительное и вместе с тем опьяняюще-ласковое, чтобы ты всю жизнь думала о чистых и красивых наших отношениях. Я повторяю еще раз мной сказанное при расставании: вся моя жизнь будет наполнена тобой, каждая мысль будет прямо или косвенно мыслью о тебе. В твоих руках моя радость и горе. Я твой до тех пор, пока в моих жилах будет струиться кровь, пока будет биться сердце. Не задумывайся ни о чем, жди меня сколько потребуется, будь уверена, что как ныне, так и впредь я останусь таким же нежным, чистым и любящим…»2






-5-

3. Годы, опаленные войной.

Григорий Исаевич должен был возвращаться домой через три с половиной месяца. И вдруг переписка прервалась…

22 июня … Началась Великая Отечественная война. Их воинская часть находилась под Белостоком. Утром они были уже на передовой, удерживая натиск врага. 3 июля 1941 года Григорий Исаевич под Минском попал в плен. Из воспоминаний Григория Исаевича : «…Чтобы техника не досталась врагу, было приказано увести ее, а нам - залечь и задержать продвижение врага. Мы залегли. Четверо суток мы, пехотинцы, дрались без всякого прикрытия, отбивая атаки врага. Когда нас осталось совсем немного, нам приказали отходить к Минску. Шли с боями, вырывались из окружений. Нас оставалось все меньше… Это были кошмарные дни и ночи под обстрелом врага, под вой пикирующих бомбардировщиков, шли без пищи, без сна, под Минском ночью в небольшом лесу я упал и сразу же заснул. Был разбужен ударом немецкого сапога. Плен. Бежал. Поймали. И начался кошмар немецких лагерей для военнопленных: Бяла, Подляска, Пейтгайн, Мюльберг-на-Эльбе, а затем - за антифашистскую деятельность - концлагерей: Флессенбюрг( каменоломни под Бухенвальдом), Герсбрук, Дахау…».4

Четыре страшных года, проведенных в нечеловеческих условиях фашист-ского плена, запомнились ему на всю жизнь. Пленников наши войска освобо-дили 29 апреля 1945 года. « Григорий Исаевич был еле живым, истощенным до крайности. Он уже не мог передвигаться без опоры».5

Судя по воспоминаниям, жизнь преподнесла Григорию Исаевичу суровые испытания. Преодолеть эти испытания помогла неиссякаемая любовь к жизни и Антонине Никандровне.

Сурова война, тягостен плен, но сила любви, вера друг в друга оказались сильнее. Свою любовь, уважение друг к другу, взаимопомощь и понимание Григорий Исаевич и Антонина Никандровна пронесли через пятьдесят лет су-пружеской жизни.

-6-

4. Неутомимый исследователь, талантливый поэт и педагог.

В послевоенное время Стафеев работал в издательстве газеты «Брянский рабочий». Его статьи и рассказы всегда являлись украшением номеров. Но больше тянуло к познанию истории и литературы родного края, и Стафеев переходит в институт усовершенствования учителей на должность заведующего кабинетом русского языка и литературы. За четыре года работы в Брянском институте усовершенствования учителей он окончил пединститут, начал работать над диссертацией. Снова продолжил поиски всего, что связано с именем А.К.Толстого и Красным Рогом. Результатом напряженного и самоотверженного труда Григория Исаевича стали книги: «А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества»(1967г), ( «Красный Рог и А.К.Толстой» (1967г.), «А.К.Толстой. Библиографический указатель» (1969г.), «Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А.К.Толстого» (1973г.), «А.К.Толстой в Красном Роге» (1977г.), «В Отчизне пламени и слова. А.А.Перовский и А.К.Толстой в Красном Роге» (1983г.), «Под краснорогским небом» (1994г.).

Автор подробнейшим образом исследовал биографию Толстого на основе новых, ранее не использовавшихся материалов, проанализировал его творчество и тем самым открыл его для читателей

Многие из книг Григория Исаевича можно увидеть в нашей районной биб-лиотеке на тематической выставке, посвященной А.К.Толстому.

Я познакомилась с книгой Г.И.Стафеева «Под краснорогским небом». За кратким обзором творчества Толстого идут отдельные рассказы Григория Исаевича о жизни великого писателя, представляющие нашего земляка в неразрывной связи с Красным Рогом. Рассказы: «Ночное свидание», «Мамин гавот», «Горькая радость», «У истоков поэзии», «Дорогами памяти» - вызвали у меня большой интерес .

Г.И.Стафеев был не только краеведом, писателем, но еще и поэтом. К поэзии он относился с особым чувством: «Какое это великое чудо - поэзия! Однажды, родившись в тайниках души поэта, поэтическое слово победно живет среди людей годы и столетия, объединяя их, даря им радость общения в

-7-

мире прекрасного …И тянутся люди к поэту, как к светочу, хотят видеть в его родных местах то, что он видел, подышать тем воздухом, которым он дышал…».6

Алексею Константиновичу Стафеев посвятил стихотворение:

Толстовский Красный Рог.

Вхожу, как в храм из солнечного света,

Кадильниц дым курится вдоль дорог,

И вторят хоры голосу поэта,

И ввысь зовет трубящий где-то рог.

Весна, весна над этой всей землею!

В росе искрится древний свет.

Пред алтарем с березовой листвою

Поэт оставил памятный свой след.

Здесь гулки парка старого чертоги

Торжественностью царских теремов,

Здесь шли на казнь свою земные боги,

Суда истории не поборов.

Поэт немало вынес бед и горя,

Но никому о том не говорил.

Свою «любовь широкую, как море»,

Он этим нивам сирым подарил.

Вот потому растут слова привета,

Когда придешь в священный Красный Рог.

И к памятнику скромному поэта

Ложится благодарности венок.

(Из книги « Под краснорогским небом»)

Но Толстой - это, конечно, не все. Была и педагогическая деятельность: только в Брянской средней школе № 4 Г.И.Стафеев преподавал русский язык и литературу в течение 19 лет. Работал в Брянском технологическом институте. Антонина Никандровна говорила о нем так: « Память о себе

-8-

Григорий Исаевич оставил не только своими книгами, но и как педагог, который воспитал в душах своих учеников и студентов любовь к родному языку и литературе, к родной земле»7.

Таким вот он и был: ученый-филолог, патриот своего края, его языка и литературы, вдумчивый воспитатель многих поколений своих учеников и читателей, литератор, публицист и поэт.

Свою книгу «Под краснорогским небом» Григорий Исаевич готовил к изданию будучи уже тяжело больным, она вышла в издательстве «Придесенье»в 1994 году. Он подержал ее в руках, уже не в силах прочесть напечатанное.

Григорий Исаевич Стафеев ушел из жизни в последние дни декабря 1994 го-да. Литературная премия имени Толстого «Серебряная лира», учрежденная в 1997 году, была присуждена ему посмертно. Но будь жив сейчас исследова-

тель-толстовед Стафеев, сколько бы мы еще узнали интересного о нашем талантливом земляке.

В этом году, состоялись Толстовские чтения, которые прошли впервые 10 лет назад, и благодарные земляки вспомнили не только Алексея Константиновича Толстого, но и исследователя его творчества Григория Исаевича Стафеева.



-9-

5. Заключение.

Когда уходит из жизни человек, много делавший и сделавший для людей и родного края, только тогда, может быть, начинаешь острее чувствовать и глубже понимать то, чему он посвятил свою жизнь. Тогда в полной мере и по-нимаешь, как не хватает людям и краю этого человека, и как хочется сохра-нить память о нем.

Слово о Стафееве закончу его четверостишием:

Я с вами жил…

Мои труды и радость

Делил по-братски,

Выгод не тая.

Был счастлив,

Что науки мудрой сладость

Спасительницей стала для меня.

И в заключение несколько моих поэтических строк, посвященных Григорию Исаевичу:

Горжусь моим известным земляком,

И старожилам сетловским Григорий был знаком.

Семью Стафеевых всегда ценили на селе:

Ведь грамота была в почете в их семье.

Отец учил детей читать, считать, писать,

А мать - людскую душу без прикрас понять.

И каждый сын отца надежды оправдал:

Не предал, не убил и не солгал.

Казалось старшего судьба испытывала больше всех:

Война, болезни, плен, побег.

Все тяготы он выдержал как исполин,

Прославив имя творчеством своим.

-10-

Список использованных источников и литературы .

1 .Стафеев Г.И. Под краснорогским небом. Краеведческие заметки.-Брянск: Издательство «Придесенье», 1994.

  1. Сборник «Край ты мой, родимый край…». Брянская организация Союза писателей России, Издательство «Дебрянск», 1997.

  2. «…Как жизни беспокой продолжение». / Сост. А.Н.Стафеева, В.П.Парыгин.- Брянск: Издательство БГПУ, 1997.

  3. «Где гнутся над омутом лозы». Специальный выпуск Брянской областной организации Союза писателей « Литера». Издатель -областное общество книголюбов, 1995.

  4. Иванин Н. «Сердце полно вдохновенья», К 75-летию Г.И. Стафеева // «Брянский рабочий»,- 23.11.1991.

  5. Иванин Н. Памяти Г.И. Стафеева // «Брянский рабочий». -7.01.1995.

  6. Парыгин В. С сердцем , полным вдохновенья. Увлеченность на всю жизнь // «Брянский рабочий».- 26.11.1986.

  7. Деханов В. Науки мудрой сладость // «Брянский рабочий» . - 26.11.2006.

9.Смоловская Л. Пока дышу, буду помнить!» // «Почепское слово».-3.11.2006

10. Материалы бесед с родственниками Г.И.Стафеева ( женой брата Федора и племянницей Натальей, проживающими в Почепе) , со старожилами села Сетолово.


-11-

Справочные материалы.

1, 2,3,5,7 «…Как жизни беспокойной продолжение». Стафеева А.Н. Полвека супружеской жизни . с.114-134

4. Иванин Н. «Сердце полно вдохновенья». «Брянский рабочий»,-23.11.1991.

6. «Где гнутся над омутом лозы».Специальный выпуск Брянской областной организации Союза писателей «Литера». с. 2.






Приложение.






Исследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагога

Григорий Исаевич Стафеев


Исследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагога

Стафеева Прасковья Владимировна,

мать Г.И.Стафеева




Исследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагогаИсследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагогаИсследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагогаИсследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагога

Сохранившийся дом в с. Сетолово, где родился и провёл детские годы И. Г. Стафеев.


Исследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагога

Сотрудники дивизионной газеты

"Бесстрашный воин".

Г. И. Стафеев - первый в третьем ряду.


Исследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагога

Стафеееа Антонина Никандровна, жена Г. И. Стафеееа.


Исследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагога

Фёдор Исаевич Стафеев ( 4-й во 2-ом ряду)

Директор Сетоловской школы (послевоенные год).


Исследовательская работа по школьному краеведению по теме Судьба Григория Исаевича Стафеева - исследователя, поэта, педагога

Алексей Константинович Толстой. (1817г.-1875 г.)



© 2010-2022