Правописание гласных в корне слова

Урок по теме "Правописание гласных в корне слова" предназначен для учащихся 6 класса. Данный материал представляет собой обобщение и систематизацию изученного в 5-ом классе материала по темам"орфограммы корня: правописание безударных проверяемых гласных в корне слова, правописание словарных слов и чередующихся корней". Урок строится по принципу урока-повторения: начинается материал  с повторения изученного материала, проводится словарная работа( по методике Е.И. Никитиной), словарное слово включ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 6 классе.

Правописание гласных в корне слова.

У: сегодня на уроке мы продолжим повторение ранее изученных тем, будем вспоминать о правилах правописания гласных в корне слова. Сформулируйте цели урока. Почему мы вновь обращаемся к этой нам хорошо знакомой теме? Чем, на вас взгляд, вызвано большое количество ошибок в корнях слов?

Дети: это очень сложная тема, правописание гласных в корне определяется несколькими правилами, их нужно уметь применять. Требуется подбирать проверочные слова, знать правописание словарных слов. Цели: вспомнить о правилах правописания гласных в корне слова, научиться применять эти правила, чтобы избежать ошибок, уметь отличать разные орфограммы в корне, это умение понадобится на ГИА и ЕГЭ.

У: начинаем урок со словарно-орфографической работы.

СЕКУНДА - лат. яз. «мелкая часть часа»

СЕКУНДОМЕР

СЕКУНДАНТ

Секунда- 1.единица измерения, равная одной шестидесятой части минуты.

2. единица измерения угла.

У: придумайте предложения по схемам, включив в них изучаемое словарное слово.


Дети: в схемах отсутствуют знаки препинания.

У: расставьте недостающие знаки препинания, аргументируйте свой ответ.

Дети: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

Находящийся неподалёку секундант осматривал револьверы.

Секунды, прожитые напрасно, превращаются в пустые года.

Взяв в руки секундомер, тренер дал свисток.

У : посмотрите внимательно на записанную тему урока. Какие правила мы должны повторить? Вспомнить разные типы орфограмм нам поможет выполнение следующего задания.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Запишите предложение .

Сломать дерево - секунда, а вырастить - годы.

У: что это за предложение?

Дети: Это пословица, народная мудрость.

У: объясните смысл пословицы. Какой прием положен в её основу ?

Дети: прием противопоставления, т. е антитеза.

У: какими лексическими средствами выражается антитеза? Какова роль этих средств?

Дети: противопоставление выражается контекстуальными антонимами: сломать - вырастить; секунда - годы. Они помогают понять идею пословицы: нельзя разрушать то, на создание чего уходят годы. Народная мудрость напоминает о необходимости сохранять деревья.

У: выделите корни во всех словах пословицы. Какие типы орфограмм они иллюстрируют?

Дети: проверяемые безударные гласные в корне слова( сломать - лОмка, дерево - дерЕвья), непроверяемые безударные гласные в корне слова( секунда) и чередующиеся корни( выРАСТить).

У: расскажите об этих группах орфограмм.

Дети: проверяемые безударные гласные в корне можно проверить, подобрав однокоренное слово с ударным корнем, непроверяемые гласные в корне - это словарные слова, чередующиеся корни подчиняются правилам и зависят от ударения, суффикса или от значения слова.

У: теоретическим материал усвоен хорошо, я предлагаю вам проверить умения определять тип орфограммы

ГРУППИРОВКА СЛОВ.

Задания: в каждом задании представлены 4 слова . Выберите слова с орфограммой одной группы и выпишите их. Объясните условия выбора.

  1. пол…жить положить

зад…ржаться озарить

оз…рить

л…нгвистика черед. корни


  1. зап…рать очаровать

оч..ровать омрачать

омр…чать

б…рдовый провер. безуд. гласные( чАры, мрАк)


  1. попр…сить приоритет

выр…щенный секунда

при…ритет

с..кунда словарные слова


  1. зап…вать запЕ/Ивать

апп…тит посвЕ/Ятить

бл…стеть

посв…тить провер. безуд. гласные

У: вызвало ли задание трудности? Почему возникли разногласия в написании слов последней группы?

Дети: это корни- омонимы. Они могут писаться по- разному в зависимости от значения.

У: закрепим умения правильно писать слов-омонимы.

ОМОНИМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Задание: расшифруйте запись. Самостоятельно сформулируйте задание.

Дети: с данными словами нужно составить словосочетания, учитывая лексическое значение слов.

У: я предлагаю вам два варианта работы: без подсказки, самостоятельно выполнять задание либо воспользоваться подсказкой.

Без подсказки.

Корни- омонимы

словосочетания

Проверочное слово

Сл…зать

Сл…зать

Разр…дить

Разр…дить

Щ…пать

Щ…пать

Оз...мь

Оз…мь


С подсказкой.

Корни- омонимы

словосочетания

Проверочное слово

Сл…зать

Сл…зать

лезет

лижет

Разр…дить

Разр…дить

зарядка

редкий

Щ…пать

Щ..пать

щепочка

щиплет

Оз…мь

Оз…мь

земли

зимний

У: расскажите о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.

Дети: правильно подбирать проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.

У: проверим, умеем ли мы различать слова-омонимы.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.

Задание: выпишите «лишнее» слово в каждом ряду. Выбор аргументируйте.


  1. умирать, замирать, помирить ( пров. гласная в корне)

  2. гореть, горевать, выгорающий ( пров. гласная в корне)

  3. пировать, запираться, отпирать ( пров. гласная в корне)

  4. отдерешь, выдернешь, подержать (разные корни)

  5. берегу, отберу, выберу (разные корни)

У: что нового мы узнали, выполняя задание?

Дети: в русском языке корни-омонимы могут относиться к разным типам орфограмм и подчиняться разным правилам. Нужно быть внимательным при определении корня.

У: Сегодня на уроке мы говорим о созидании, о сохранении. Этому учит стихотворение Нияры Сашковой.. Закройте, пожалуйста, глаза, попробуйте увидеть образы стихотворения.

Секунды перед рассветом

Тишиною объят сонный лес,
Просыпаться, наверно, не хочет.
Золочённые своды небес,
Гонят дух задержавшейся ночи.

И рассыпавшись каплями рос,
Замирает ночная прохлада.
Очарована таинством грёз
Изумрудного леса громада.

Как красив этот утренний лес!
Он проснулся, свой день начиная,
Открывая завесу чудес,
Красотою своей покоряя.

У: какие картины нарисовало ваше воображение? Какие чувства вы испытывали?

Вставьте пропущенные буквы.

ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ.

С__кунды перед рассветом

Т__шиною объят сонный лес,
Просыпаться, наверно, не хочет.
З__лочённые своды н__бес,
Гонят дух зад__ржавшейся ночи.

И рассыпавшись каплями рос,
Зам___рает н__ чная прохлада.
Оч__рована таинством грёз
Изумрудного леса гр__мада.

Как красив этот утренний лес!
Он проснулся, свой день начиная,
Открывая завесу чудес,
Крас_тою св__ей пок__ряя.

У: какие типы орфограмм встретились в стихотворении? Какие корни- омонимы здесь встретились?

Дети: чередующиеся корни, словарные слова и проверяемые безударные гласные в корне слова. Корни- омонимы: замирает -МИР - чередующийся корень, ( сравни: мирный) и задержавшийся , -ДЕРЖ -( сравни: отДЕРу)

У: закончить сегодняшнее занятие мне бы хотелось пословицей: оберегая дерево , оберегаешь жизнь. ( китайская пословица)

Давайте беречь всё, что вокруг нас.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е. Евтушенко)

Итоги урока.

Что нового открыл для себя? О чем сегодняшний урок заставил задуматься? Что стало понятнее, а что требует разъяснений?


© 2010-2022