- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-игра Чудные мгновенья из жизни А. С. Пушкина
Урок-игра Чудные мгновенья из жизни А. С. Пушкина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Туисова Л.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Чудные мгновенья» из жизни Пушкина
Автор: Туисова Людмила Владимировна, учитель МБОУ гимназии №2 города Чехова
Цели: расширить сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина, развивать мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности, создать эмоциональный подъём в процессе игры, формировать навыки работы в группах, в жюри.
Планируемые результаты:
Предметные: знать сведения о жизни и творчестве поэта.
Личностные: формировать мотивацию к учению.
Регулятивные: самостоятельно применять знания в игровой ситуации, контролировать
время и управлять им., осуществлять рефлексию.
Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск нужных сведений.
Коммуникативные: приходить к общему решению в совместной деятельности,
эффективно сотрудничать.
Технологии: игровая, сотрудничества, ИКТ.
Методы: стимулирования и мотивации, формирования познавательного интереса,
приём создания ситуации успеха (поощрения)
Ход урока:
-
Целеполагание.
Сегодня перед нами пройдут «чудные мгновения» из жизни А.С. Пушкина. Хочется, чтобы эти мгновения стали точкой отсчёта вашего самостоятельного познания Великого Поэта. Всем, кто желал принять активное участие в нашей игре, пришлось самостоятельно многое узнать, отыскать в специальной литературе материал, стоящий за гранью учебника. Какими источниками пользовались? (Ю. Тынянов «Детство. Лицей. Юность.», Новиков «Пушкин на юге», «Любовь Пушкина», Интернет»).
Какие цели и задачи ставите перед собой?
-
Установка на игру. Активизация мыслительной деятельности и воображения. Давайте представим, что мы перенеслись в пушкинское время, и попробуем пережить вместе с поэтом какие-то моменты его жизни.
-
Определение игровых правил.
- организуйте работу своей группы, распределите обязанности,
- внимательно выслушивайте мнение товарищей,
- будьте доброжелательными,
- быстро реагируйте на вопрос,
- ответ давайте на листке контроля,
- не подслушивайте соседей,
- предоставляйте результат жюри, которое фиксирует баллы (за прав.ответ - 1)
IV.Знакомство с компонентами игры.
Литературная игра состоит из четырёх туров, в презентации представлены вопросы и варианты ответа. На экране вы увидите материал, иллюстрирующий задания.
Желаю успехов, удачи!
V.Ход игры:
Первый тур: Друзья-лицеисты
-
Антон Дельвиг
-
Вильгельм Кюхельбекер
-
Иван Пущин
-
Александр Горчаков
-
Иван Якушкин
1) В предложенном ряду была одна неточность. Этот человек был другом Пушкина, но в лицее не учился. Кто он?
2) С ним у Александра была дружба особая: к вечеру ссорились насмерть, а утром встречались друзьями. Ученый чудак и безумец. Он стал декабристом. Ему была уготовлена каторга в Сибири, слепота, но он не отчаивался.Кто он?
3) Он был первым, кого встретил Пушкин в лицее. Нумер Александра был 14, им он не раз подписывал свои письма к друзьям-лицеистам. А кто жил в комнате №15?
Первый друг - бесценный друг. Ему он доверял свои секреты. Его прозвали Жанно. Рассудок, смех, острое слово были для него превыше всего. Он примирял друзей, разбирал их ссоры, и они все подчинялись его решениям.Кто же он?
4) Все звали его ленивцем, во всем повторявшем древнего Диогена. И не зря! Поэт был искусный! Если его спрашивали, что ему снилось, он тут же придумывал сон. Он сочинял стихи, но питал отвращение к бумаге, ему лень было их записывать. Он не дочитывал книгу, которой увлекался, только потому, чтобы самому назначить судьбу герою. Поэтом он не стал, зато помогал печатать стихи Пушкину!Кто он?
Второй тур: По пушкинским местам
-
Петербург
-
Москва
-
Михайловское
-
Болдино
-
Лопасня
1) Это родовое имение прадеда Ганнибала, которое подарила царица Елизавета Петровна Ибрагиму Ганнибалу, любимцу Петра I, в знак памяти об отце.
2) Нигде, как здесь, он не писал так легко, увлеченно, весело, испытывая радость быстрого вдохновения. Всего за 3 месяца написал 2 последние главы «Евгения Онегина», несколько маленьких трагедий: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», 30 маленьких стихотворений и 5 повестей
3) 18 февраля 1831 года. Особый день. Идет венчание в церкви Старого Вознесения у Никитинских ворот. Было многолюдно и торжественно, но одно происшествие смутило суеверную душу поэта. Во время венчания нечаянно упали с аналоя крест и Евангелие. Потом у Пушкина потухла свеча. «Все плохие предзнаменования», - сказал Пушкин. Действительно, семейное счастье было недолгим. Где же происходило это важное и в то же время грустное событие?
4) Здесь уже после смерти Пушкина были найдены его неизвестные черновики «Истории Петра Великого»
Третий тур: Женщины Пушкина
-
Наталья Гончарова
-
Анна Керн
-
Мария Раевская
-
Елизавета Воронцова
-
Александра Муравьева
1) Ее именем он назвал главных героинь «Полтавы» и «Капитанской дочки». Она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года и женой декабриста, которая уехала к мужу.Кто она?
2) Это было «очаровательное создание». Он хранил камень, о который она споткнулась; ее именем названа аллея, где они гуляли; ей он посвятил самое лучшее стихотворение о любви.Кто она?
3) Он - умнейший человек России - немного робел перед ней. Не уставал твердить: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще более лица твоего».«Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец».
4) Пушкин уезжал из Одессы, и она подарила ему перстень. Он долго хранил его, а перед смертью подарил В.А.Жуковскому, потом перстень перешел И.Тургеневу, который завещал эту реликвию Л.Толстому. Но П.Виардо по-своему распорядилась перстнем, передав его в Пушкинский музей лицея, откуда он был украден. Следы перстня пропали, остались стихи:«Храни меня, мой талисман,Храни меня во дни гоненья,Во дни раскаянья, волненья:Ты в день печали был мне дан».Кому посвящено это стихотворение?
Четвертый тур: Пушкинские герои
-
Дубровский
-
Медный всадник
-
Руслан и Людмила
-
Полтава
-
Евгений Онегин
1) Эти герои совсем разные. Единственное, что их объединяет, это то, что один сражался с Карлой, а другой с Карлом.Кто они?
2) Этих героев объединяет имя и место жительства: Петербург
3) Эти герои были вынуждены пойти на бунт, но счастья добиться так и не смогли. Кто они?
VI. Рефлексия:
Промежуточная: после каждого тура подводится итог.
Финальная:
- Каким было ваше игровое состояние?
(Наличие переживаний, активизация воображения, эмоциональное отношение к действительности, элемент соревновательности, творческая атмосфера, ситуация выбора)
- Каков ваш групповой и индивидуальный результат?
(Выиграл, получил удовольствие, заинтересовался, захотел создать свою игру, придумать электронную версию).
Выставление оценок кураторами.