Урок по повести А. С. Пушкина Пиковая дама

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Три злодейства.


Урок с использованием АМО (эвристическая беседа)

по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама".

Технология: проблемное обучение.

Цель:

1. Повторить произведения Пушкина.

2. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

3. Воспитать интерес к чтению.


Урок начинается нестандартно - с инсценировки эпизода:

"Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства", - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у ***ского посланника с Лизаветой Ивановной. "Молодая мечтательница", проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает "мазурочную болтовню " кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: "У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Такое начало урока позволит погрузиться в глубины сюжетной стихии повести.

Следует объявление темы и цели урока.

После чего последует опорный вопрос: - Какие три злодейства совершил Германн?

Его постановка придаст уроку, в центре которого три главных образа - Германн, Лизавета Ивановна и графиня, - целостность и завершенность. Этот проблемный вопрос пройдет через весь урок. Ответ на него - результат совместной работы обучающихся и преподавателя. Он же позволит надолго сохранить в памяти всё то, что станет литературоведческим открытием.

Обучающиеся легко "открывают" первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна вызывает их горячее сочувствие. Прочитаем строки, посвященные судьбе героини (11 гл.: "В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание… "; "Лизавета Ивановна была домашней мученицею").

"Пренесчасное создание ", "домашняя мученица " - анализируя эти пушкинские характеристики героини, попробуем разобраться, что же толкнуло ее откликнуться на домогания "влюбленного" военного инженера.

"Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест", около которых увивались "расчетливые молодые люди". Так пишет Пушкин. А может быть, эти мысли принадлежат самой девушке?

Лизавета Ивановна - безответная жертва. Германн посмеялся над ней.

Предостерегая от прямолинейности в характеристике героини, напоминаю: "Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя".

Советуюсь с обучающимися: может быть, трагедия Лизаветы Ивановны в том, что она также несвободна от расчета?

"Вы чудовище!" - восклицает она в финале V главы. Эту главу (в разных группах по - разному) можно прочитать по ролям (Лизавета Ивановна, Германн и "за автора") или сделать инсценировку, которая является одним из самых действенных методических приемов в преподавании литературы.

Именно инсценировка (в любой форме) помогает ребятам наглядно увидеть героев произведения.

"Где же вы были?" - "испуганным шёпотом " спросит ученица, исполняющая роль Лизаветы Ивановны.

"… Германн пожал ее холодную безответную руку, поцеловал ее наклоненную голову и вышел".

Важно, чтобы занимательность в ходе инсценировки не восторжествовала над содержательностью. Возвращаем обучающихся из области наблюдений в область размышлений:

  • Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?

Несомненно. И поцелуй доказывает это. Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству? Ответ звучит из уст Лизаветы Ивановны: "Деньги, - вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желание и осчастливить его!"

  • С каким чувством "бедная девушка" простилась с Германном?

Ее "холодная безответная рука" (удивительно точная художественная деталь!) говорит о многом. О чем думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть , что впоследствии она вышла замуж "за очень любезного человека", который имел "порядочное состояние"?

Без труда определяют обучающиеся и "вторую жертву" Германна: старуха -графиня! Ребята пересказывают II главу, повествует о ее жизни, знакомят с особенностями характера персонажа, останавливаются на отношении к нему автора. Затем ребята слушают монолог Германна (V гл.: << для кого вам беречь вашу тайну…>>).

Следует обратить их внимание на слово героя: "Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну".

Итак, кто же третья жертва Германна?

Вопрос проблемный, открывающий обширное поле для предположений и размышлений. После беседы подвожу обучающихся к выводу: "третья жертва" - сам Германн.

Ещё раз вспомнив слова, сказанные героем старухе, и его потаённые мысли, которые неожиданно открылись Лизавете Ивановне, перейдём к чтению отрывка «Германн был сын обрусевшего немца…»

«Он расчётлив, вот и всё!» - характеризует его Томский.

  • Всё ли? - вопрос преподавателя. В случае затруднения задаю дополнительные вопросы.
    - Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу?
    Читается отрывок «Чёрные глаза его сверкали из-под шляпы…»
    - Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?
    - В чём заключалась притягательность его писем для Лизаветы Ивановны.
    Один из обучающихся декламирует отрывок: «Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком, ему свойственным: в них выражалась и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения».
    Надо подвести ребят к ответу: Германн был не только расчётлив. Пушкин заострял на этом внимание: «Он имел сильные страсти и огненное воображение…»
    Именно огненное воображение и заставило героя перечеркнуть жизненный ориентир, который он сам для себя создал: «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты».
    Обучающиеся должны отметить решительность Германна, суровость его души. Особый разговор состоится о том, как алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем более раскаяния. У Германна «профиль Наполеона» - бесчувственный профиль, словно отчеканенный на расхожей монете.

Вывод.

Соединение корыстолюбия с огненным воображением приводит Германна к трагическому концу: человек с душой Мефистофеля превращается в душевно больного. Мечтавший обрести «покой и независимость», он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трёх роковых карт…

Подведение итогов урока.





© 2010-2022