- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по повести А. С. Пушкина Пиковая дама
Урок по повести А. С. Пушкина Пиковая дама
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина О.Н. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Три злодейства.
Урок с использованием АМО (эвристическая беседа)
по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама".
Технология: проблемное обучение.
Цель:
1. Повторить произведения Пушкина.
2. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
3. Воспитать интерес к чтению.
Урок начинается нестандартно - с инсценировки эпизода:
"Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства", - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у ***ского посланника с Лизаветой Ивановной. "Молодая мечтательница", проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает "мазурочную болтовню " кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: "У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".
Такое начало урока позволит погрузиться в глубины сюжетной стихии повести.
Следует объявление темы и цели урока.
После чего последует опорный вопрос: - Какие три злодейства совершил Германн?
Его постановка придаст уроку, в центре которого три главных образа - Германн, Лизавета Ивановна и графиня, - целостность и завершенность. Этот проблемный вопрос пройдет через весь урок. Ответ на него - результат совместной работы обучающихся и преподавателя. Он же позволит надолго сохранить в памяти всё то, что станет литературоведческим открытием.
Обучающиеся легко "открывают" первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна вызывает их горячее сочувствие. Прочитаем строки, посвященные судьбе героини (11 гл.: "В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание… "; "Лизавета Ивановна была домашней мученицею").
"Пренесчасное создание ", "домашняя мученица " - анализируя эти пушкинские характеристики героини, попробуем разобраться, что же толкнуло ее откликнуться на домогания "влюбленного" военного инженера.
"Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест", около которых увивались "расчетливые молодые люди". Так пишет Пушкин. А может быть, эти мысли принадлежат самой девушке?
Лизавета Ивановна - безответная жертва. Германн посмеялся над ней.
Предостерегая от прямолинейности в характеристике героини, напоминаю: "Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя".
Советуюсь с обучающимися: может быть, трагедия Лизаветы Ивановны в том, что она также несвободна от расчета?
"Вы чудовище!" - восклицает она в финале V главы. Эту главу (в разных группах по - разному) можно прочитать по ролям (Лизавета Ивановна, Германн и "за автора") или сделать инсценировку, которая является одним из самых действенных методических приемов в преподавании литературы.
Именно инсценировка (в любой форме) помогает ребятам наглядно увидеть героев произведения.
"Где же вы были?" - "испуганным шёпотом " спросит ученица, исполняющая роль Лизаветы Ивановны.
"… Германн пожал ее холодную безответную руку, поцеловал ее наклоненную голову и вышел".
Важно, чтобы занимательность в ходе инсценировки не восторжествовала над содержательностью. Возвращаем обучающихся из области наблюдений в область размышлений:
-
Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?
Несомненно. И поцелуй доказывает это. Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству? Ответ звучит из уст Лизаветы Ивановны: "Деньги, - вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желание и осчастливить его!"
-
С каким чувством "бедная девушка" простилась с Германном?
Ее "холодная безответная рука" (удивительно точная художественная деталь!) говорит о многом. О чем думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть , что впоследствии она вышла замуж "за очень любезного человека", который имел "порядочное состояние"?
Без труда определяют обучающиеся и "вторую жертву" Германна: старуха -графиня! Ребята пересказывают II главу, повествует о ее жизни, знакомят с особенностями характера персонажа, останавливаются на отношении к нему автора. Затем ребята слушают монолог Германна (V гл.: << для кого вам беречь вашу тайну…>>).
Следует обратить их внимание на слово героя: "Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну".
Итак, кто же третья жертва Германна?
Вопрос проблемный, открывающий обширное поле для предположений и размышлений. После беседы подвожу обучающихся к выводу: "третья жертва" - сам Германн.
Ещё раз вспомнив слова, сказанные героем старухе, и его потаённые мысли, которые неожиданно открылись Лизавете Ивановне, перейдём к чтению отрывка «Германн был сын обрусевшего немца…»
«Он расчётлив, вот и всё!» - характеризует его Томский.
-
Всё ли? - вопрос преподавателя. В случае затруднения задаю дополнительные вопросы.
- Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу?
Читается отрывок «Чёрные глаза его сверкали из-под шляпы…»
- Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?
- В чём заключалась притягательность его писем для Лизаветы Ивановны.
Один из обучающихся декламирует отрывок: «Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком, ему свойственным: в них выражалась и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения».
Надо подвести ребят к ответу: Германн был не только расчётлив. Пушкин заострял на этом внимание: «Он имел сильные страсти и огненное воображение…»
Именно огненное воображение и заставило героя перечеркнуть жизненный ориентир, который он сам для себя создал: «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты».
Обучающиеся должны отметить решительность Германна, суровость его души. Особый разговор состоится о том, как алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем более раскаяния. У Германна «профиль Наполеона» - бесчувственный профиль, словно отчеканенный на расхожей монете.
Вывод.
Соединение корыстолюбия с огненным воображением приводит Германна к трагическому концу: человек с душой Мефистофеля превращается в душевно больного. Мечтавший обрести «покой и независимость», он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трёх роковых карт…
Подведение итогов урока.