Урок по русской словесности на тему

Цели урока: 1.Выявить нравственные проблемы повести. 2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в   литературе. 3.Показать роль автора и рассказчика в повести «Станционный смотритель», 4.Развивать способность эмоционального восприятия произведения. 5.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.Ход урока I.                  Организационный момент II.                Проверка домашнего задания (проверяется в ходе всего урока) III.         ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок в 6 классе на тему:

«А.С.Пушкин «Станционный смотритель»»


Цели урока:

1.Выявить нравственные проблемы повести.

2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.

3.Показать роль автора и рассказчика в повести «Станционный смотритель»,

4.Развивать способность эмоционального восприятия произведения.

5.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (проверяется в ходе всего урока)

  3. Вводное слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин был не только поэтом - в зрелые годы он создал ряд выдающихся драматических и прозаических произведений.

Осенью 1830 года из-за холерного карантина поэт был вынужден в течение трех месяцев оставаться в имении своего отца Болдине. И именно этому времени суждено было стать наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера «вылилась целая библиотека произведений». Само понятие «болдинская осень» стало метафорическим и означает максимальный творческий подъем. В числе прозаических произведений, написанных в Болдине, был цикл повестей, объединенных одним рассказчиком, так называемые «Повести Белкина», куда входят «Метель» и «Станционный смотритель».

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Мнимый автор повестей - Иван Петрович Белкин - самый обыкновенный человек, чья жизнь не богата значительными событиями, поэтому его записки - это пересказ услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Присутствие настоящего автора - Пушкина - ощущается в мягкой иронии, насмешливом или сочувственном отношении к героям повестей.

IV.Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

Работа по повести, прочитанной дома.

V. Понятие об образе «маленького человека» в литературе

Эпиграфом к повести «Станционный смотритель» взяты слова Князя Вяземского Коллежский регистратор,\Почтовой станции диктатор.

Этими словами Пушкин хотел выразить иронию над своим героем. Несмотря на то, что данная повесть окрашена грустью, в ней есть ироничные моменты.

Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.

Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение "маленький человек").

"Маленький человек" - это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.

Работа со словом «диктатор».

- Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя?

- Почему?

(«Диктатор» --правитель, пользующийся неограниченной властью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие.)

Работа со значением имени героя: Самсон Вырин.

Здесь также мы видим иронию в имени главного героя: «маленький», бессильный человек назван именем библейского богатыря.

Герой Пушкина - ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.

По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы - темы «маленького человека».

VI. Беседа по вопросам учебника стр.208-209

1. Кто такие станционные смотрители? Почему автор сочувствует им?

2. Почему повесть называется «Станционный смотритель?»

3.Какие времена года описаны в повести А.С.Пушкина? Случайно ли первая встреча происходит весной, а последняя - осенью? В какое время года Дуня покидает своего отца?

4.Что меняется на станции с каждым приездом Белкина? Как меняется Вырин? Как меняется его внешность?

5.Что случилось с Самсоном Выриным и его дочерью Дуней?

6. Меняется ли Дуня на протяжении повести? В чем необычность ее судьбы?

7.Прокомментируйте (объясните) поведение гусара Минского, начиная с первой его минуты появления на станции.

8.Что мы узнаем о дальнейшей судьбе смотрителя и его дочери?

9.Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился: и умер?

10.Какую роль играет пейзаж? Найдите описание кладбища. В чем его необычность?

11. В чем отличие сюжета повести А.С.Пушкина от библейской притчи о блудном сыне?

VII. Подведение итогов урока.

- Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?

- Кому из героев рассказчик симпатизирует?

- Кто же виноват в трагедии Вырина?

- Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

- Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Самсона Вырина, от которого он пьет и умирает, - это не несчастье, угрожающее его любимой дочери, а ее счастье, свидетелем которого он становится и в продолжительности которого он убежден?

-Девочки, что вам может сказать или сделать молодой человек, а вернее , ради чего в своей жизни вы бы бросили своего отца?

Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния. Также здесь говорится о том, что нельзя бросать близких и родных, совершать необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести.

Домашнее задание

  1. Подготовиться к сочинению по произведениям А.С.Пушкина.

© 2010-2022