Урок литературы для 11 класса Футуризм Маяковского

Отношение к Владимиру Маяковскому у старшеклассников чаще всего негативное. Маяковского, к сожалению, многие  не понимают, не любят.Как сделать так, чтобы отношение к этому удивительному поэту изменилось?Урок предлагает некоторые формы работы, позволяющие старшеклассникам приблизиться к поэтике футуризма, проникнуть в творческую мастерскую поэта. Цель урока - разбудить интерес к поэзии Владимира Владимировича Маяковского, познакомить с эстетикой нового направления в искусстве. На уроке использую...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока.

Тема: «Футуризм В.В.Маяковского».


11класс.

Цель: познакомить с эстетикой нового направления в искусстве - футуризма.

Задачи:

  1. На примере творчества В.В.Маяковского раскрыть основные особенности стиля футуристов.

  2. Воспитание эстетического вкуса через неприятие эпатажа футуристов.

  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Форма проведения: творческая мастерская.

Оборудование:


  1. Выставка книг В.Маяковского

  2. Альбом с фотографиями и стихами Маяковского периода футуризма.

  3. Мультимедийная презентация.





Ход урока.


  1. Объявление целей и задач.

(На уроке ведется конспект лекции учителя).


  1. Особенности стиля Маяковского.


  • Как вы относитесь к творчеству В.В.Маяковского?

  • К творчеству Маяковского обычно относятся негативно. А мне хочется сегодня показать вам Маяковского - новатора, оригинального и ни на кого не похожего человека и поэта. Какой же он, В.В.Маяковский?

Это поэт, гениальный человек, великолепный, глубокий, и, наконец, очень красивый мужчина. Это человек с громадным, большим сердцем, умеющий пылко и страстно любить. Он завидовал маленькому Есенину, говоря: «Есенина женщины берут, как пирата, на абордаж. Я же каждый поцелуй вынужден вымаливать чуть ли не на коленях». Как пылко и страстно он мог чувствовать! Вы, наверное, читали стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой». Помните, как оно заканчивается?

…Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

И это

Оскорбление

На общий счет нанижем.

Я все равно

Тебя

Когда-нибудь возьму -

Одну

Или вдвоем с Парижем.

Вот эта сила, страсть Маяковского и завораживает. И как каждый человек родом из детства, так Маяковский родом из своей ранней лирики.

Какими были футуристы?

Дерзкими, задорными, молодыми, тщеславными… Талантливыми людьми. Они чувствовали, что в воздухе что-то назревает. И они хотели выразить это по-своему. Они создавали новое искусство. Мы можем принимать его, можем не принимать, но то, что они создали именно ИСКУССТВО, было несомненно.


Назовем основные особенности стиля футуристов.

Вызов обществу, эпатаж… Чего стоят названия их сборников и стихов: «Дохлая луна», «Вам!», «Нате!»…

Они придумывали новые слова. «Слова тесны стали», - писал Маяковский в одной из статей о футуризме. И приводил пример: «Если, читая о войне, человек увидит слово «жестокость», он равнодушно к нему отнесется. Потому что слово «жестокость» примелькалось. Но если он прочтет слово «железовут», он остановится. Потому что в этом слове… Что в нем слышится? «Железо» есть? «Зовут» есть? Кричат? Зовут куда-то? Яркое слово, значимое слово. Заставляет мыслить, заставляет работать воображение». Вот за что ратовали футуристы.

Необычная образность их лирики.

В стихах футуристов очень много сравнений. Например, «Зады, крепкие, как умывальники». Или: «Толпа - пестрошерстая быстрая кошка…» Обратите внимание, союз «как» выброшен. Это очень характерно для Маяковского - сравнительный оборот без союзов.

Метафора.

Она очень близка к сравнению, только в сравнении есть то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. А в метафоре - только то, с чем сравнивается. Смотрите, какой интересный пример: «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок»… Это ночь. Как об этом можно догадаться?


  • Фонарь.

  • Да. А какая еще здесь ассоциация?

  • Лысый фонарь - старый.

  • «Улица в черном чулке»… - кого мы представляем?

  • Девушку, молодую женщину.

  • Он - старый, она молодая. И мы понимаем, что это ночь.

Экономия речи.

Одним метким словом заменялись целые предложения. «Прозаседавшиеся» - люди, которые много заседают. «Ночь излюбилась» - как по-разному можно это понять!

Особый поэтический прием Маяковского - звукопись (искусная фонетическая организация речи):


  • Повтор одинаковых согласных - аллитерация;

  • Повтор одинаковых гласных - ассонанс;

  • Звукоподражание.

В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» словесно инструментована целая бытовая сценка, где звуками изображены и скрежет конских копыт по льду улицы, и их скольжение, и удар падения лошади, и беззаботный смех прохожих:

Били копыта.

Пели будто:

-Гриб.

Грабь,

Гроб.

Груб,-

Ветром опита,

Льдом обута

Улица скользила.

Лошадь на круп

Грохнулась,

И сразу

За зевакой зевака

Штаны пришедшие Кузнецким клешить,

Сгрудились,

Смех зазвенел и зазвякал:

Лошадь упала!...

Маяковский писал: «Есть еще хорошие буквы - р, ж, щ». Вы обратили внимание, когда я читаю, как я раскатываю р-р-р? Звук такой сочный. Многое в себе заключает.

Любимая рифма Маяковского - созвучная (созвучие складывается из 2 - 3 слов).

По мнению поэта, такие рифмы неожиданны, застают врасплох, поражают оригинальностью, остротой.

Голодные? Устали?

Разве бывает усталь у стали?

Фигурное расположение текста.

Рубленая строка (лесенка) Маяковского. Суть этого приема состоит в графическом, зрительном выделении акцентных групп при сохранении традиционных стиховых связей:


Слово -

Полководец

Человечьей силы.

Марш!

Чтобы время

Сзади

Ядрами рвалось.

При таком выделении акцентная группа воспринимается и как отдельная строка, и как часть целой строки. Маяковский писал: «Размер и ритм - вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берется по старому шаблону».


  1. Творческая мастерская.


Я хочу, чтобы вы сейчас попробовали написать маленькое сочинение - стихотворение описательного характера в футуристическом стиле. Я не говорю, что получится, как у Маяковского. Давайте попытаемся приблизиться к поэтике футуризма.

Я сейчас опишу обыкновенным человеческим языком наше, возможно, состояние.

Допустим, (пишется на доске): «Скучно нам. Думаю о доме. Дома мама, обед. Хочется есть.» А теперь давайте попробуем выразить эти мысли, как футуристы. Итак, скучно нам. «Скучно» - это человеческое состояние? Или чувство? Чувства у нас где?

  • В голове.

  • В душе.

  • В душе, в сердце… Что скука сделала с душой?

  • Иссушила!

  • Затоптала!

  • Съела!

  • Съела… Лучше выела. Пишем: «Скука выела душу»…

  • Теперь надо подобрать сравнение: как кто выела? Выесть, съесть кто может?

  • Гусеница.

  • Червяк.

  • Змея.

  • Ржавчина!...

  • На чем остановимся? Давайте на черве. Итак: «Скука выела душу, как червь…» Нужен эпитет. Давайте нагнетать обстановку. Нам так скучно, так тошно, что жизнь не мила… Какой червь?

  • Жирный!

  • Мерзкий!

  • Конечно, мерзкий, раз тошно на душе. Но Маяковский любил бессоюзные сравнения. Используем творительный падеж: «Скука выела душу мерзким червем». Теперь сравним с первоначальным: «Скучно нам». Что сильнее действует? Первое или второе? Мне кажется, второе.

  • Теперь вторая фраза: «Думаю о доме». Думаю - мысли в голове. Синоним к слову голова?

  • Башка!

  • Крыша!

  • Черепушка!

  • Давайте возьмем череп. Пишем: «В черепе…» Много-много мыслей…

  • Рой мыслей…

  • «В черепе роем мысли о доме»… Ну, как, приблизительно поняли? А до конца понять это все равно невозможно…

Домашнее задание: осмыслить поэтику футуризма (по лекции), написать поэтическую стилизацию в духе футуризма (тема свободная).


© 2010-2022