Урок русского языка «Имя существительное. Язык в действии», для 10 класса

Интегрированный урок русского языка и литературы направлен на повышение интереса к изучению предмета. Учит анализировать текст, выполнять разные виды разбора, развивает речь учащихся, учит умению логически мыслить. Урок направлен на воспитание чувства уважения к русской культуре, учит бережно обращаться с языком, воспитывает чувство гордости и патриотизма. В разработке указывается цель урока, подробно описаны этапы, предлагаются разные формы работы с материалом, а также различные задания для уча...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Интегрированный урок

русского языка и литературы

«Закрепление и обобщение темы

«Имя существительное».

Язык в действии»



Учитель МБОУ СОШ №22

Боцьковская А.С.

Уфа -2013г.

Цели урока:

  • Обучающая: расширить представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выраженной роли имен существительных в устной и письменной речи; увидеть имена существительные в тексте и объяснить их роль в создании текста, неслучайность определения типа, склонения и правописания падежных окончаний.

  • Воспитывающая: воспитание чувства уважения к русской культуре, литературе; научить бережно обращаться с языком; суметь увидеть красоту русского слова, воспитать чувства гордости и патриотизма.

  • Развивающая: способствовать развитию интеллекта, памяти, мышления и внимания учащихся.

Задачи урока: закрепить орфографические и пунктуационные навыки в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях с придаточной частью; составление схемы предложений с видами подчинения; вспомнить понятия текста, стиля речи, художественные средства выразительности.

Оборудование: плакаты с поэтическими текстами, словари.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас несколько необычный урок, когда взаимодействуют два предмета: русский язык и литература. И на этом уроке от вас потребуется знания, смекалка и сообразительность, как, впрочем, и на любом уроке.

Поэт Михаил Исаковский писал, что человек может знать великое множество слов, может правильно их писать и также правильно сочетать их в предложении. Всему этому нас учит грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке их расположить, чтобы речь его была убедительной, веской, так как каждое слово русского языка, даже самое неприятное, может иметь большое значение и быть совершенно незаметным. И какое слово выбрать, человек решает сам. Значит, мы с вами должны научиться пользоваться языком как можно лучше, полней и разнообразней, чтобы речь наша была четкой, понятной, убедительной, красочной. И научиться этому мы сможем, если обратиться к творчеству великих мастеров слова: А.С.Пушкину, Н.В.Гоголю, Ф.М.Достоевскому, Л.Н.Толстому, И.А.Бунину. Значит, литература немыслима без языка. И наша великая литература существует потому, что сам язык служит великолепным материалом, с помощь. Которого писатель-мастер создает произведения - искусства слова. И эпиграфом сегодняшнего урока служит высказывание К.Федина: «Художественная литература - это искусство слова».

И сегодня на уроке, закрепляя и обобщая тему «Имя существительное», обращаясь к творчеству великих писателей, мы с вами увидим язык в действии, докажем, что имя существительное является ключевым словом в тексте, повторим и закрепим морфологические признаки существительных.

Итак, запишем в тетради:

- Число

- Классная работа

- Тема урока. Закрепление и обобщение темы «Имя существительное». Язык в действии. Эпиграф урока:

«Художественная литература -

это искусство слова»

К.Федин.

I. Запись на доске (без знаков препинания).

Золотые звенья волшебной цепи.

Точно золотые звенья одной волшебной цепи, начатой Пушкиным и венчанной Толстым, точно сияющие звезды одного вечного созвездия, горят над нами в неизмеренной высоте бессмертия прекрасные имена великих русских писателей. В них наша совесть, в них наша истинная гордость, наше оправдание, честь и надежда. И, глядя на них сквозь черную ночь, когда наша многострадальная Россия раздирается злобой, унынием, отчаянием и унижением, мы все-таки твердо верим, что не погибает народ, родивший их, что не умрет язык, их воспитавший…

А.И.Куприн.

1) Перепишите, расставляя знаки препинания, объясните постановку знаков препинания.

2) Составьте схему последнего предложения, определите тип подчинения, обозначьте грамматическую основу.

3) Работа с текстом.

II. Озаглавить текст. Как вы понимаете выражение «золотые звезды волшебной цепи»? Каких писателей вы бы еще включили в эти звенья?

- Что вы знаете об авторе текста? Какие произведения он написал?

- Как вы понимаете выражение «в неизмеримой глубине бессмертия»?

- Докажите, что это текст.

- Определите стиль текста (публицист). Докажите.

- Каков тип речи? (рассуждение) Докажите.

III. Посмотрите внимательно на доску и скажите, каких частей речи здесь очень много? (существительные).

- Почему их так много? (они несут смысловую нагрузку темы).

- Какую роль выполняют имена существительные в устной и письменной речи (номинативную, коммуникативную, эмоционально-выразительную).

- Вывод: имя существительное - ключевое слово в тексте.

IV. Из второго предложения выписать существительные, объединив их по морфологическим признакам.

Надежда (1 склонение, число, род)

Оправдание (2 склонение, число, род)

Совесть, гордость, честь (3 склонение, число, род)

- Просклонять существительное гордость и оправдание.

- Унижение - морфемные анализ, рассказать о значении суффикса -ени-, какие фонетические процессы здесь заметны.

(з||ж; 8б., 9 зв.)

- Какие собственные имена существительных есть в данном тексте?

V. Подберите антонимы к словам:

- злоба - доброта

- уныние - радость

- отчаяние - радость

- унижение - возвышение

Устно придумать предложение с данными словами, связав их с уроками литературы, с положительными или отрицательными персонажами.

- синонимы к слову

- язык - говор, слово, слог, стиль.

VI. Свое понимание художественного образа мысли и чувства, вызванное творением писателя, мы предаем в своих сочинениях а литературные темы. В них не обойтись без литературных терминов и слов, характеризующих персонажи произведения.

Поэтому для грамотного письма мы с вами должны часто обращаться к словарям. Для объяснения некоторых слов нам нужен толковый словарь. Сегодня на уроке у нас консультант . . . записать слова, подчеркнуть орфограммы.

Классика, серебряный век, беллетристика, сатирик, шедевр, идеал, гуманизм, интеллект, оптимизм, конфликт, талант, труженик, жестокость, творчество, бездуховность, бесчеловечность.

- Какие слова относятся к экспрессивно-окрашенной лексике?

- К какому литературному герою они могут относиться?

- Подобрать однокоренные слова к слову творчество (творить, творческий, творенье, творец).

- Объясните значение слов шедевр, беллетристика.

- Работа со словарем.

VII. Итог урока.

- Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (К.Паустовский)

И узнаем мы эти слова и названия, учимся ясно и правильно выражать свои мысли, читая хорошие книги, зная, что литература - это искусство слова. И на примере русского языка и литературы мы с вами показали «язык в действии». Вашим домашним заданием будет написание сочинения-эссе по теме: «Я хочу рассказать вам…» (о своей любимой книге) Эпиграфом к вашему сочинению будут слова Л.Кассиля: «Хорошая книга- это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами».

- Оценки за урок.

- Подведение итогов урока (ученик). Что мы с вами повторили и закрепили сегодня на уроке?

- Выводы.


© 2010-2022