Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ф. Абрамова Валенки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Северодвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»









Рассказ Ф.А. Абрамова «Валенки». Драматизм судьбы человека.

Разработка урока, посвящённого жизни и творчеству Фёдора Абрамова.









Баскакова Юлия Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

дом. адрес: г. Северодвинск

пр. Морской д.37 кв.13

раб. адрес: г. Северодвинск

ул. К. Воронина д.9,

(8184) 58-24-06













г. Северодвинск

2015

Конспект открытого урока внеклассного чтения в 6б классе.

Тема: Рассказ Ф.А. Абрамова «Валенки». Драматизм судьбы человека.

Цель - на примере рассказа Ф.А. Абрамова показать драматизм человеческой судьбы в военное время.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- познакомить с моментами биографии Ф.А. Абрамова в форме заочной экскурсии;

- учить последовательно выстраивать события рассказа;

- продолжать учить выделять на основе прочитанного черты характера героя;

- расширять знания учащихся об исконно русской обуви (материал для изготовления, предсказание судьбы с помощью валенок, ремонт и хранение валенок).

Коррекционно-развивающие:

- развивать разносторонний читательский интерес, совершенствовать читательское восприятие;

- обогащать словарный запас учащихся посредством знакомства с диалектными и устаревшими словами;

- заинтересовать учащихся другими произведениями писателя, порекомендовать рассказы для самостоятельного чтения («Алые олени», «Собачья гордость», «О чём плачут лошади», «Безотцовщина», «Деревянные кони»).

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, гордость за земляков; - пропагандировать ношение валенок в настоящее время в условиях суровой северной зимы.

Оборудование: портрет Ф. Абрамова, презентация «Заочная экскурсия в село Веркола», таблички со словами КАТАНЦЫ, ЧЁСАНКИ, ПИМЫ, КАТАНКИ, КОТЫ, рисунки детей по творчеству писателя, выставка книг.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Мы начать урок готовы,

Поприветствуем гостей.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

  1. Основная часть.

Загадка.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой,

Утром - в школу, днём - домой. (валенки)

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

(катанцы, чёсанки, пимы, катанки, коты)

- Что обозначают эти слова? (разные названия валенок)

- Что такое валенки? (валенки - это исконно русская обувь)

- Из чего делают валенки? (из овечьей шерсти)

- А как вы думаете, почему валенки так называются? (их валяют из шерсти)

Пословицы о валенках

(подготовлены уч-ся по желанию, объясняют смысл)

Без шубы и валенок - зима без конца.

Сани и валенки готовь с лета.

Кто раньше встал, того и валенки.

- Кто из вас носит валенки? Морозной, северной зимой нет обуви лучше, чем валенки!

- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с биографией известного северного писателя, нашего земляка; побеседуем о рассказе «Валенки», который вы прочитали самостоятельно. Также мы поговорим о судьбах детей-подростков в военное время.

- Назовите автора рассказа «Валенки»? (Ф. Абрамов)

- Знакомы ли вы с этим писателем? (да, он родился в Пинежском районе, он наш земляк).

- В 2015 году Ф. Абрамову исполнилось бы 95лет. Я предлагаю совершить заочную экскурсию в село Веркола и познакомиться с биографией писателя.

Презентация «Заочная экскурсия в село Веркола».

- Ф. Абрамов родился в 1920г., это был високосный год.

- Какой год называют високосным?

(Каждый четвёртый год, имеющий в феврале 29, а не 28 дней)

- А в этом году сколько дней было в феврале? (28, невисокосный год)

- Вот такая судьба была у Ф. Абрамова.

- Что такое СУДЬБА? Как вы понимаете значение данного слова?

СУДЬБА 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. Будущее, то, что случится, произойдёт. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка.)

- При чтении рассказа все ли слова вам были знакомы и понятны?

- С помощью чего, откуда вы узнали значение данных слов?

(из словарей, спросили взрослых)

Словарь малознакомых слов по рассказу Ф. Абрамова «Валенки»

(Педагог говорит значение слова, а учащиеся называют само слово)

Верста - русская мера длины чуть больше километра

Барак - временное деревянное жильё

Бурки - сапоги из войлока

Лесозаготовки - заготовка леса

Нары - дощатый настил для сна

Полушалок - небольшая шаль или большой платок

Робить - работать (диалектное)

Скорестить - сшить, смастерить (диалектное)

Ударник - передовой работник, перевыполняющий положенную норму

Шони - самодельная обувь (диалектное)

- Сколько устаревших, диалектных слов вы узнали!

- Что значит диалектное слово? (местное наречие, говор)

- Кто сможет привести свои примеры таких слов? Может, вы слышали их в речи своих родных или знакомых?

- Может, наши гости вспомнят и назовут такие слова?

- Люди всегда хотели узнать свою судьбу.

- Как они это делали? (гадали)

Физкультминутка

Гадание на судьбу с помощью валенок.

В центре круга лежит валенок, а по краю круга-предметы. Дети по очереди крутят валенок и узнают шуточные предсказания.

(Лук - слёзы, деньги - богатство, машинка - поездка, бусы - праздник, газета - новости, верёвка - долгое дело)

Учащиеся могут сами попытаться разъяснить значение выпавшего предмета.

«Таинственная коробочка»


  1. Инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы с рукояткой, используемый для ремонта валенок (шило)

  2. Это растение используют для защиты валенок от моли (пижма)

Беседа по содержанию. Драматизм судьбы человека.

Задание: Восстановите последовательность событий рассказа.

(Учащиеся работают индивидуально)


  1. В доме Косовых сушат одежду.

  2. Рассказчик беседует с Дарьей Леонтьевной.

  3. Рассказ Дарьи Леонтьевны.

-Кто из вас отметил особенность в построении (композиции) рассказа?

В рассказе два рассказчика - это «рассказ в рассказе».

- Что заинтересовало рассказчика среди всего нехитрого крестьянского достатка? (валенки)

Вспомним, как достались хозяйке эти валенки.

- Было ли в рассказе то, что вас удивило? Обратите внимание на возраст героини.

- Какое обстоятельство заставило Дарку босиком бежать к начальнику лесопункта? (решила сделать себе подарок к Новому году - просушить валенки)

Начальник угрожает девочке судом, но ведь нам ясно, что её вины тут нет. - Может, это вымысел Ф. Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски, преувеличивает?

Действительно, законы военного времени были очень суровые.

Не вышел на работу - под суд, и неважно, что у человека не было обуви или одежды. Такое отношение к обуви было бы понято как уклонение от работы. Вместо того чтобы сидеть за партами в школе, подростки помогали взрослым. У них был один лозунг: "Всё для фронта, всё для Победы!"

- Кто помог Дарке, спас её от беды? (Евграф Иванович, конюх)

Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу чем могли, взаимовыручка спасала жизни.

- Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

(«А от этих молодцев я жить пошла». Добросовестный труд девочки-подростка был вознаграждён, она всю жизнь будет честно трудиться. Дороги как память, подарок самого секретаря райкома.)

- Можно ли по рассказу судить о том, какие человеческие качества ценит в людях Дарья Леонтьевна? (Подтверждение ответов текстом)

- Как автор относится к своей героине? Подтверждение ответов текстом.

(Хозяйка сияет с головы до ног. Нажила всё это великолепие своими рученьками. От души радуюсь вместе с Дарьей Леонтьевной. Дарья Леонтьевна молодо смеётся.)

-А что вы можете сказать о судьбе главной героини? (Тяжёлая и нелёгкая судьба)

Мы видим ДРАМАТИЗМ человеческой судьбы.

Работа со словарём

Учащиеся выясняют значение слова ДРАМАТИЗМ.

1) Напряжённость действия, свойственная драме.

2) Крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

(С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Стр.154)

Вывод: На примере этого рассказа мы смогли понять, что такое драматизм человеческой судьбы или тяжёлые обстоятельства на жизненном пути человека.

- Появилось ли у вас желание прочитать ещё какие-нибудь рассказы Ф. Абрамова?

Произведения Ф. Абрамова, которые рекомендуем почитать учащимся:

«Алые олени», «Собачья гордость», «О чём плачут лошади», «Безотцовщина», «Деревянные кони».

Все эти произведения Ф. Абрамова о его малой Родине. Писатель был всем сердцем предан Северу, краю белых ночей и бескрайних лесов, его всегда интересовала жизнь своих земляков. Именно поэтому нам, его землякам, больше всего должны быть интересны его рассказы и повести.

Мне хотелось бы закончить наш урок стихотворением, которое я написала о красоте северного лета.

Краски северного лета.

Расплескалась разноцветьем красота родной земли!

В красках северного края столько нежности, любви.

Велика палитра лета, кисти сказочно точны,

Ведь успеть так много надо в эти тёплые деньки!

Красотой меня заманит, одурманит, опьянит…

И, вдохнув Устьянский воздух, в сердце томно защемит.

Да! Теперь я точно знаю, сколько б ни было дорог,

Непременно нас потянет в милый с детства уголок.

- Любите свою малую Родину, свой северный край!

3. Домашнее задание:

1. Иллюстрация к рассказу «Валенки» или

2. Рассказ о случае из жизни ваших родных на тему «Тяжёлые обстоятельства на жизненном пути человека». Какие трудности и как удалось преодолеть вашим близким.

4. Рефлексия. «Сегодня на уроке я узнал…», «На уроке мне было…»

Приложение

Презентация «Заочная экскурсия в село Веркола»

7


© 2010-2022