Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе следующих документов:

• Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г);

• Примерная программа основного общего образования по русскому языку, откорректированная по содержанию в соответствии с требованиями стандарта и по количеству часов в соответствии с учебным планом школы, утвержденным директором школы на 2014-2015 учебный год;

• Локальный акт «Положение о структуре, технологии и разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ».

Рабочая программа реализуется с помощью УМК: С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2005г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение русского языка в 9 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Согласно учебного плана школы на изучение русского языка в 9 классе отводится 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Соответственно программа федерального базисного учебного плана уплотняется на 2 часа. Стандарт выполняется в полном объёме.

Цели и задачи предмета «Русский язык» в 9 классе:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Содержание тем


Общие сведения о русском языке.

Основные формы существования национального русского языка.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Нормированность - отличительная особенность современно­го литературного языка.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Основные особенности разговорной речи.

Функционально-смысловые типы текста. Структура текста.

Цитаты. Знаки препинания при них.

Синтаксис. Простое предложение

Простое предложение и его граммати­ческая основа. Предложения с однород­ными членами.

Предложения с обособ­ленными членами.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструк­ции.

Сложное предложение.

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Знаки препинания в сложном предложении.

Сложносо­чиненное предложе­ние, его строение.

Средства связи частей сложносочинённого предложения

Смысловые отношения между частями предложения и способы их выражения.

Знаки пре­пинания с об­щим вто­ростепенным членом.

Одиночные и парные знаки препинания.

Синтакси­ческий и пунктуационный разборы сложносо­чиненного предложе­ния.

Сложноподчиненное предложение, его строение.

Главная и придаточная части предложения и знаки препинания в нем.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Средства связи частей сложноподчиненного предложения, указательные слова

Рецензия.

Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Виды сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Соподчинение и последовательное подчинение придаточных частей.

Сообщение на лингвистическую тему. Реферат.

Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзном предложении.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Типы сложных предложений с раз­ными видами связи.

Синонимия простого и сложного предложений.

Сочетание знаков препинания.

Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с разными видами связи.

Культура речи.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Культура межнационального общения.

Русский речевой этикет.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

Фонетика, Орфоэпия. Графика. Орфография.

Лексика. Морфемика. Словообразование. Морфология.

Синтаксис и пунктуация.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Общие сведения о языке.

4

-

-

Речевое общение

5

1

-

Синтаксис. Простое предложение.

3

-

-

Сложное предложение

49

3

9

Культура речи

4

1

-

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

3

-

-

ИТОГО

68

5

9



Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения русского языка обучающийся должен

Знать:

изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета)

Учебно-методическое обеспечение


  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2006

  3. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М.: ТЦ Сфера, 2005

  4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2004

  5. Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс /Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2010.

  6. Т.М.Пахнова. Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку. М.: издательство «Экзамен», 2010

  7. Мальцева М,Г,9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА.- М.: Дрофа, 2011.

8.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В.Егорова - М.: «ВАКО».

Интернет-ресурсы:

  1. edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование

  2. edu - "Российское образование"Федеральный портал

  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"

  6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"

  7. allbest - "Союз образовательных сайтов"

  8. fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

  9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".

  10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"

  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

  13. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  14. Портал "ВСЕОБУЧ"

  15. ikt.ru

  16. prepodavatel.narod.ru/modtechnolo gy.html

  17. akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

  18. yuspet.narod.ru/disMeh.htm

  19. philist.narod.ru/articles/orlova.htm

.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Планируемые результаты

Формы контроля

Дата проведения

план

факт

Общие сведения о языке ( 4 ч.)

1

Основные формы существования национального русского языка

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты). Уметь анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли.

Анализ текстов Д. Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте свое отношение к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека

как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа»

3.09

2

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского

языка

Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка»

4.09

3

Выдающиеся отечественные лингвисты (краткие сведения)

Знать вклад лингвистов в развитие русского языка

Сообщения учащихся об ученых-лингвистах

10.09

4

Нормированность - отличительная особенность современно­го литературного языка

Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их

Тест

11.09

Речевое общение (5ч.)


5

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Уметь создавать устное мо­нологическое и диалогическое высказывание на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Устное монологи­ческое высказы­вание на тему «Значение Интернета для российского образования»

17.09

6

Основные особенности разговорной речи

Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, ос­новную мысль текста, функ­ционально-смысловой тип, характерный для спим речи, создавать собственное вы­сказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи, выразительные средства языка.

Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое вы­сказывание с точки зрения его со­отнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и зада­чами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля

18.09

7

Входная контрольная работа

Выполнять задания теста

Тестирование

24.09

8

Функционально-смысловые типы текста. Структура текста.

Создание тезисов

25.09

9

Цитаты. Знаки препинания при них.

Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании

Записать под диктовку текст, определить функцию цитирования

01.10

Повторение изученного в 5-8 классах. Синтаксис. Простое предложение. (3ч.)

10

Простое предложение и его граммати­ческая основа. Предложения с однород­ными членами

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами

Объяснительный диктант

02.10

11

Предложения с обособ­ленными членами

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи

Комментированное

письмо

08.10

12

Обращения. Вводные, вставные слова и конструк­ции

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выра­зительности речи

Диктант «Проверяю себя»

09.10

Сложное предложение (49ч.)

13

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей сложного предложения, пунктуационно оформлять их

Составить таблицу «Основные виды сложных предложений»

15.10

14

Союзные и бессоюзные сложные

предложения

Знать классификацию сложных предложений, уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, строить предложения с заданной конструкцией

Конструирование предложений по схемам

16.10

15

Р.Р. Сжатое изложение

Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы

повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности

стиля (представление, распространенное обращение, обратный порядок слов, ряды однородных членов и др.); свободно и правильно изла­гать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы по­строения текста.

22.10

16

Работа над ошибками.

Знаки препинания в сложном предложении.

Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений

23.10

17

Сложносо­чиненное предложе­ние, его строение.

Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме

Тестирование

29.10

18

Средства связи частей сложносочинённого предложения.

Способы выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; соединительные союзы); противительные отношения (противоположность,

несовместимость; противительные союзы); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; разделительные союзы)

Диктант «Проверяю себя». Составить таблицу «Группы сложносочиненных предложений»

30.10

19

Смысловые отношения между частями предложений и способы их выражения.

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи его частей,

интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать СПП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И

Творческий диктант

12.11

20

Знаки пре­пинания с об­щим вто­ростепенным членом

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения

Синтаксический, пунктуационный разбор

13.11

21

Одиночные и парные знаки препинания

Понимать функции знаков препинания между частями сложного предложения

19.11

22

Р.Р.Сочи­нение на нравственно-этическую тему

Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, понимать его коммуни­кативную цель, уметь создавать текст, выбирать жанр будущего сочинения (газетный очерк, заметка, портрет, лирическая зарисовка о человеке, который произвел впечатление, удивил), на письме владеть основными нормами построения высказывания (соответствие теме и основной мысли, полнота рас­крытия темы, развертывание содержания по плану), нормами правописания

Сочинение

20.11

23

Анализ сочинений.

Синтакси­ческий и пунктуационный разборы сложносо­чиненного предложе­ния.

Уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания

Взаимодиктант. Написать сочине­ние-миниатюру «Наступление зимнего вечера», по возможности используя ССП

26.11

24

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

Уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма

Тестирование

27.11

25

Анализ контрольной работы. Сложноподчиненное предложение, его строение.

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить препинания.

Составить план параграфа, проиллюстрировать пункты плана своими примерами.

03.12

26

Главная и придаточная части предложения и знаки препинания в нем.

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять ССП.

Комментированное письмо. Составить схемы сложноподчиненных предложений.

04.12

27

Р.Р.Изложение на социально-культурную тему

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов.

Изложение.

10.12

28

Работа над ошибками.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Знать средство связи частей в СПП, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания

Конструирование СПП

11.12

29

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: указательные слова

Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношении между указательными словами в главном предложении и

последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию в главном предложении

и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами

Синтаксический и пунктуационный

разбор. Взаимодиктант

17.12

30

P.p. Рецензия

Уметь создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной

литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения

Работа с образцами. Составление

чернового варианта

18.12

31

Вопрос о классификации сложноподчиненных

предложений.

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями. значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять

Составить схемы предложений

24.12

32

Сложноподчиненные предложения

с придаточ­ными определительными

Уметь опознавать СПП с придаточными определительными в тексте по характеру смысловой

связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в речи, интонационно и пунктуационно оформлять СПП с придаточным определительным

Составить описательную миниатюру с

СПП с придаточными определительными

25.12

33

Сложно­подчиненные предложения

с придаточными изъяснительными

Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова

Конструирование предложений по схемам

15.01

34

Сложноподчиненные предложения

с придаточными обстоятельственными.

Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и

союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными

Составить повествовательную миниатюру с изъяснительной конструкцией

16.01

35

Сложноподчиненные предложения с при­даточными времени и места

Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить сино­нимическую замену простых и сложных предложений, опо­знавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части

Объяснительный диктант

22.01

36

Сложноподчиненные предложения

с придаточными образа действия, меры степени

Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, производить синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, употреблять в речи, находить в текстах художественных произведений, сопоставлять с определительными придаточными с союзными

словами «где», «откуда», «куда»

Подготовить устное сообщение

«Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных

определительных

23.01

37

Сложноподчиненные предложения

с придаточными причины, следствия,

условия

Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой

связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену

Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные конструкции в рассуждение на заданную тему

29.01

38

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели

Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным ССП с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними.

Графический диктант. Консультирование предложений

30.01

39

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, степени, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения

данной конструкции и употреблять в речи.

Схематический диктант. Конструирование предложений

05.02

40

Р.Р.Сжатое изложение на бытовую тему

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов.

Изложение

06.02

41

Р.Р.Сжатое изложение на бытовую тему

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов.

Изложение

12.02

42

Анализ изложения.

Различные способы выражения сравнения

Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложении с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте.

Работа по тестам

13.02

43

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимическую замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значение придаточных и разные способы его выражения, конструировать СПП с различными видами придаточных, интонационно и пунктуационно оформлять

Тестирование

19.02

44

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов

Комплексный анализ текста (композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации в СПП)

20.02

45

Анализ контрольной работы.

Сложноподчиненные предложения

с несколькими придаточными.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов

Объяснительный диктант

26.02

46

Соподчинение и последовательное подчинение придаточных частей.

Уметь определять вид прида­точного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах

Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разбор

27.02

47

Р.р.Сообщение на лингвистическую тему. Реферат

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, словами и

словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи

Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на тему(по выбору): «Толковый словарь-картина мира», «Употребление БСП в ...», «Индивидуальные особенности пунктуации писателя...», «Русский лингвист...» (Л. В. Щерба, А.А.Шахматов, В.В.Виноградов)

05.03

48

Бессоюзное сложное предложение.

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. Уметь определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Составление предложений по схемам

06.03

49

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП

Осложненное спи­сывание

12.03

50

Р.Р. Сочинение-рассуждение с использованием лингвистического материала

Уметь воспринимать текст на слух, производить компози­ционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспро­изведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты.

Сочинение

13.03

51

Анализ сочинений. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выяснить смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными

значениями, интонационно и пунктуационно оформлять,

выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения

между частями БСП

Прочитать отрывок А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» от слов: «Там

чудеса...». Ответить на вопросы: «Почему после зачина строфы стоит двоеточие?», «Какую роль оно выполняет?»,«На какое чтение последующих строк настраивает?»

19.03

52

Тире в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать. Передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

Составить и записать тезисный план параграфа, проиллюстрировать своими примерами

20.03

53

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы, выразительно читать, употреблять в собственной речи, производить синонимическую замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

Схематический диктант

54

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы современного русского литературного языка, строить словосочетания разных типов, предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым

Работа с текстом, редактирование с текстом

55

Основные выразительные средства синтаксиса

Уметь находить в предложениях парцелляцию, ряды однородных членов, параллелизм и др.

Работа с текстом, редактирование с текстом

56

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы, выразительно читать, употреблять в соб­ственной речи, производить синонимическую замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

Тестирование

57

Анализ контрольной работы. Типы сложных предложений с раз­ными видами связи.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительной и подчинительной, подчинительной и бессоюзной, сочинительной и бессоюзной, сочинительной, под­чинительной, бессоюзной; интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи

Составление предложений по схемам. Состав­ление схем

58

Синонимия простого и сложного предложений.

Уметь производить синтакси­ческий разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания, выразительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах

Творческий диктант

59

Сочетание знаков препинания

Применять основные принципы пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям

60

Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с разными видами связи

Уметь контролировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию

Предупредительный диктант

61

Р.Р.Сочинение-рассуждение с использованием лингвистического материала

Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста

Сочинение-рассуждение

Культура речи (4ч.)

62

Анализ сочинений. Культура речи. Критерии культуры речи.

Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка.

Анализ устных выступлений. Редакторская правка.

63

Культура межнационального общения

Понимать причину потребности в общении на русском языке

Ответить на вопросы: «Сколько государственных языков может быть в одной стране?» и др.

64

Русский речевой этикет.

Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических языковых стилей, анализировать индивидуальный стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности)

В.Г.Белинский подметил, что ученный говорит, используя логические доводы, а поэт - образы и картины; «один доказывает, другой - показывает, и оба убеждают». Проанализировать научный текст и текст художественной литературы, доказывая слова критика примерами

65

Итоговая контрольная работа

Выполнять задания теста

Тестирование

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (3ч.)

66

Фонетика, Орфоэпия. Графика. Орфография

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить

элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий

Списать, обозначить орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий, определить стиль текста. Свой выбор аргументировать

67

Лексика. Морфемика. Словообразование. Морфология

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, использовать морфемный и словообразо­вательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов употреблять в речи синонимы, гипонимы, фразеологизмы

Комплексный анализ текста

68

Синтаксис и пунктуация

Уметь распознать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий

Объяснительный диктант


© 2010-2022