Тематическое планирование по литературе по УМК В. Ф. Чертова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

кол-во часов

Содержание образования

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на основе учебных действий)

1

Литература как искусство слова

1

Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщённость, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намёк» и как одно из средств коммуникации.

Сопоставлять научное и художественное описания. Искать описание образа в словарях и в художественном тексте. Рассказывать об образах в художественной литературе.

Мифология

2-4

Мифология

«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»

3

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания (метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория).

Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.

Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развёрнутый ответ на вопрос.

Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.

Внеклассное чтение. Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном. А. С. Кайсаров. «Славянская и российская мифология» (фрагменты).


Давать развёрнутые ответы о мифе. Формулировать вопросы по анализу мифа. Устно и письменно излагать мифы. Называть героев древнегреческой и римской мифологии. Приводить примеры из мифологии. Составлять рассказы по крылатым выражениям из греческой мифологии. Рассказывать о героях мифа. Объяснять мифологические выражения.

Русский фольклор

5-7

Фольклор

Малые жанры фольклора

Русские пословицы и поговорки. Сказки

«Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль»


3

Русские пословицы из собрания В. И. Даля.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.

Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных). Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет и повтор в фольклоре. Традиционные зачины и концовки в народных сказках.

Связь с другими искусствами. Сказочные образы в изобразительном искусстве.

Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.

Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. Создавать работы разных жанров с включением пословиц, поговорок, загадок. Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

8-12

Литературная сказка.

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», Х.К.Андерсен «Снежная королева»

5

Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Теория литературы. Литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.

Внеклассное чтение.

Ш. Перро.

«Золушка».

В. Ф. Одоевский.

«Городок в табакерке».

М. Гаршин.

«Attalea Princeps».

Р. Киплинг.

«Маугли».

Отличать литературную сказку от фольклорной. Выделять признаки литературной сказки. Сочинять сказки Описывать сказочных героев и происходящие с ними события. Писать отзыв о прочитанной литературной сказке.

13

Практикум. Аннотация

1

Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок.


Подбирать аннотации различного вида. Создавать аннотацию к художественному произведению. Анализировать аннотации.

Древнерусская литература

14-15

Древнерусская литература (2 часа)

«Повесть временных лет» («Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке», «Сказание о белгородском киселе», «Повесть о разорении Рязани Батыем»)

2

Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.

Развитие речи. Письменная работа: «Что бы я рассказал людям будущего о летописях». Фантазия-картина «Ещё одно, последнее сказанье - И летопись окончена моя...» (монах-летописец за работой). «Размышление летописца о народных героях Древней Руси».

Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». В. М. Васнецов «Нестор-летописец».

Внеклассное чтение. «Сказание о Белгородском киселе». «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Сопоставлять мифологию, фольклорные произведения и литературу Древней Руси. Создавать иллюстрации к страницам древнерусских памятников. Устно воссоздавать образ летописца. Пересказывать сказания. Искать значения устаревших слов в словаре. Письменно размышлять о летописцах на Руси и их труде.


16-18

Жанр басни в мировой литературе

Басни Эзопа («Ворон и Лисица», «Муравей и Жук»), Федра («Лисица и Ворон», «Лисица и Аист»), Ж. де Лафонтена («Дуб и Трость»), Г. Э. Лессинга («Свинья и Дуб», «Ворон и Лиса»), А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева («Дуб и Трость»)

3

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII- XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов и образов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи (морали).

Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.

Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть.

Выразительно читать басню наизусть, по ролям. Объяснять переносные значения басенных выражений. Характеризовать басенные образы. Готовить сообщения о баснописцах. Выделять художественные приёмы и черты малых фольклорных жанров в басне. Комментировать мораль в басне. Сочинять басню или рассказ на основе басенной морали. Сравнивать развитие басенных сюжетов у разных авторов.

Русская литература XIX века

19-21

И. А. Крылов. Басни

«Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под Дубом»


3

Слово о баснописце.

Широко распространённые и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развёрнутое сравнение как основной принцип построения басни. Своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Вольный стих.

Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.

Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И. А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).

Внеклассное чтение. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Луб и Трость», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей».

Сопоставлять басни И. А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Выделять на основе текста басен описываемые в них жизненные проблемы. Писать сочинение-миниатюру по басенной морали.

22-27

А. С. Пушкин. Стихотворения

«Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»


6

Слово о поэте.

Реальная основа и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы (сравнения, эпитеты, метафоры).

Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.

Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Няня».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.

Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть. Подготовка спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах его создания.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Выразительно читать стихотворения. Представлять биографическую основу и художественную картину, нарисованную поэтом. Анализировать стихотворения. Проводить устное словесное рисование образов природы и человека в стихотворениях А. С. Пушкина.

сказочных персонажах. Составлять план сообщения о герое. Выразительно читать сказку. Наблюдать за средствами создания образа. Читать наизусть фрагмент сказки. Подбирать иллюстрации и музыкальные фрагменты к сказкам.

28-30

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение

«Бородино», «Поле Бородина», «Два великана»


3

Слово о поэте.

История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приёмы создания образа боя. Основная идея стихотворения.

Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Два великана».

Выразительно читать стихотворения наизусть. Готовить сообщения об историческом событии, описанном в стихотворении. Сравнивать учебно-научное и художественное повествование. Объяснять значения устаревших слов. Составлять план стихотворения. Выявлять особенности языка, стиля, интонаций в тексте.

31-34

Н.В. Гоголь

Повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»

4

Слово о писателе.

Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее поправившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала

Составлять цитатный план, вопросы и задания к повести. Подробно пересказывать понравившиеся фрагменты. Обосновывать выбор фрагмента повести для пересказа. Искать в тексте картины реальной жизни и фантастические события. Приводить примеры изображения народной жизни в повести. Рисовать иллюстрации

к тексту и комментировать их. Составлять вопросы и задания к тексту.


35-36

Образ времени года в литературном произведении.

Стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


2

А.С.Пушкин.

«Унылая пора, очей очарованье...» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Вот север, тучи нагоняя...» (отрывок из романа «Евгении Онегин»).

Ф.И.Тютчев.

«Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится...», «Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...».

А.А.Фет.

«Чудная картина...», «Я пришёл к тебе с приветом...».

А.К.Толстой.

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».

И.А.Бунин.

«Лес, точно терем расписной...» (отрывок из стихотворения «Листопад»).

Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.

Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения или фрагмента. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времён года.


Выразительно читать стихотворения по учебнику и наизусть (фрагменты). Пересказывать статьи о поэтах. Описывать времена года с использованием цитат из литературных произведений Составлять поэтическую антологию об одном из времён года. Отмечать использование сравнений, метафор, олицетворений для создания художественного образа в поэтическом тексте. Выявлять картины статического и динамического изображения природы и средства их создания.

37-40

И.С.Тургенев. Повесть «Муму».


4

Слово о писателе.

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.

Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Воробей».


Соотносить факты биографии писателя, эпоху и содержание повести. Наблюдать изображение чувств и настроений героев. Письменно отвечать на вопросы об отношении к событию в повести или к герою. Давать характеристику образам героев в повести с использованием портрета предметов интерьера, пространства, пейзажа. Кратко пересказывать фрагменты. Объяснять значение историзмов и архаизмов в тексте. Составлять рассказы по иллюстрациям к повести. Обсуждать кинофрагменты.

41-42

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».


2

Слово о поэте.

Изображение жизни простого народа. Тема нелёгкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения. Устный ответ па вопрос с использованием цитаты из стихотворения.

Внеклассное чтение. Н.Л. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

Наблюдать над ритмом стихотворения, содержанием и формой речи героев. Делать устное словесное рисование картин, описанных в стихотворении. Приводить фрагменты описания жизни крестьянских детей, народной жизни. Выявлять авторскую позицию, обозначать тему и проблемы в произведении. Тренировать навыки выразительного, прочувствованного чтения.


43-44

Практикум. Заглавный образ в литературном произведении


2

Определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, средств создания художественного образа. Примерный план рассказа о заглавном образе произведения. Составление рассказа об одном из образов (на материале рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»).


Характеризовать заглавный образ. Находить художественные приёмы создания заглавного образа. Приводить примеры необычных названий произведений.


45-48

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».


4

Слово о писателе.

Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Теория литературы. Сюжет. Эпизод.

Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования.


Выразительно читать фрагменты рассказа и комментировать. Писать сочинение-миниатюру по цитате Л. Н. Толстого. Воссоздавать картины кавказской природы в устном рассказе. Создавать свои иллюстрации к тексту. Давать краткую устную или письменную характеристику героя рассказа. Осуществлять творческий пересказ эпизода от лица одного из персонажей рассказа. Давать сравнительную характеристику двух героев. Создавать киносценарий. Объяснять смысл названия.


49-50

А. П. Чехов. «Рассказ «Мальчики»,

«Лошадиная фамилия»


2

Слово о писателе.

Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьёзное и комическое в рассказе.

Теория литературы. Комическое. Юмор.

Развитие речи. Написание рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия».

Выразительно читать рассказ. Описывать героя, используя цитаты из текста. Вспоминать другие прочитанные ранее рассказы писателя. Создавать собственный рассказ, содержащий комические эпизоды или смешные случаи из жизни. Выявлять приемы комического в тексте.

51-52

Практикум. Письменный отзыв о литературном произведении


2

Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.


Написать самостоятельный отзыв о прочитанном произведении. Редактировать отзыв. Сопоставлять аннотацию и отзыв. Сравнивать различные варианты отзыва об одном и том же произведении.

53-54

Образ Родины в русской поэзии

И. С. Никитин «Русь», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», И. Северянин «Запевка», Н. М. Рубцов «Родная деревня»

2

Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.

Развитие речи. Составление поэтической антологии.

Готовить краткие сообщения или пересказы статей учебника о поэтах. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять репродукции картин и стихотворения, а также сходные образы из двух стихотворений. Отмечать особенности интонаций и настроение в поэтическом тексте. Описывать образы, раскрывающие неповторимость Руси и черты характера русского человека. Готовить и защищать творческий проект по поэзии.

Русская литература XX века

55-56

И. А. Бунин. Стихотворения

«Густой зелёный ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»


2

Слово о поэте.

Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. ( им вол.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Солнечные часы».

Выразительно читать стихотворение наизусть. Готовить рассказ об авторе. Наблюдать за передачей лирического настроения, переживания в стихотворении. Подбирать иллюстрации или создавать собственные к стихотворениям.


57-59

С. А. Есенин. Стихотворения

«Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...»


3

Слово о поэте.

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. ( своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитета, сравнений.

Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Внеклассное чтение. С. А. Есенин. «Песнь о собаке».

Выразительно читать стихотворения наизусть. Наблюдать за художественными образами и приёмами их создания в стихотворениях

60-61

Практикум. Поэзия и проза как 1 формы художественной речи


2

Ритм в художественной прозе и поэзии. Сопоставление ритмической организации стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. (способы рифмовки (перекрёстная, парная, кольцевая). Определение стихотворного размера, способа рифмовки. Сочинение стихотворных загадок, , стихотворений с определённым стихотворным размером, способом рифмовки.

Определять стихотворный размер, рифму в стихотворениях, особенности ритмического рисунка. Анализировать стихотворения. Сочинять собственный монорим, стихотворные загадки.

62-63

П.П. Бажов.

Сказ «Медной горы Хозяйка»


2

Слово о писателе.

Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.

Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.

Внеклассное чтение. П. П. Бажов. «Синюшкин колодец».


Описывать героев сказа. Объяснять значения незнакомых слов

с помощью словаря. Пересказывать сюжет по цепочке и отдельные фрагменты сказа от третьего лица с сохранением манеры повествователя. Отвечать на вопросы. Объяснять значение концовки произведения. Самостоятельно читать сказы писателя.


64-66

Образы детей в мировой литературе

М. Твен «Приключения Тома Сойера», О. Генри «Вождь краснокожих»


3

Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребёнок в мире взрослых и среди сверстников.

Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь).

Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении. Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.

Внеклассное чтение. В. Гюго.

«Отверженные» (главы «Козетта», «Гаврош»).

Ч. Диккенс.

«Оливер Твист» (фрагменты).

Читать фрагменты произведений. Отвечать на вопросы. Приводить названия произведений о детях и для детей. Рассказывать о героях с использованием иллюстраций и эпизодов из текста.


67-71

А. С. Грин

Повесть «Алые паруса»


5

Слово о писателе.

Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грея. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.

Теория литературы. Образы предметов. Символ.

Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.

Внеклассное чтение. А. С. Грин. «Зелёная лампа».

Описывать символические образы писателя, используя цитаты. Читать и комментировать фрагменты повести. Составлять цитат- ный план рассказа об Ассоль, Грэе. Наблюдать за описаниями природы в повести. Анализировать жанровое своеобразие произведения, выявляя черты сказки и повести в тексте.

72-73

А. П. Платонов

Рассказы «Неизвестный цветок», «Цветок на земле»


2

Слово о писателе.

Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.

Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.

Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.

Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Цветок на земле».

Наблюдать над особенностями языка писателя. Выделять в рассказе необычные сочетания слов, выражения. Объяснять смысл названия рассказа.

74-75

С. Я. Маршак

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»


2

Слово о поэте.

Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.

Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса- сказка. Монолог. Диалог.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям.


Составлять вопросы к викторине по произведениям и переводам автора. Читать фрагменты пьесы-сказки по ролям. Выявлять черты фольклорной и литературной сказки в пьесе. Приводить примеры раскрытия через поступки и речь персонажей их характеров

76-78

Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа

3

Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о речевой характеристике персонажа

Читать фрагменты эпических, лирических, драматических произведений. Отличать монолог и реплику. Выполнять исследовательские и творческие задания.


79-83

Образы детей в военной поэзии и прозе Великой Отечественной войны

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». В. П. Катаев «Сын полка»

5

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, участниках Великой Отечественной войны.

Выразительно читать стихотворение. Слушать песни военной тематики. Создавать устные картины с помощью словесного рисования. Читать по ролям диалоги повести. Составлять план и подбирать цитаты для рассказа о герое. Подготовить рассказ о писателе.

84-87

В. П. Астафьев.

Рассказы «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?»


4

Слово о писателе.

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Теория литературы. Пейзаж.

Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро» с использованием цитирования.

Внеклассное чтение. В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Отвечать на вопросы по тексту, в том числе проблемные. Составлять рассказ о герое произведения. Сравнивать описание природы в тексте. Представлять дневник чтения. Обмениваться впечатлениями о прочитанном. Сопоставлять произведения сходной проблематики.

88-93

Образы животных в мировой литературе. Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка», Ю.П.Казаков «Арктур-гончий пёс»

6

Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменного ответа на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат.

Внеклассное чтение. Дж. Лондон.

«Белый Клык».

В. П. Астафьев.«Жизнь Трезора».

Готовить отзыв об одном из произведений о животном. Давать письменный ответ на вопрос об образе животного в произведении с использованием цитат.

94-96

Практикум. Тема и идея произведения

3

Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе. Взаимодействие нескольких тем в одном произведении. Идея произведения и возможные способы её выражения. Краткая характеристика проблематики и идейного содержания произведения (на материале басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом», стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», повести А. С. Грина «Алые паруса»).

Читать статью учебника. Выполнять практические задания, связанные с выявлением темы, идеи, тематики, идейно-эмоционального содержания текста.

97-100

Жанр рассказа в мировой литературе.

А. П. Чехов.

«Хирургия».

А. Конан Дойл.«Камень Мазарини».

М. М. Зощенко.

«Галоша».

Р. Брэдбери.

«Всё лето в один день».


4

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра.

Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные мировые разновидности рассказа: юмористический, научно- фантастический, детективный.

Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах. Взаимные рекомендации юмористических, научно-фантастических и детективных рассказов для самостоятельного чтения.

Создавать устные отзывы о прочитанных рассказах. Создавать список юмористических, фантастических и детективных рассказов для рекомендации одноклассникам и самостоятельного чтения.

101-102

Итоговый урок


Рекомендации книг для внеклассного чтения








© 2010-2022