Статья Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Статья

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»










подготовила

учитель русского языка и литературы

Черенкова Ирина Валерьевна






















г. Липецк
2015



"И ляжет на душу добро..."

Искусство художественного слова сближает людей во имя достижения общих целей, приносит им радость познания, развивает благородные чувства, воспитывает любовь и стремление к прекрасному, творческое отношение к жизни. Но не нужно забывать, что XXI век - век высоких технологий, время информационного общества. Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света. Возможности информационных технологий достигли таких высот, куда не заглядывали даже научные фантасты. Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание школьника? У него нет времени, а порой к сожалению, и желания, пойти в библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать её. У него нет времени задуматься о « разумном, добром, вечном». Вопрос нравственного воспитания стал очень актуальным для школы, да и для общества в целом.

Что такое нравственность? По Ожегову С.И., нравственность - это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [Ожегов, 1988: 360]

Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду как материализованному отношению к человеку.

Мораль и нравственность - понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль - система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое. Но сегодня многие подростки имеют ценности несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к «консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как патриотизм, совесть, честь, очень часто вызывают у детей негативные эмоции. Воспитать, значит способствовать формированию сердечного человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему святому, волю к духовному совершенствованию, радость любви и вкус к доброте и милосердию, отзывчивости и умению ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами, оставаться человеком.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-нравственное воспитание школьника, способствующее формированию личности ученика.

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Трудности преподавания литературы в школе связаны с тем, что художественный образ не может быть переведен на язык понятий. Все гораздо сложнее. Требуется усилить внимание к процессу познания художественной литературы, к взаимосвязи образного и понятийного в деятельности школьника.

Крупнейшие писатели мира подарили человечеству не только замечательные произведения, но и глубочайшие мысли о природе искусства… Бореев Ю.Б. писал, что значение теории для художника неоднократно обсуждалось в истории эстетической мысли [Бореев,1975: 12].

Уроки литературы в практике лучших учителей-словесников становятся уроками нравственности.

Так, на уроках по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» мы имеем возможность обдумать с ребятами важные этические проблемы, волновавшие писателя: проблему социального неравенства, проблему подлинной дружбы и проблему взаимоотношения родителей и детей.

Произведения В.Г.Короленко дороги словеснику тем, что они написаны сердцем и обращены к сердцу. Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе, быть терпимым. И таким даром - чутким сердцем - обладал, по воспоминаниям современников, Владимир Галактионович Короленко. Друзья называли его «совестью эпохи», «солнцем России», «светлым духом».

По мнению Галимовой Л.М., в основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей… [Галимова, 2003: 44].

«Дети подземелья» - это повесть о детях и детстве. Рассматривая конкретные ситуации, эпизоды, портретные зарисовки и пейзажные зарисовки, мы идем по линии органичного слияния этического и эстетического. В ней есть всё, что может привлечь и взволновать подростка: атмосфера сказочного и таинственного, к чему стремится детская душа, и целый мир «смутных вопросов», которые возникают в сознании ребенка при столкновении с разными сторонами жизни. Поэтика повести сосредоточена на человечности. Автора интересует внутренний мир души, её страдания, боли, её драмы, которые возникают под влиянием разных событий.

Этическим стержнем анализа станет тема внутреннего взросления героя. Арсеньев А.С. считает, что именно на этом пути словесник встает перед сложной проблемой интерпретации - расщепления этического сознания личности, как противоречивой природы человека [Арсеньев, 2001: 240].

Такое располюсование сознания проявляется в конфликте морали, которая связана с внешним общением человека и задается извне, и нравственностью, которая «растет» изнутри вместе с личностным «Я». Оценка морального поведения исходит из социального окружения. Оценкой нравственности является совесть. Маленький герой руководствуется в своих поступках внутренним законом. Вся повесть озарена внутренним «светом гуманности». По мнению Айхенвальда Ю.И., Короленко, «сам гуманный, хочет и от нас гуманной реакции». Поэтика его повести буквально пронизана светом любви, этот «комментарий доброты», разлитый в движениях души маленького героя, в его ощущениях, мыслях и внутренней речи, - это значит активизировать все стороны сознания читателя. Короленко «воспитывает, потому что он добр, и его произведения могут служить школой жалости и любви» [Айхенвальд, 1998: 14].

Произведение достаточно большое по объему. Но у шестиклассников есть опыт разбора эпических произведений, поэтому выбираем путь проблемно-тематического анализа. Останавливаем внимание на важнейших опорных фразах: «нужен людям» и «крылатая юность». Первый вопрос, который задаем учащимся, какие чувства испытал Вася, когда попал в подземелье?

Но прежде чем ответить, учащиеся должны попробовать представить себя на месте Васи и передать от его имени свои первые ощущения.

Потом по ходу занятия задаем вопросы. Учащиеся могут ответить не на все вопросы. Это неважно. Важно, чтобы они подумали над ними. В конце занятия возвращаем детей к основному вопросу урока, нужны ли такие встречи в жизни человека?

Поразмышляем вместе с учащимися о том, что такие встречи просветляют душу, делают её чище и благороднее. Человек становится добрее и отзывчивее, если он научился сострадать и помогать другим.

Что-то воспринимается шестиклассниками в этой повести легко, что-то кажется трудным, что-то остается непонятным. Главное - донести до сознания учащихся очень важную мысль, что воспитать в себе личность - значит воспитать свою нравственность, принимать осознанные решения и нести за них личную ответственность. Пусть маленькие читатели осознают духовный смысл взросления. Как считает Мамардашвили М., «взрослое состояние человека - его способность обходиться без внешних авторитетов, мыслить своим умом», то есть жить по законам совести [Мамардашвили, 1992: 64].

В 8 классе с творчеством В.Г.Короленко учащиеся знакомятся ближе. Для изучения представляем произведения «Парадокс», «Огоньки», для внеклассного чтения - «Слепой музыкант».

При изучении очерка «Парадокс» мы поставили цель: раскрытие темы нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.

Прежде чем перейти к анализу произведения, интересуемся, в какие игры они любили играть, когда были маленькими. Как выяснилось, многие придумывали свои какие-то игры.

Произведение анализируем по частям. В ходе беседы обращаем внимание на глаза «феномена» Яна Залуского для характеристики. Учащиеся отмечают, что он легко разбирается в людях. После вопроса: каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить? возник спор. Одни учащиеся говорили, что человек в таком положении «сломался» бы и приводили свои примеры из жизни. Другие утверждали, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость; привели примеры из других художественных произведений: Гринева и Пугачева из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, рассказчика из рассказа «После бала» Л.Н.Толстого, Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и др. Затем учащиеся пришли к выводу, что любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда «счастье не всегда создано для человека». Хочется отметить, что произведения В.Г.Короленко учащимся нравятся, потому что они «жизненные», «правдивые».

В качестве внеклассного чтения восьмиклассникам предлагаем повесть «Слепой музыкант».

- Для чего собственно создан человек? - так поставлен вопрос в рассказе «Парадокс». «Человек создан для счастья, как птица для полета», - с горькой иронией отвечал герой рассказа, человек с исковерканной жизнью. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений - повесть «Слепой музыкант».

Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое - о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе - это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни и сумел воспитать понимание, сочувствие ко всем обездоленным. По словам детей, они с болью и волнением читали это произведение. Отношение дяди Максима к мальчику учащиеся оценивают правильно, что таких людей, как Петруся, жалеть не надо, они должны учиться преодолевать трудности, нельзя оберегать их от житейских трудностей. Нужно помочь ему найти свое место в жизни, преодолеть недуг. Таким образом, дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком. И он в этом ему поможет.

Учащиеся рассказывают о том, какой Петр проходит трудный жизненный путь: обретение смысла жизни, любви, признания. Они рассказывают о встрече со слепым звонарем, о подаяниях слепым, о рождении сына, о деспоте во время поста. Постепенно в Петре рождалось сострадание к ближнему, он научился преодолевать собственную боль, ущербность и добился признания. Он начал верить в себя, в свой талант, дающий ему преимущество над толпами «зрячих». Главным делом для него стала музыка, через которую он «видит» мир и в которой выражает к нему отношение. Был ли выбор в жизни Петра? Что такое выбор? Как вы это понимаете? Учащиеся отвечают, что «выбор - это сделать какой-то важный шаг. Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе. Сложный гамлетовский вопрос: быть или не быть? Этот вопрос, говорят ученики, их не раз будет волновать, им тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место».

Закончив анализ произведения, предлагаем мысленно представить ещё раз весь жизненный путь Петруся и ответить на вопрос: «Как вы понимаете слова дяди Максима: «Он прозрел!»?» Учащиеся говорили, что он «прозрел в душе своей, он стал чувствовать и людское горе, и людскую радость».

На примере этих произведений учащиеся знакомятся с такими жизненно важными понятиями, как «милосердие», «братство», «нравственные ориентиры». Важно одно - дойти до сердца каждого ученика, помочь усвоить проблематику творчества В.Г. Короленко, соотнести её с проблемами современного мира, научить выявлять главное, делать выводы, устанавливать взаимосвязь с современностью.

Список использованной литературы

Словари:

Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой.- 1988.

Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. - М., «Просвещение», 1974

Источники:

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М., 1977.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т.- М.,1998.

Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности.- М.: Издат. Центр «Академия», 2001.

Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтических произведений и старшеклассников. - М.: Просвещение, 1985.

Баранников А.В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках-беседах по советской литературе в 8-м классе// Сб.: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988, с.46 - 55.

Беленький Г.И. «Информпробежка» или изучение? // Литература в школе.- 2003.- № 9.

Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий.- М., 1985.

Берестовицкая С.Э. О взаимодействии нравственного и эстетического в преподавании литературы // Литература в школе.- 2004.- № 2.- с.38-39

Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы/ Учеб. Для студ. Пед. Вузов/ О.Ю. Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов: Под ред. О.Ю.Богдановой.- 2-е изд.-М.: Издат. Центр «Академия», 2002.

Бондаревская Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности старшего школьника// Советская педагогика.- 1980.- № 1.- с.42 - 49.

Борев Ю.Б. Эстетика.- М., 1975.

Галимова Л.М. Без доброты и сострадания нет человека// Литература в школе.- 2003.- № 7.- с.44-45.

Голубков В.В. Методика преподавания литературы.- М., 1962.

Дановский А.В. взаимодействие русской классики и современной советской литературы в нравственно-эстетическом воспитании учащихся (Ф.М.Достоевский и В.Г.Распутин) // Сб.: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988, с.

Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд., испр. И доп. - М.: «ВАКО», 2004.

Ильинская О.Д. «Эта повесть - о потере человеком доброго имени…»// Литература в школе.- 2003.- № 5.- с.47 -48.

Леонов С.А. Взаимосвязь художественно-эстетического и речевого развития старшеклассников на уроках литературы. // Сб.: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина,1988, с. 93 - 105.

Леонтьев А.А. Искусство как форма общения (К проблеме предмета психологии искусства): Психологические исследования.- Тбилиси, 1973.

Маранцман В.Г. О цели и структуре курса литературы в средней школе // Литература в школе.- 2003.- №4.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию.- М.: АО «Прогресс», 1992.

Мишлимовтч М.Я. Уроки мужества и доброты(Рассказ В.Распутина «Уроки французского») // Литература в школе.- 1985.- № 6.- с.43 - 46.

Мурин Д.Н. Гуманитарная культура и учитель литературы// Литература в школе.- 2003.- № 9.

Непомнящий В.С. О культуре, свободе, школе/\ Литература в школе. - 2002.- № 9.

Нестерова Н.И. Формирование нравственных идеалов старших школьников при изучении русской классической литературы.- М., 1985.

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. Межвузовский сборник научных трудов.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988.

Попова Е.В. «Есть ценностей незыблемая скала». Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе.- 2003.- №7.- с.22 - 25.

Сосновская И.В. «Сердце сердцу весть подает, сердце сердце чует» // Литература в школе.- 2003.- № 7.- с.42 - 45.

Селезнев Ю. Златая цепь. - М., 1985.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1971.

Щуркова Н. Нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников.- 1990.- № 1.- с.13 - 15.


© 2010-2022