- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Подготовка к ОГЭ по русскому языку Как работать над изложением
Подготовка к ОГЭ по русскому языку Как работать над изложением
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гладуш О.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Памятка
1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.
2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).
3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.
4.Правильно употреблять личные местоимения.
5.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б)снять логическое противоречие; в)исправить неточное употребление слова.
Как показывает опыт работы словесников, памятка полезна и при обучении сжатому изложению.
Система работы по подготовке девятиклассников к ГИА по русскому языку, написание сжатого изложения.
Основные способы сжатия текста:
Исключение:
• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
• предложений с описаниями и рассуждениями;
• повторов;
• одного или нескольких синонимов.
Обобщение:
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
• образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Упрощение:
• разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
• замена сложноподчинённого предложения простым.
• перевод диалога или прямой речи в косвенную;
• замена фрагмента текста синонимичным выражением.
• формулирование мысли своими словами.
Рассмотрим использование различных приемов сжатия на конкретных примерах.
Текст 1.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком - реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии - стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов - и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте.
Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И - горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.
«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. И ещё - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё - пусть и непонятное тебе - родное слово.
(По В. Пескову)
Сначала выделим в тексте микротемы. Их четыре:
1) Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.
2) Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств - признательность защитнику национальной свободы России.
3) Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.
4) «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого - с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
Работа с таблицей.
№ Исходный текст Сжатый текст Использованный прием сжатия
1. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают горестные картины. • Замена фрагмента текста (доставшееся нам наследство) местоимением (его);
• Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой);
• Исключение синонима (грустные);
• Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений)
2. Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком - реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком - реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств - признательность защитнику национальной свободы России.
• Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением);
• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..);
• Замена фрагмента текста синонимичным выражением (сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);
• Исключение фрагментов предложения и переформулирование мысли своими словами.
3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии - стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов - и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте.
Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И - горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его - и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!
Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
• Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;
• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты