А. П. Чехов Толстый и тонкий

Урок по литературе для учащихся 6 класса по программе В. Я. Коровиной. Тема чинопочитания и лицемерия в рассказе А. П. Чехова "Толстый и тонкий".  К разработке урока прилагается презентация. Урок построен нетрадиционным образом. Изучение произведения начинается практически с последнего абзаца. Данный урок построен по технологии продуктивного чтения. Целью урока является мотивация к чтению произведений Чехова, выделение смысловых частей литературного произведения, анализ художественного произвед...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературе в 6 классе.

Тема чинопочитания и лицемерия в рассказе А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Цели урока:

Образовательные

  1. Мотивация к чтению художественных произведений.

  2. Выделение смысловых частей литературного произведения.

  3. Анализ и восприятие художественного текста.

Воспитательные

  1. Воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса Формирование гуманистических ценностей.

Развивающие

  1. Развитие навыков самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного мышления.

Образовательные

1) Воспринимать и анализировать художественный текс.

2)Развивать мотивацию к чтению художественных произведений.

3)Давать характеристику героев и выражать свое отношение к прочитанному.

  1. Выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.

Воспитательные

1)Формировать нравственную ориентацию (милосердие, сострадание, отзывчивость)

  1. Формировать эстетические потребности.

  2. Формировать гуманистические ценности.

  3. Воспитывать навыки самопознания и адаптации.

Развивающие

1)Развивать образность мышления и воображения.

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.

  2. Развивать речь и культуру чувств.

  3. Развивать навыки и умения квалифицированного читателя.

Работа с текстом до чтения.

Слайд 1.

Большой - маленький

Низкий - высокий

Толстый - тонкий

Черный - белый

Веселый - грустный

1. Как в русском языке называются такие пары слов?

2. Как называется фигура речи, которая создаётся с помощью антонимов?

3. Почему, как вы думаете, я начала урок с таких понятий, как антонимы и антитеза?

4. А может ли быть пара антонимов названием произведения?

5. А какую пару для названия выбрали бы вы?

Открою вам секрет: произведение, которое мы будем изучать сегодня, называется "Толстый и тонкий"

Слайд 2.

Автор рассказа Антон Павлович Чехов.

Зная об авторе, зная его некоторые произведения, предположите, о чём может быть этот рассказ.

Слайд 3. (Рисунок) и 4. (Скульптура)

А теперь посмотрите на рисунок В Бритвина к этому рассказу и скажите, кто изображен на рисунке. Обратите внимание на то, в каких позах стоят герои, на руки, на головные уборы, на окружающих, на вещи.

По всей видимости, художник очень хотел передать внутреннее состояние и толстого, и тонкого.

Слайд 5.

А сейчас послушайте отрывок из этого рассказа:

- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с!..вдруг вышли в такие

вельможи-с!..Помилуйте...Что вы-с...Милостивое внимание вашего превосходительства...вроде как бы живительной влаги...Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил...жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

1. По интонации можно догадаться, что испытывает говорящий?

2. Какие слова в тексте указывают на его унижение, подхалимство, лизоблюдство, лицемерие, чинопочитание?

3. Можно ли предположить, что это разные по чину люди? А по каким словам?

4. А как вы понимаете слова: чинопочитание, низкопоклонство?

Теперь давайте проверим домашнее задание.

Слайд 6.

Кластеры. (Дружба Лицемерие, Чинопочитание)

А что можно чему противопоставить? В какой паре слов ассоциации могут совпадать, а где при всем желании не совпадут? Какие понятия можно сопоставить, а какие противопоставить?

Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение текста по ролям.

2. Заполнение опорной таблицы.

3. Комментарии при заполнении.

Слайд 7.

Словарная работа. (Герострат. Эфиальт)

Слайд 8.

Табель о рангах.

Слайд 9. Запоминаем понятия: антитеза, гипербола, литота, лаконизм (коротко, но вполне понятно), абсурд (нелепость и бессмыслица), сатира.

Что можно поместить в кластере, расположив по кругу все эти понятия?

Работа с текстом после прочтения.

Рефлексия.

Слайд 10.

Закончить предложения:

Сегодня, я узнал(а), что...

Сегодня я вспомнил(а),...

Было интересно...

Я выполнил(а) задание...

Я понял(а), что

Теперь я могу...

Я почувствовал(а), что...

Я приобрел(а)...

Я научился(лась)...

У меня получилось...

Я смог(ла)...

Меня удивило...

Урок дал мне для жизни...

Мне захотелось

В наш "Банк знаний" мы сложим все ваши ответы.(На доске нарисован четырехугольник с надписью «Банк знаний», где каждый ответ фиксируется знаком «+»)

Теперь давайте сделаем выводы: 1. Тема этого рассказа (Чинопочетание, низкопоклонство и лицемерие в России)

2. Идея этого рассказа.(Влияние чина на поведение человека, даже друга)

3. Актуальность рассказа.(В современном мире мало, что изменилось)

4. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Тема чинопочитания и лицемерия в рассказе А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Слайд 11 и 12 с выводами.

Домашнее задание. стр 280-281 вопросы 1-4. Что бы, по вашему мнению, стал делать или говорить тонкий уже после ухода толстого.

© 2010-2022