- Преподавателю
- Русский язык и литература
- А. П. Чехов Толстый и тонкий
А. П. Чехов Толстый и тонкий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Муканина О.А. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по литературе в 6 классе.
Тема чинопочитания и лицемерия в рассказе А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Цели урока:
Образовательные
-
Мотивация к чтению художественных произведений.
-
Выделение смысловых частей литературного произведения.
-
Анализ и восприятие художественного текста.
Воспитательные
-
Воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса Формирование гуманистических ценностей.
Развивающие
-
Развитие навыков самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного мышления.
Образовательные
1) Воспринимать и анализировать художественный текс.
2)Развивать мотивацию к чтению художественных произведений.
3)Давать характеристику героев и выражать свое отношение к прочитанному.
-
Выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.
Воспитательные
1)Формировать нравственную ориентацию (милосердие, сострадание, отзывчивость)
-
Формировать эстетические потребности.
-
Формировать гуманистические ценности.
-
Воспитывать навыки самопознания и адаптации.
Развивающие
1)Развивать образность мышления и воображения.
-
Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.
-
Развивать речь и культуру чувств.
-
Развивать навыки и умения квалифицированного читателя.
Работа с текстом до чтения.
Слайд 1.
Большой - маленький
Низкий - высокий
Толстый - тонкий
Черный - белый
Веселый - грустный
1. Как в русском языке называются такие пары слов?
2. Как называется фигура речи, которая создаётся с помощью антонимов?
3. Почему, как вы думаете, я начала урок с таких понятий, как антонимы и антитеза?
4. А может ли быть пара антонимов названием произведения?
5. А какую пару для названия выбрали бы вы?
Открою вам секрет: произведение, которое мы будем изучать сегодня, называется "Толстый и тонкий"
Слайд 2.
Автор рассказа Антон Павлович Чехов.
Зная об авторе, зная его некоторые произведения, предположите, о чём может быть этот рассказ.
Слайд 3. (Рисунок) и 4. (Скульптура)
А теперь посмотрите на рисунок В Бритвина к этому рассказу и скажите, кто изображен на рисунке. Обратите внимание на то, в каких позах стоят герои, на руки, на головные уборы, на окружающих, на вещи.
По всей видимости, художник очень хотел передать внутреннее состояние и толстого, и тонкого.
Слайд 5.
А сейчас послушайте отрывок из этого рассказа:
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с!..вдруг вышли в такие
вельможи-с!..Помилуйте...Что вы-с...Милостивое внимание вашего превосходительства...вроде как бы живительной влаги...Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил...жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
1. По интонации можно догадаться, что испытывает говорящий?
2. Какие слова в тексте указывают на его унижение, подхалимство, лизоблюдство, лицемерие, чинопочитание?
3. Можно ли предположить, что это разные по чину люди? А по каким словам?
4. А как вы понимаете слова: чинопочитание, низкопоклонство?
Теперь давайте проверим домашнее задание.
Слайд 6.
Кластеры. (Дружба Лицемерие, Чинопочитание)
А что можно чему противопоставить? В какой паре слов ассоциации могут совпадать, а где при всем желании не совпадут? Какие понятия можно сопоставить, а какие противопоставить?
Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение текста по ролям.
2. Заполнение опорной таблицы.
3. Комментарии при заполнении.
Слайд 7.
Словарная работа. (Герострат. Эфиальт)
Слайд 8.
Табель о рангах.
Слайд 9. Запоминаем понятия: антитеза, гипербола, литота, лаконизм (коротко, но вполне понятно), абсурд (нелепость и бессмыслица), сатира.
Что можно поместить в кластере, расположив по кругу все эти понятия?
Работа с текстом после прочтения.
Рефлексия.
Слайд 10.
Закончить предложения:
Сегодня, я узнал(а), что...
Сегодня я вспомнил(а),...
Было интересно...
Я выполнил(а) задание...
Я понял(а), что
Теперь я могу...
Я почувствовал(а), что...
Я приобрел(а)...
Я научился(лась)...
У меня получилось...
Я смог(ла)...
Меня удивило...
Урок дал мне для жизни...
Мне захотелось
В наш "Банк знаний" мы сложим все ваши ответы.(На доске нарисован четырехугольник с надписью «Банк знаний», где каждый ответ фиксируется знаком «+»)
Теперь давайте сделаем выводы: 1. Тема этого рассказа (Чинопочетание, низкопоклонство и лицемерие в России)
2. Идея этого рассказа.(Влияние чина на поведение человека, даже друга)
3. Актуальность рассказа.(В современном мире мало, что изменилось)
4. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Тема чинопочитания и лицемерия в рассказе А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Слайд 11 и 12 с выводами.
Домашнее задание. стр 280-281 вопросы 1-4. Что бы, по вашему мнению, стал делать или говорить тонкий уже после ухода толстого.