Внеклассный урок по теме: Поэты-народники: Л. Н. Трефолев, А. Н. Апухтин, И. З. Суриков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Внеклассный урок по теме: «Поэты-народники: Л.Н. Трефолев,

А.Н. Апухтин, И.З. Суриков».

Эпиграф урока: «Стихи революционных народников сильны не словом, а тем, что стоит за словом. Поэтам, пишущим эти стихи, не до «мастерства»: «настоящие мученики чаще косноязычны, чем красноречивы».

А. Блок.

Цели урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов-народников.

  2. Развивающая: способствовать формированию интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения и развития речевых навыков.

  3. Воспитывающая: воспитать самостоятельность, коллективизм, коммуникативность, привить любовь к искусству.

Оборудование к уроку: программа-презентация.

Опережающее домашнее задание: ученикам дается задание разделиться на три группы: первая группа - Л.Н. Трефолев, вторая группа - А.Н. Апухтин, третья группа - И.З. Суриков. Они должны самостоятельно подготовить презентации, которые будут охватывать биографию и творчество писателя. Внутри группы ученики делятся на подгруппы: теоретики, литературоведы и культуроведы.

Тип урока: интегрированный.

План урока:

Организационный момент (1 мин.)

Вступительное слово учителя (5 мин.)

Выступление группы:

Теоретики (7 мин.)

Литературоведы (10 мин.)

Культуроведы (5 мин.)

Беседа по вопросам (15 мин.)

Выводы (1 мин.)

Объяснение домашнего задания (1 мин.)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Условия пореформенного развития России вызвали к жизни не только демократическую революционность разночинной интеллигенции, отразившуюся в легальной и вольной литературе того времени. Одновременно шел и другой великий процесс - общественное и духовное пробуждение трудового народа, выдвинувшего в 70-ые годы из своей среды первых революционеров и первых поэтов. Среди этих поэтов были Леонид Николаевич Трефолев, Алексей Николаевич Апухтин и Иван Захарович Суриков.

Для того чтобы понять творчество этих писателей следует вспомнить исторические события в России 60-ых годов. Перечислите их. (Конец Крымской войны, смерть Николая I, приход на царствование Александра II, отмена крепостного права, подъем крестьянского движения в связи с реформой 1861 года.)

Вступление этих поэтов на литературное поприще совпало с поворотным этапом общественного развития России, наступившим после Крымской войны и смерти Николая I, что пробуждало в них критические мысли.

Выступает первая группа - Л.Н. Трефолев. Теоретики.

Леонид Николаевич Трефолев родился 9 сентября 1839 года в городе Любиме Ярославской губернии в небогатой помещичьей семье.

Отец его служил в уездном суде и был известен среди окрестных помещиков как страстный книголюб. Благодаря влиянию отца и его единственный сын, будущий поэт, с ранних лет также полюбил книги и чтение. Рано научившись читать, он без строгого выбора поглощал подряд все, что оказалось в домашней библиотеке: Пушкина, Лермонтова, Карамзина, Жуковского, новиковские сатирические журналы XVIII века; от них он перешел к текущей журналистике: «Современнику», «Отечественным запискам», «Библиотеке для чтения», «Москвитянину». Не довольствуясь отцовской библиотекой, мальчик начал и сам собирать книги, первоначально сказки в лубочных иллюстрированных изданиях.

Под впечатлением прочитанного Трефолев рано начал писать стихи, помещая их в собственном рукописном еженедельном журнале, издававшемся во время летних вакаций и носившем название: «Мои отечественные любимские записки».

В 1856 году Л.Н. Трефолев окончил курс ярославской гимназии и вскоре затем поступил на службу в Ярославское губернское правление - помощником редактора «Ярославских губернских ведомостей». В 1857 году были напечатаны первые его стихотворения, оригинальные и переводные (из Беранже и Гейне).

В 1864 году Трефолев перешел на службу в Ярославскую губернскую строительную и дорожную комиссию. Там он встретил среди инженеров и техников несколько образованных лиц польского происхождения, которые способствовали ему при изучении польского языка.

В 1866 - 1871 гг. Трефолев был редактором неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей». Здесь Лев Николаевич помещал свои статьи, преимущественно по предметам этнографии и истории, пользуясь местными архивами.

В феврале 1870 года Трефолев вынужден был уйти из строительного отделения. А через год он и вовсе был уволен с государственной службы по причинам «политической неблагонадежности».

Принужденный оставить государственную службу, Трефолев в 1872 г. «обратился к земской деятельности» и в течение более двадцати пяти лет редактировал «Вестник Ярославского земства».

В середине 70-х гг. Трефолев дважды попытался выпустить стихи своими отдельными сборниками, однако оба сборника его были запрещены цензурой. Только в 1894 г. В Москве был напечатан большой, итоговый сборник стихотворений поэта, вызвавший ряд сочувственных отзывов критики, но не привлекший того внимания публики, на которое сам он, по-видимому, рассчитывал. Последние годы жизни Трефолев очень мало писал и почти не печатался.

Скончался Л.Н. Трефолев 28 ноября1905 года.

Литературоведы.

Трефолев долгие годы печатался в местной ярославской прессе, а с 60-х годов по совету Ю. Жадовской начал печататься в столичных изданиях - в «Искре» Курочкина, «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, «Деле» Благосветова, в «Осколках» Лейкина.

В ранней лирике Трефолев воспевал любовь в разных ее видах, по преимуществу платоническую, идеальную. Каноны «чистого искусства» сказались на его творчестве. Лишь одно стихотворение - «Воспоминание» - он включил в итоговый сборник в 1894 г., да и то в сильно переработанном виде.

Освободившись от юношеских увлечений «чистой поэзией», Трефолев уже в раннем творчестве обращается к социальным темам, включаясь в общий поток демократической поэзии своего времени.

Основной и главной темой творчества Трефолева был народ, - трудящийся и обездоленный, - тяжелый, подневольный труд, «родимая земля с печальной русской хатой». О своем «герое» он в одном из поздних стихотворений (1891 г.) писал:

Ты узнаешь ли край, где в июле с косой

Идет «Имя-рек» по траве изумрудной?

Идет он, увлажненный свежей росой,

На страдное поле, на подвиг свой трудный,

В лаптишках худых или вовсе босой…

Ему ль наслаждаться природою чудной?

Ведь он не француз, не испанец, не грек.

Он (знаешь ли, Nemo) мужик… Имя-рек.

(«Имя-рек или Nemo»)

Мысли о народе, «голодной, холодной, но милой Руси» владеют поэтом постоянно, соединяясь часто с такими образами, которые традиционно считались принадлежностью «чистой поэзии». Характерным примером в этом отношении может служить стихотворение «Первый гром». Для Трефолева этот радостный символ пробуждающейся природы связывается прежде всего с мыслями о пахаре, о земле-кормилице, о том, как после первой грозы оживится земля со своими детьми;

Бедный пахарь на ниве вздохнет

веселей…

(«Первый гром»)

При этом поэзия Трефолева лишена черт народнического любования мужиком, веры в какие-то особые пути развития, которые должны привести нищую и убогую крестьянскую Россию непосредственно к социализму. Ему как писателю гораздо ближе по душе была беспощадно разоблачительная сатира Щедрина.

Именно в традиции Щедрина и Некрасова Трефолев создает свою «Песню о камаринском мужике», в которой на фоне залихватского ритма веселой народной песни рассказывается такая обычная для царской буржуазно-капиталистической России и вместе с тем необыкновенно жуткая история одного из множества забитых и униженных Касьянов, раз в четыре года имеющих возможность гульнуть ради собственных именин («Касьянов день» приходится по православному календарю на 29 февраля, т.е. отмечается лишь по високосным годам) и «допраздновавшегося» до смерти. «Песня о камаринском мужике» продиктована благородным стремлением поэта-демократа внушить читателю искреннее сострадание к злосчастной судьбе бедняги Касьяна и вместе с тем страстную ненависть ко всему общественному строю, так сказать узаконившему эту судьбу, сделавшему ее обычным житейским явлением.

Но теми же чувствами большой любви, острой жалости и одновременно искренней веры в силу неизмеримо великих, далеко еще не раскрытых полностью талантов и возможностей русского мужика отмечены и другие стихотворения. В большой обобщенный образ развертывает поэт, например, известную пословицу о «бедном Макаре», на которого «все шишки валятся»:

Макарам все не ладится. Над бедными Макарами

Судьба-злодейка тешится жестокими ударами.

У нашего крестьянина, у бедного Макарушки,

Ни денег нет на черный день, ни бабы нет сударушки.

Во многих стихотворениях поэт описывает горестную судьбу «маленького человека» - отставного чиновника, спивающегося и превращающегося в «шута», бедолагу-мужика Макара, на которого все шишки валятся, несчастного «Касьяна, мужика Камаринского».

Некрасовские интонации слышны и в стихотворении «К России» (1877), в котором отчизна предстает быть убогой и могучей, бессильной и великой одновременно:

Они всю тебя истерзали,

Пронзили железом, свинцом,

И руки и ноги связали,

Покрыли терновым венцом…

Надейся! Исчезнут тираны,

Исчезнут коварство и ложь.

Надейся! Ты вылечишь раны,

Венец свой терновый сорвешь.

Поэт уверен, что страна, несмотря на свою кажущуюся покорность, может расправиться со своими палачами. В его стихах все сильнее звучат мотивы гнева.

Оставаясь поэтом некрасовской школы, Трефолев имел свое неповторимое лицо, свою поэтическую манеру, что отмечал и сам Некрасов.

Значительную часть творческого наследия Трефолева составляют его переводы. Он переводил славянских поэтов: с украинского - Т.Шевченко, с польского - В. Сырокомлю, А. Одынца, Ю. Словацкого, М. Конопницкую, В. Гомулицкого, с сербохарватского - Д.Якшича, П.Препорадовича, И.Мажуревича; известны также его переводы с французского - В.Гюго, О.Бабье, П.Дюпона, немецкого - Г.Гейне, Г.Гервега, братьев Гримм, английского - А. Теннисона и других.

Поэзия Трефолева интересна современному читателю, ибо позволяет глубже познакомиться с некрасовскими традициями в русской поэзии. Она близка нам своим демократизмом и верой в неисчерпаемые силы народа.

Культуроведы.

Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Трефолева приобрели широкую известность в качестве народных песен. Ряд его стихотворений («Песня о камаринском мужике», «Дубинушка», «Ямщик» и др.) получил широчайшую известность в массах; эти стихотворения воспроизводились в лубочных народных изданиях, распевались в народе, декламировались на демократических концертах, вечеринках, сходках, служили образцами для подражаний.

«Песня о камаринском мужике» пользовалась совершенно исключительной популярностью в среде прогрессивной общественности, среди демократической молодежи, а позднее - среди рабочих; известен ряд подражаний «Песне», распространявшихся в нелегальных песенниках рабочих, в листовках. Это стихотворение по всей справедливости следует отнести к числу высших идейно-художественных достижений Трефолева.

«Ямщик» (перевод стихотворения Сырокомли «Почтальон»), положенный неизвестным композитором на музыку и ставший в переводе Трефолева широко популярной песней («Когда я на почте служил ямщиком»).

Вопросы:

  1. К какой школе принадлежит Л.Н. Трефолев. Объясните почему? (Трефолев принадлежит к некрасовской школе. Трефолев использовал достижения некрасовского стиля, в том числе ритм стиха, простонародную лексику, фольклорные элементы и т. д. Но родство поэзии Трефолева с поэзией Некрасова обусловливается не столько внешним сходством, сколько глубинными, внутренними причинами - близостью взглядов на крепостническую и пореформенную Россию, положение крестьянства, судьбу русской женщины, на смысл и задачи поэзии.)

  2. Как поэт-демократ Трефолев отрицательно относился к "чистому искусству". Почему? (В программном стихотворении "Три поэта" (1891) Трефолев определяет предназначение поэта: "Утешать погибающих, слабых, больных, / В павшем брате не видеть злодея - / Вот в чем истина, вот в чем идея / Для смиренных людей, для поэтов земных!")

  3. Согласны ли вы с высказыванием Н.А. Некрасова: «Стихи Трефолева бьют по сердцу. Это мастер, а не подмастерье». Обоснуйте свой ответ.

Выступает вторая группа - А.Н. Апухтин. Теоретики.

Алексей Николаевич Апухтин родился 15 ноября 1840 года в городе Болхове Орловской губернии. Детские годы поэта прошли в Калужской губернии, в родовом имении его отца - деревне Павлодар.

И отец поэта, Николай Федорович, и мать, Марья Андреевна (в девичестве Желябужская), принадлежали к старинным дворянским родам. Поэтому Апухтин смог поступить (шел 1852 год) в закрытое учебное заведение - Петербургское училище правоведения, где готовили судейских чиновников и персонал для министерства юстиции.

В училище юный Апухтин получил признание среди учеников и преподавателей как редактор рукописного «Училищного вестника» и талантливый поэт.

В 1854 году в газете «Русский инвалид» было напечатано первое стихотворение Апухтина «Эпаминонд», посвященное памяти адмирала В.А. Корнилова.

В год окончания училища (1859) Апухтин пережил тяжкое потрясение: умерла его мать. С образом матери, который занимает особое положение в стихах Апухтина, связано представление об абсолютной доброте и неизменной любви.

В 1859 году по рекомендации И. С. Тургенева в "Современнике" был напечатан цикл стихотворений Апухтина "Деревенские очерки".

Окончив в 1859 году училище, Апухтин определился на службу в министерство юстиции.

Апухтин в неспокойное время 1860-х не примкнул ни к левым, ни к правым. Он в эти годы все реже и реже печатается, мало пишет, перестает, как он выразился, "седлать Пегаса". Апухтин захотел остаться в стороне от общественной и литературной борьбы, вне литературных партий и направлений. "...Никакие силы не заставят меня выйти на арену, загроможденную подлостями, доносами и... семинаристами!" - писал он в письме к П. И. Чайковскому в 1865 году.

В середине 1860-х годов поэт некоторое время служил в Орле чиновником по особым поручениям при губернаторе.

Весной 1865 года Апухтин возвращается из Орла в Петербург. С той поры он сравнительно редко покидает столицу: поездка в Святые горы на могилу Пушкина, на остров Валаам вместе с П. И. Чайковским, несколько поездок по стране - в Орловскую губернию, в Москву, Ревель, Киев и несколько выездов за границу - в Германию, Францию, Италию.

Апухтину не было еще и тридцати, когда он заболел тяжелым недугом -- ожиреньем, которое не поддавалось лечению.

В 70-е годы Апухтин по-прежнему мало печатается, пишет только для себя и ближайших друзей. Но стихотворения его получают все большее и большее распространение: их переписывают, композиторы сочиняют романсы на слова Апухтина, его произведения регулярно включаются в сборники "Чтец-декламатор", их читают с эстрады.

Первый сборник его вышел в 1886 году тиражом 3 000 экземпляров. Сборник выдержал три прижизненных и семь посмертных изданий.

Но и в пору своей наивысшей популярности Апухтин держится в стороне от литературной жизни. Правда, он участвует в нескольких литературных сборниках, издававшихся в благотворительных целях: в пользу пострадавших от неурожая в Самарском крае ("Складчина", 1874), в сборнике "Братская помочь пострадавшим семействам Боснии и Герцеговины" (1876) и в издании, подготовленном Комитетом Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым (1884).

За два года до смерти на Апухтина обрушился еще один тяжелый недуг: он заболел водянкой.

Судя по свидетельствам близких, последние дни его были мучительны. Лежать он не мог. День и ночь он сидел в кресле, почти не двигаясь. Дремал, а когда просыпался, то "немедленно, не говоря ни про что другое, начинал декламировать Пушкина, и только одного Пушкина", - так писал о нем А. Жиркевич.

Умер Апухтин 17 августа 1893 года.

Литературоведы.

Представителем ущербной, сумеречной поэзии явился Алексей Николаевич Апухтин. Наивысший успех Апухтина пришелся на 1880-ые годы, так как его настроения и предпочтения оказались созвучными эпохе «безвременья» (после подъема и разгрома народничества) - той самой, которая отразилась в творчестве столь разных младших его современников: А.П. Чехова, В.М. Гаршина, С.Я. Надсона и многих других.

"Выпав" из 60-х годов, Апухтин органично вошел в жизнь 80-х: настроения этих лет созрели в нем загодя, но именно в эпоху "безвременья" они стали актуальными, были восприняты многими как "свои".

Тематический репертуар поэзии Апухтина сравнительно невелик: "роковая" неразделенная любовь, ностальгия по прошлому, одиночество человека в мире "измен, страстей и зла", загадочность человеческой души.

Апухтин не боится привычных, даже банальных тем. То, что касается каждого, что повторяется почти в каждой судьбе, не может обесцениться и в эстетическом плане. Какой-то жизненный сюжет может показаться цитатой из знакомого стихотворения:

...не правда ль, всё это

Давно уже было другими воспето

И нам уж знакомо давно.

("Вчера у окна мы сидели в молчанье...")

Но в каждой жизни все происходит заново, и искусство должно уметь передать неповторимое в привычном и банальном, потому что это привычное живет вновь и тревожит:

Но я был взволнован мечтой невозможной,

Чего-то в прошедшем искал я тревожно,

Забытые спрашивал сны...

Можно говорить о нескольких типах поэтических произведений, характерных для Апухтина: стихотворениях элегического плана, романсах, стихотворениях, написанных с явной установкой на декламацию, и стихотворениях, тяготеющих к большой форме - психологической новелле и поэме.

При всем разнообразии и даже противоречивости черт, которыми отмечены апухтинские стихотворения элегического плана, в них можно увидеть особенность, которая объединяет эти произведения с глубинной традицией жанра. Оттолкнувшись от конкретных, порой "сиюминутных" переживаний и наблюдений (ночной шум моря, шелест осенних листьев, свет падающей звезды), поэтическая мысль взмывает и легко уходит на высоту общечеловеческих по своему смыслу мотивов: неизбежное угасание под давлением времени чувств, власть безжалостной судьбы, неотвратимость смерти. В лучших вещах Апухтину (в этом сказался опыт предшествующей поэзии, прежде всего - Пушкина) удавалось достичь не только органичного и сбалансированного сочетания "сиюминутного" и "вечного", но и точного раскрытия эмоционального мира, психологии героя.

Апухтин охотно использует в своих стихотворениях поэтизмы, иногда он вводит в текст целые блоки освященных традицией образов.

Довольно часто у Апухтина поэтизмы, традиционные образы соседствуют с контрастными штрихами, разговорными оборотами речи. Сочетание таких разностилевых элементов - одна из главных отличительных особенностей художественной системы Апухтина.

Не знали те глаза, что ищут их другие,

Что молят жалости они,

Глаза печальные, усталые, сухие,

Как в хатах зимние огни!

("В театре")

Сравнение, которым заканчивается стихотворение, оказывается таким ярким и запоминающимся потому, что оно возникает на фоне традиционных, привычных образов.

Один из постоянных мотивов Апухтина - да и других поэтов тех лет - страдание. О постоянном и неизбывном страдании он начал писать еще в юности.

Я так страдал, я столько слез

Таил во тьме ночей безгласных,

Я столько молча перенес

Обид, тяжелых и напрасных;

Я так измучен, оглушен

Всей жизнью, дикой и нестройной...

("Какое горе ждет меня?", 1859)

Одно из самых известных произведений Апухтина - "Сумасшедший". В русской литературе (от Пушкина до Чехова) сумасшествие героя мотивировалось по-разному - чаще всего столкновением с роковыми силами или социальными причинами. У Апухтина объяснение переводится в психологическую, точнее натуралистическую плоскость: виноват не рок, не жестокая жизнь, а дурная наследственность.

Но все-таки... за что? В чем наше преступленье?

Что дед мой болен был, что болен был отец,

Что этим призраком меня пугали с детства,-

Так что ж из этого? Я мог же, наконец.

Не получить проклятого наследства!..

Страдание в художественном мире Апухтина - это знак живой жизни. Насыщенное страстями существование ("Кто так устроил, что страсти могучи?") обрекает человека на страдание. Но отсутствие страстей и, следовательно, страдания - признак омертвелой, механистичной жизни.

Бьются ровно наши груди,

Одиноки вечера...

Что за небо, что за люди,

Что за скучная пора!?

("Глянь, как тускло и бесплодно...")

В описании цепенеющей, исчерпавшей себя жизни появляется у Апухтина образ "живого мертвеца". Он встречался в русской поэзии и ранее. Но показательным оказывается не совпадение, а отличие в толковании образа. Так, если у Полежаева "живой мертвец" - герой, "проклятый небом раздраженным", который противостоит всему земному демоническою силой, то у Апухтина - это человек, утративший земные чувства: способность любить и страдать.

И опять побреду я живым мертвецом...

Я не знаю, что правдою будет, что сном!

("На Новый год")

Театр - постоянная тема Апухтина, ей посвящен целый ряд его стихотворений: "В театре" ("Часто, наскучив игрой бесталанною..."), "М-me Вольнис", "Мы на сцене играли с тобой...", "Мне было весело вчера на сцене шумной...", "Актеры", "В театре" ("Покинутый тобой, один в толпе бездушной..."), "Публика (Во время представления Росси)". В решении этой темы Апухтин использует традиционное сравнение: жизнь есть театр. Мотив лицедейства, маски, театральной игры объединяет поэзию и прозу Апухтина. Стихотворение "Актеры" построено на уподоблении жизни театру. Но не тому театру, где, как потом скажет Блок, от "истины ходячей" всем станет "больно и светло" ("Балаган"), а театру как лицедейству, когда за внешней праздничностью скрывают убогую и безнравственную суть жизни. Дело для Апухтина не только в том, что маска, игра какой-то роли - признак лицемерия, неискренности. Для писателя не менее важен другой смысл мотива: человек в маске проживает не свою, чужую жизнь.

Вот вышли молча и дрожим,

Но оправляемся мы скоро

И с чувством роли говорим,

Украдкой глядя на суфлёра.

("Актеры")

Лирический герой Апухтина больше всего мучается одним - загадкой любви. В лирическом мире Апухтина - это главный вопрос жизни. Недаром известный критик рубежа веков А. Л. Волынский назвал свою статью об Апухтине "Певец любви".

Любовь у Апухтина таинственна, стихийна и дисгармонична.

Она меня лишила веры

И вдохновение зажгла,

Дала мне счастие без меры

И слезы, слезы без числа.

("Любовь")

Очень часто любовь у Апухтина это - говоря тютчевским языком - "поединок роковой". Точнее, Апухтин очень подробно, психологически убедительно раскрывает отношения, которые можно назвать завершившимся поединком, потому что один из двоих (чаще "он", реже "она") оказался в роли побежденного, подчиненного, зависимого:

Не званная, любовь войдет в твой тихий дом,

Наполнит дни твои блаженством и слезами

И сделает тебя героем и... рабом.

("Когда в объятиях продажных замирая...")

Апухтин охотно прослеживает развитие чувства, когда зависимость от другого человека оборачивается утратой воли, рабским подчинением. Но даже в этих мучительных и для постороннего глаза унизительных отношениях герой Апухтина может находить и находит радость. Вот удивительное по своей емкости и убедительности выражение этого чувства (на сей раз речь идет о женщине):

Она отдаст последний грош,

Чтоб быть твоей рабой, служанкой,

Иль верным псом твоим -- Дианкой,

Которую ласкаешь ты и бьешь!

("Письмо")

Может быть, самое существенное в том, что и такая любовь в мире Апухтина не может унизить человека. Любовь у него всегда - знак живой души, души, поднятой над обыденностью.

Стилистическая и интонационная неоднородность сюжетных вещей Апухтина приводила к тому, что композиторы часто брали для своих музыкальных произведений лишь отдельные части стихотворных текстов поэта, вычленяя относительно самостоятельные лирические мотивы. Но в этой жанровой неоднородности, в сочетании эпического и лирического начала - своеобразие и притягательность сюжетных стихотворений и поэм Апухтина.

Культуроведы.

"Апухтин "не забыт" главным образом благодаря музыкальной интерпретации Чайковского, Рахманинова, Аренского, Глиэра", - писал музыковед В. В. Яковлев. Основания для такого вывода у него были. Широкий читатель знает Апухтина прежде всего как автора стихотворений, ставших популярными романсами: "Ночи безумные, ночи бессонные...", "Пара гнедых", "Разбитая ваза", "Астрам". Положенные на музыку произведения Апухтина как бы заслонили все остальное, что он написал.

Кроме того, однокашником Апухтина по училищу правоведения был и П. И. Чайковский, с которым они очень подружились. Вспоминая годы, проведенные в училище, Апухтин написал в стихотворении "П. Чайковскому":

Ты помнишь, как, забившись в "музыкальной",

Забыв училище и мир.

Мечтали мы о славе идеальной...

Искусство было наш кумир.

И жизнь для нас была обвеяна мечтами.

Позднее Чайковский создал несколько ставших известными музыкальных произведений на слова Апухтина: "День ли царит, тишина ли ночная...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета...", "Ночи безумные...", "Забыть так скоро...". Всего Чайковский написал 6 романсов на стихи Апухтина: «Кто идет (1860, не сохранился), «Забыть так скоро» (1870), «Он так меня любил» (1875), «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875), «День ли царит» (1880), «Ночи безумные» (1886).

«Ночи безумные, ночи бессонные» - является классическим образцом русского романса.

Вопросы:

  1. Как вы понимаете понятие эпоха «безвременья? (Эпоха «безвременья» относилась к 1880-ым годам, когда происходили ретроградный правительственный курс Александра III, кризис народничества, разногласия в демократической среде, резкий спад общественной активности).

  2. Как воспринималась эпоха «безвременья А.Н. А пухтиным? (Эпоха «безвременья» воспринималась А.Н. Апухтиным как ущербная, «глухая», враждебная идеалу).

  3. В поэме Апухтина «Год в монастыре» встречаются: 1) мотив бегства из монастыря; 2) иноки находят больного, бесчувственного послушника и приносят его в келью; 3) в сновиденческом бреду он будто бы лежит на дне глубокого водоема, над ним ходят волны и звучит песня, начинающаяся словами: «Дитя мое…». Влияние какого автора вы обнаруживаете в этой поэме? (В этой поэме сказывается влияние А.С. Пушкина, сходство с поэмой «Мцыри»).

Третья группа - И.З. Суриков. Теоретики.

Иван Захарович Суриков родился 25 марта (6 апреля) 1841 года в семье оброчных крепостных крестьян деревеньки Новоселово, Угличского уезда, Ярославской губернии в Юхотьской вотчине графа Шереметева. В это время его отец работал приказчиком в овощных погребах в Москве, позже, с 1849 года, он открыл овощную торговлю и перевез из деревни жену и сына в Москву.

Суриков не получил никакого школьного образования. Для овладения грамотой и счетом отец отдал мальчика на обучение двум сестрам-начетчицам. Мальчик научился у них за два года не только грамоте, но и пристрастился к чтению стихов. Помогая отцу в лавке, урывками, по вечерам и воскресеньям, он продолжал, не взирая на окрики и побои отца, знакомиться со стихотворениями Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Шевченко, Некрасова, Никитина, Майкова и других.

Особенно сильное впечатление произвела на Сурикова поэзия Кольцова, которая разбудила в нем страсть к поэтическому творчеству. Юноша Суриков находил много общего в своей личной судьбе с переживаниями и условиями жизни Кольцова.

В начале 1860-х поэт А. Н. Плещеев помог молодому Сурикову опубликовать его стихи в журнале «Развлечение», затем последовали публикации в таких изданиях, как «Воскресный досуг», «Иллюстрированная газета», «Дело», «Отечественные записки», «Семья и школа», «Воспитание и обучение».

В 1860 г. Суриков женился на бедной девушке-сироте М. Н. Ермаковой.

В середине 1860-х Суриков порывает с работой в лавке отца, который к тому времени вступил во второй брак. Молодой поэт начинает работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком, но не добивается успеха и оказывается вынужденным вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

В 1871 г. у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. Спустя несколько лет его избирают членом Общества любителей российской словесности. В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого - помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам.

Мелочная торговля древесным углем и старым железом, которой занимался Суриков почти двадцать лет, требовала от него большой затраты физических сил, а обеспечивала лишь минимум средств к существованию. Постоянные лишения и нужда, тяжелые условия работы надломили преждевременно силы поэта. В 1878-1879 годах он пытается восстановить здоровье кумысным лечением в самарских степях, осенью 1879 года выезжает на Южный берег Крыма. Литературный фонд, узнав о тяжелом состоянии здоровья поэта, дал ему деньги на лечение. Но его уже нельзя было спасти.

24 апреля (6 мая) 1880 года в возрасте 39 лет Суриков умер от туберкулеза легких.

Литературоведы.

В своих ранних произведениях, являющихся подражанием Кольцову и Шевченко, Суриков пользуется свободной формой короткого нерифмованного или полурифмованного четверостишия. Он черпает словесные богатства и образы из одного общего с Кольцовым источника - народного поэтического творчества и непосредственных наблюдений народной жизни. Однако круг этих наблюдений ограничен узкими рамками семейно-бытовой обстановки и мещанско-ремесленной среды, что видно из таких его стихотворений, как «Из бедной жизни», «Бедняк», «Покойница», «Тихо тощая лошадка», «Могила» и ряд других стихотворений. Книжное влияние на поэта заметно в произведениях на романтические сюжеты («Что удалый молодец...», «Удалой», «Часовой», «В дороге», «Мороз» и другие), а также в поэтических зарисовках явлений природы («Утро в деревне», «Солнце утомилось...», «Занялася заря», «Ночью», «За окном бушует ветер»…).

Суриков истинно народный поэт. По своему содержанию стихотворения Сурикова - это поэзия любви трудящемуся человеку, к народу, поэзия сочувствия и сострадания. Основная ее тема - «бездольная жизнь» бедняка.

С любовью и теплом описывает поэт картины детства - «Детство» («Вот моя деревня…»), «В ночном». Впоследствии Суриков часто будет вспоминать то беззаботное время.

Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая детские годы. Детские годы - это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков. Лирический герой ярко вспоминает свое детство. Он рассказывает о том, как было весело, интересно и никаких забот. Дети только и знали, как кататься на санках с друзьями, смеяться от души.

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Дома все заняты своими делами.

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

И хорошо и светло на душе у героя. Ребенок слушает сказку про Жар-птицу и засыпает.

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал.

Слушаю я сказку -

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке...

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

Во сне ему снятся «чудные края», жар-птица и цветущий сад.

И во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич -

Это будто я.

Вот передо мною

Чудный сад цветёт;

В том саду большое

Дерево растёт.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица

Точно жар горит;

Во сне он совершает подвиг - ловит жар-птицу.

Таким образом, детство изображается как самое счастливое, веселое время, когда не омрачают ни горе, ни беда и окружают родные и близкие люди.

"Весело текли вы, детские года.
Вас не омрачали горе и беда".

Так же набрасывает он картины природы, рисует крестьян, на какой - то срок вырвавшихся из круга привычных треволнений и обид и оказавшихся лицом к лицу с природой или песней, - «Зима» («Белый снег пушистый…»), «В Украйне» и др.

Тема стихотворения «Зима» - наступление зимы. Главная идея - радость от встречи с зимой.

Описываются различные образы этого времени года: «солнца мало», «снег кружится», «лес заснул», « поле забелело», « дни коротки». Стихотворение звучит размеренно, неторопливо, спокойно. Автор созерцает, любуется, живет вместе с природой.

Мы можем почувствовать теплоту и любовь автора к зиме:

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

В стихотворении также говорится о крестьянах, которые с радостью встречают приход зимы, дети строят снежные горы, взрослые укрывают дома от стужи, чтобы холодный ветер не проникал сквозь щели. И теперь зима не страшна для них.

Труженик-крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер

Не проник сквозь щели,

Не надули б снега

Вьюги и метели.

Он теперь покоен -

Всё кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой мороз, сердитый.

Поэт не раз возвращался в своем творчестве к теме родной природы, крестьянской жизни. В родных местах он отдыхал душою, она давала ему силы для дальнейшего творчества.

В 1872 году в Москве вышел сборник произведений писателей-самоучек «Рассвет». Самое тяготение людей из трудового народа к выражению с помощью печатного слова своего внутреннего мира, их стремление к художественному брожению условий своей жизни свидетельствует о пробуждении народа, о его желании осознать смысл своей жизни, найти путь к освобождению.

Иван Захарович явился вдохновителем, редактором-организатором этого сборника.

Именно в произведениях автора популярной «Рябины» сильно звучала протестующая социальная нота, определился демократизм и сформировались его взгляды на общественные задачи поэзии. Так в программной декларации, обращенной к поэту И. Родионову, «О счастье и грезах не пой» поэт осознает боевые общественные задачи поэзии. Он говорит о стальном голосе поэта, призванного петь о страданиях бедняков, будить сердца людей, звать их на борьбу:

Я верю, уж близко то время, к нему мы идем,

Когда не для праздных и бар,

Для забав иль утех -

Обиженным песнью внушим мы подъем.

Не шепотом робким,

Но громким для всех -

Ту песнь запоем!

Таким образом, стихи Сурикова проникали во все слои общества и пробуждали самые сокровенные струны в людских сердцах. Извилистый след песенных суриковских строк бежит от поколения к поколению.

Культуроведы.

Музыкальность суриковского стихового строя привлекала композиторов. «Малороссийская песня» стала романсом «Я ли в поле да не травушка была…» у П.И. Чайковского, переложившего на музыку также его стихотворения «Солнце утомилось…», «Рассвет», «Ласточка». Известны многие романсы Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Даргомыжского «Лихорадушка», А.П. Бородина «Не грусти, что листья с дерева валятся…», Ц.А. Кюи «Засветилась вдали, загорелась заря…», А.И. Гречанинова «В зареве огнистом…».

Суриковская «Рябина» («Что шумишь, качаясь, тонкая рябина») стала песней, любимой народом. Впервые после Октября она прозвучала в исполнении ивановских ткачих в тридцатые годы.

Пользуется до сих пор огромной популярностью другая песня Сурикова «В степи» (в фольклоре: «Степь да степь кругом»). Создана она была поэтом на основе ямщицкой песни «Ах ты, степь моя, степь Моздокская». Поется эта песня и в городе и в деревне. Входит она и в концертные программы, исполняется по радио, но в фольклорной редакции. Вместо слов «Снег да снег кругом» в народном варианте поется «Степь да степь кругом». Устранены отдельные выражения, не свойственные народному песенному языку: «Кстати ей еще не забудь сказать», «неразумных слов, прежней грубости». Есть такая творческая шлифовка и в других суриковских песнях.

Вопросы:

  1. Назовите основные и направляющие тенденции поэзии И.З. Сурикова. (Основными и направляющими тенденциями поэзии И.З. Сурикова были демократические тенденции).

  2. Объясните, почему И.З. Суриков занимал позицию «певца тоски и горя»? (И.З. Суриков занимал позицию «певца тоски и горя», потому что в его творчестве была отражена горькая доля народных масс, изображены отчаяния, вызванные тяготами народной судьбы).

  3. В чем заключалась особенность поэзии И.З. Сурикова? (Особенность поэзии И.З. Сурикова заключалась в правдивости и искренности стихов, в их простоте и близости к природе народного поэтического творчества).

Выводы:

Л.Н. Трефолев, А.Н. Апухтин, И.З. Суриков развивали мысль о праве подлинного поэта на критическое отношение к окружающей действительности, о необходимости для него откликаться живо и быстро на запросы современности, быть твердым в своих убеждениях.

Домашнее задание:

Напишите сочинение не менее одной страницы на тему: «Музыка, которая способна отразить силу поэтического слова».

© 2010-2022