Брошюры в помощь учителю

Данные брошюры являются помощниками учителей русского языка по использованию заданий по подготовке к ВОУД, заданиям на развитие функциональной грамотности. В сборниках представлены тестовые задания, компетентностно - ориентированное задания. Представлен сборник по теме самообразования учителя. В него вошли внеклассные мероприятия по теме "духовно - нравственное воспитание школьников" Предложены различные формы проведения внеклассных мероприятий.  Брошюра УМК включает в себя программный материал ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 22 орта мектеп» ММ

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»


Өз бетінше білім алу

бойынша әзірлемелер

жинағы

Сборник разработок по теме самообразования

«Воспитание нравственного начала в ученике»


7 сынып

7 класс











Құрастырушы

Составитель:Климченко С.А.

Жумыс өтілі:

Стаж работы: 23 года

Квалификациялық категория: СВУК высшей категории

Квалификационная категория:





Пояснительная записка.

В наше сложное время потеря духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Данное пособие представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в конкурентном мире.




«Самого главного глазами не увидишь, зорко одно только сердце» А. де Сент - Экзюпери


«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками. И есть - опережающие время, до которых надо ещё тянуться…» К таким писателям относится и Андрей Платонович Платонов. Самобытность его произведений, глубокое проникновение в психологию человека, важность затягиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. Платонова особенно интересными для современного читателя. Каждое из них имеет глубокий философский смысл.
^ Цель мероприятия : знакомство школьников с творчеством писателя, комментированное чтение и анализ произведения; развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма, уважение к человеку.

^ Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, выставка произведений писателя, иллюстрации Юлии Горчаковой к рассказу.

Эпиграф урока: «Спешите делать добро, пока не стало поздно»

(Ф.П. Гааз).

Знакомство с биографией А.Платонова.

Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестёр, и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.

Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев» - разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром. Он прошёл суровую школу труда, на своей спине испытал, «почем фунт лиха», и всё это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудиться над изобретениями. В это время, то есть в 15-16 лет, он впервые пробует свои силы и в поэзии. Серьёзно, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронёс через всю жизнь.

В тяжелые для народа 20-е годы Андрей Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далёкие степные сёла. Голодал со всеми, как все, работал, не покладая рук.

В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства в Воронежской и Тамбовской губерниях. В 1927 году он переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе.

Скоро А. Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма.

Работа с текстом

Словарная работа.

- Дома вы читали рассказ «Юшка». Чтобы понять его глубоко, важно разбираться в таких понятиях, как сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм. Надо знать и смысл таких слов, как блаженный, сокровенный, кроткий, смирный. Каждый из вас получил листочек с этими словами, я просила вас поработать с толковым словарем и выписать их значение.

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, пробуждённое горем, несчастьем другого человека.

Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить из сострадания, человеколюбия; милосердный - человек, проявляющий милосердие.

Гуманизм - человечность в отношении к людям; гуманный - направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

Блаженный - 1) в высшей степени счастливый, 2) юродивый - чудаковатый помешенный или безумец, обладающий даром прорицания.

Сокровенный - 1)нечто сокрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким. 2) сокровище - большая ценность.

Кроткий - незлобивый, покорный, смирный.

Смирный - покорный, тихий, спокойный.

Учащиеся объясняют значения слов.

- Есть ли среди них синонимы? (Сочувствие - сострадание, кроткий - смирный)

Чтение и анализ рассказа Юшка».

Читаем немало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время …» до слов «…вон и Юшка уже спать пошёл»).

- Каким человеком предстает перед нами Юшка в начале произведения? («Старый на вид, … мал ростом, худ, бедно одет»).

- Где жил и работал Юшка? (В кузнице при большой московской дороге).

Прочитывается эпизод Юшка и дети».

- Как дети относились к Юшке? Как Юшка реагировал на жесткость детей?

(«Странный», «чудной» человек терпит от детей многочисленные обиды , часто жесткие и злые, но он никогда не гневается, не сердится, напротив, своих же обидчиков и жалеет. Да и как же их не жалеть, если это дети, в чьи чистые открытые сердца уже брошены семена ненависти и озлобления. И эти смена в детских сердцах дали свои страшные всходы. Дети больше всех обежали беззащитного, любящего их Юшку. Они хотели, чтобы тот на них разозлился, а он молчал, не отвечал детям, не трогал их. И только когда дети делали слишком больно, он говорил им: «Чего, вы родные мои, чего вы маленькие!... Вы, должно быть, любите меня! От чего я вам всем нужен? … Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землёй попали, я не вижу». Но дети по-прежнему толкали его, смеялись над Юшкой. Они радовались тому, что можно сделать с ним, что хочешь, а он им ничего не делает).

- Почему Юшка верит, что дети любят его? («Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Зло для детей - источник радости и веселья, дети ждут зла в ответ на их зло, это для них - норма жизни).

Читается эпизод «Юшка и односельчане».

- Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? («У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»).

- Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан? Почему он их желает?

(Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжело жить людям, им хотелось быть полезными и нужными, но где-то в глубине душ они чувствовали, что разменяли , растратили свои душевные качества, что они никогда уже не ощутят полноты счастья и радости. Злые, жесткие односельчане не могут простить Юшке того, что он понимает их, жалеет их, и слепо мстят за свою пустую душу блаженному Юшке. Мстят за то, что он, бедный, увечный, больной, оказывается среди них счастливым.

«Юшка жалел обидчиков за душевную слепоту, за их жесткое сердце, а не за зло, которое причиняли ему. Юшка понимал, что людям просто некуда приложить свои разум, силу. Люди умеют работать, а радоваться жизни не умеют»).

- Как вы понимаете слова героя: «Они меня без памяти любят…Сердце в людях бывает слепое?» (Юшка считает, что люди не дают отчёта своим чувствам. Они здоровые, зрячие, но сердце их слепое, то есть не откликается на радость, боль другого. Автор использует антитезу «зрячие со слепыми сердцами», которая помогает понять контраст между главным героем и окружающими его).

- Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогало Юшке жить? (Забота о девочке -сироте, умение сострадать людям, видеть красоту мира).

Читаем отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «шёл весело дальше, как здоровый человек».

- Как вы можете прокомментировать эти слова? (Герой рассказа тонко чувствует и любит природу. Он понимает то, что не видят и не замечают остальные. Оставшись наедине с природой, Юшка «целовал цветы», «гладил кору на деревьях», «чувствовал себя счастливым, здоровым человеком»).

- Обратимся к эпизоду «Весёлый прохожий и Юшка». Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки?

- Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? (Да, душевная чёрствость прохожего стоила герою жизни. Умирает Юшка, обиженный жесткостью людей, их равнодушием, погибает, как цветок, растоптанный бездушным человеком).

- Почему людям без Юшки стало грустно жить? («Однако без Юшки людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»). - Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? (Да, это Юшка). В чём проявлялось его любовь? (Юшка доброжелательно относился к односельчанам, их детм, не отвечал жесткостью на зло, он воспитал девочку-сироту, отказывая себе во многом, выучил её. Это добро дало щедрые плоды. Девочка-сирота, «окончив учение на врача», приехала, чтобы лечить людей).

- Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки?» («Много лет она работала в больнице для чахоточных», «ни с кого не брала платы за свой труд», «весь день лечила и утешала людей, не утомлялась утолять страдания, отдаляя смерть от слабевших людей», как Ефим Дмитриевич, которого все называли блаженным Юшкой, она несла людям милосердие и сострадание).

- Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?

^ Работа с эпиграфом урока.
«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз).

- Как вы думаете, подходят слова доктора Газа для эпиграфа к нашему уроку? Почему?
- Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия?
Выразительное чтение стихотворения А.Яшина «спешите делать добрые дела…».
- Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова?
- Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонов «Юшка»? (Произведение вызывает жалости к Юшке; поражает бездушие, чёрствость односельчан к помощнику кузнеца; запомнилось чуткое сердце маленького, незаметного человека).
- Над чем писатель заставил задуматься? (Автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, видеть хорошее в любом человеке, убеждает в том, что любой человек неповторим. Юшка говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже нельзя».)

- Кому из вас хотелось в конце урока сказать герою произведения «Прости нас, Юшка!»




Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека

Цели мероприятия:

  • Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу.

  • Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; определять роль пейзажа, внешности; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.

  • Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся; воспитывать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.

Оборудование: художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»; презентация на мультимедийной установке, выставка книг, толковые словари.

...Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.

Альберт Швейцер.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя

- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не по-теряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям. Тема нашего урока: «Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека». (Тему дети записывают в тетрадь, читают и объясняют смысл эпиграфа.)

II Слово о писателе.

Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку».
В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году.

С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем.
В 26 лет окончил юридический факультет Московского университета. Андреев собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание, как талантливый репортер, через два месяца он перешел в газету «Курьер». Так началась литературная деятельность Андреева: он пишет репортажи, фельетоны, очерки.

Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), напечатанный в «Курьере», понравился читателям и привел в восторг Горького.

Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью, например сюжет рассказа «Петька на даче» (1899). В 1889-1899 годах появляются новые рассказы, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых показан интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. Успех писателя был огромен, особенно среди молодежи. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность - рассказ «Город» (1902).

В 1904 году, в период начала русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха.

Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.
Его сомнения отразились в его творчестве - пьеса «К звездам», рассказ «Так было».

В 1910-е годы ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием. Последнее крупное произведение, написанное под влиянием мировой войны и революции, - «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он понимает, что революция породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечного приступа в деревне Нейвола в Финляндии.

III. Работа с выставкой книг

- Теме «животные и люди» посвящены многие произведения русской литературы. Назовите, какие произведения, посвященные собаке, вы читали? ( Дети вспоминают «Муму» И. С. Тургенева, «Белый пудель» Куприна, «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского, «Каштанку» А.П.Чехова, «Бешеная собака», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Булька» Л.Толстого» и др.)
- Все названные вами произведения и книги, подобранные на выставку, посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой? (Человек - часть живого мира, человек и животные равны, беда животного исходит от человека. Нужно всегда помнить об огромной ответственности перед живым существом, которое решил обогреть, дарить счастье до конца.)
- Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)
- Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

IV. Словарная работа

- В ходе нашей беседы звучат слова: сострадание, бессердечие, нравственность. Что они означают? (Дети дают определения сами, а потом зачитывают по толковому словарю.)

V. Анализ произведения

- Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?
- Какова тема рассказа? (Тему определяет заголовок рассказа: история взаимоотношения собаки и людей. Кусака - имя, данное собаке людьми.)
- Близка ли эта тема вам?
- Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы её обмануть, предать?
- Какова композиция рассказа «Кусака»? (Кольцевая, первая и пятая части перекликаются между собой.)
- Как можно озаглавить каждую из частей рассказа? (Вместе с учениками составляется план).







1. Работа над первой частью рассказа.

- Кто главный герой рассказа?
- Всегда ли ее так звали?
- Какой предстает Кусака в начале рассказа? (Записываем в левую сторону тетради словесный ряд: никому не принадлежала, не было имени; гонимая голодом, не помня себя от страху, натыкалась, пряталась, зализывала раны, копила злобу, не доверяла, со злобой набрасывалась, злобно ворча, сквозь злобу.)
- Какое ключевое слово выражает отношение между собакой и человеком?

- Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Показ жестокости, бесчеловечности людей.)
- Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста).
- Как появляется человек в 1 части и как «уходит»? (Ребята пересказывают этот эпизод.)
- Почему писатель о нем говорит?
- В чем здесь сходство человека и собаки? (Зачитываем из текста).
- Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему? ( Добрые люди).
- Чем заканчивается 1 часть? (Описание пейзажа зачитываем из текста).
- Какое настроение он у вас вызывает?
- Как описание природы перекликается с описанием Кусаки в первой части? (Зимний пейзаж усиливает чувство одиночества, тоски, неприкаянности, но он не совсем мрачный, в нем есть свет.)

2. Работа над второй частью рассказа

- Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.)
- Какое настроение он вызывает?
- Почему Кусака боялась людей?
- Почему она полюбила Лелю?
- Какие слова становятся ключевыми и вытесняют из души собаки злобу? (Зачитываем из текста эпизод, в котором Кусака доверяется людям.)

3. Работа над третьей частью рассказа.

- Какой теперь мы видим Кусаку? ( Записываем в правую сторону тетради словесный ряд: всей…душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть…стала лосниться, как атлас; выбегала, важно осматривала).

- Почему у Кусаки не «выпарился» до конца страх, почему она «ждала побоев»?

4. Работа над четвертой частью рассказа.

- Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.)
- Сопоставьте эти строки и заключительный пейзаж в первой части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие беды.)
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
- Как прощается Леля с Кусакой?
- Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)
- Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

5. Работа над пятой частью рассказа.

(Читаем вслух пятую часть рассказа.)

- Почему собака выла?
- Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)
- Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)
- О чем хотел сказать нам автор в рассказе?
- Одобряет или осуждает он поступок Лели?

Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.

«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили».

(по повести-сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

1. (Звучит песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц».

На фоне музыки презентация - фотографии звёзд и др.)

- Ведь если звёзды зажигают,

значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И М.п. задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

Задумались... Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...»

Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек - французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный М.п.

2. Вы помните, что 7-он планетой, где побывал М.п. была Земля.

- Где оказался М.П., попав на Землю? (пустыня)

- Что поразило его здесь? Почему он думает, взобравшись на высокую гору: «Какая странная планета!»

(его поразило, какая она некрасивая, вся сухая, в иглах, солёная, здесь не растут цветы, кроме одного «крохотного, невзрачного, о трёх лепестках», здесь нет людей, не с кем поговорить).

- Почему он не чувствовал себя таким покинутым и беззащитным на своей планете?

(он там был не один, ему было с кем поговорить, о ком позаботиться).

- Когда это чувство одиночества и рассеянности ещё больше усилилось?

(когда М.п. увидел сад, полный роз).

- Что испытал М.п., увидев перед собой «5 тысяч точно таких же цветов», что его Роза? Почему он заплакал?

(М.п. испытал разочарование, горечь, обиду - роза обманула его, он думал, что владеет единственным в мире цветком, а их - целый сад. И все красивые, благоухающие).

- Сейчас, глядя на розовый сад, М.п. впервые так ясно понял, как он одинок, он понял, кто

ему нужен. А кто? (друг)

3. - «Вот тут-то и появился Лис».

(Инсценировка эпизода «Встреча и прощание с Лисом», гл. 21)

- Почему вначале так далеки друг от друга Лис и М.п.?

( они незнакомы, чужие)

- Когда они совершили 1-ый шаг навстречу друг другу? Я немного помогу вам:

- Я здесь, - послышался голос под яблоней..

- Кто ты? - спросил М.п. - Какой ты красивый!

Обратите внимание на чувство, с каким М.п. произнёс эти слова. Что сразу понял Лис? (М.п. произнёс эти слова с восхищением, с симпатией. Лис понял, что это существо не обидит его, что ему можно д о в е р и т ь с я, что оно хорошее).

- С чего же начинается дружба?

(с интереса, с симпатии, доверия)

Давайте попробуем сейчас по ходу нашего диалога составить своеобразную «формулу» дружбы.

На доске: Д РУ Ж Б А

Итак, с чего начинается дружба?

(Д О В Е Р И Е, О Т К Р Ы Т 0 С Т Ь)

- И вот Лис начинает доверчиво и искренне открывать М.п. свою душу, говорит о своей мечте. Что начинает разъяснять Лис М.п.?

(Что значит «приручить»)

- А что это значит? Как объясняет это Лис?

(Создать УЗЫ, стать необходимым кому-то).

- Сразу ли понимает М.п. Лиса?

(Нет. 3 раза переспрашивает: «А как это приручить». И только потом задумчиво говорит: «Я начинаю понимать.. .Есть одна роза... наверно, она меня приручила...»)

- Что же ещё важно в дружбе?

(П О Н И М А Н И Е)

Иногда люди говорят и не слышат друг друга, каждый думает о своём. А в дружбе не так: к слову друга прислушиваешься, пытаешься понять. Понимать не так-то просто. Поставь себя на место друга, начни жить его заботами, почувствуй его.

(Вопросы к актёрам: Легко ли сначала было понять характер Лиса? Какой он?

М У Д Р Ы И. Сначала ему было грустно, одиноко, Но потом появился М.п. Он рассказывал ему о своей жизни и ему становилось легче, радостнее на душе.)

- Без чего же ещё невозможна дружба?

(6ез СОЧУВСТВИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ)

- Понимает ли М.п. радости Лиса? В чём они?

(Когда Лис поймает курочку, убежит от охотников, отдыхает по четвергам).

- А Лис, что он понимает о заботах и печалях М.п.?

(Что Роза очень дорога принцу, что он должен вернуться к ней, что ему одиноко и

непривычно здесь.)

- Какую важную истину о бесценности человеческой дружбы говорит Лис?

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает Времени - что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди не имеют друзей».

-Чего ещё нельзя жалеть в дружбе? Что не нужно бояться тратить на друга? (время)

Друг приходит к тебе со своей проблемой, и ты слушаешь и утешаешь его до тех пор, пока ему не станет легче.

- Почему иногда близкие, добрые друзья расходятся? Были ли у вас такие случаи? Из-за чего чаще всего это происходит? Чего не прощает дружба?

(предательства, равнодушия, неумения быть верным другом).

Значит в дружбе важны ещё... ВЕРНОСТЬ и ПРЕДАННОСТЬ.

- Как об этом говорит Лис? ТЕМА!!! «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Ты в ответе не только за свою судьбу, но и несёшь О Т В Е Т С Т В Е Н НОС ТЬ за друга.

- И теперь М.п., глядя на свою Розу, не плачет. Какая истина, благодаря разговорам с Лисом, ему открылась? Что теперь он знает и понимает о своей Розе?

(Его Роза единственная, потому что он отдавал ей всё своё время, «все свои дни», все свои силы - поливал каждый день, накрывал стеклянным колпаком, оберегал от ветра... прислушивался к ней).

- Роза - единственная, потому что М.п. отдавал ей всё своё время и всю свою душу, он трудился, завоёвывая её дружбу и любовь. Значит, дружба - это ещё и что?

(ТРУД ДУШИ).

- И ещё, помните, вначале, после встречи с розами в саду М.П. вздыхает: «Я такой бедный... какой я принц...» А сейчас он так бы сказал? Сейчас он ощущает себя бедным? Что, оказалось, нужно для счастья?

(Можно быть счастливым и богатым, имея всего один цветок, если этот цветок любимый, если ты его приручил. Тогда он наполнит твою душу светом и заполнит сердце.)

4. - Но всё же, для настоящей дружбы и истинной любви и этого мало.

(Инсценировка эпизода «Разговор со Змеёй. Прощание с Лётчиком». Гл. 26.)

- Какое чувство оставляет эта сцена в произведении? (глубокой грусти)

- В самом деле, зачем надо было оставлять Землю? Ведь здесь М.п. нашёл друзей, понял, что значит дружить. Но почему он не может жить рядом с Лётчиком и Лисом? Ему просто необходимо попасть на свою планету.

(М.п. понял, что любит Розу, что она в нём больше нуждается, ждёт его и умирает).

Здесь, на Земле, «миссия» М.п. выполнена. Смотрите, мы говорили, что Лис помог разобраться принцу в своих чувствах, научил его дружбе. Но ведь и М.п. помог Лису. Чем?

(Он помог ему осуществить мечту, чтобы его приручили).

- И теперь Лис счастлив, даже после расставания с М.п. он не будет одинок. Почему?

(Он будет вспоминать о своём друге, приручившем его).

- Маленький принц помог и Лётчику. Как?

(Он давал ему силы выжить. Лётчик искал колодец с водой, чинил двигатель. Они и на расстоянии будут дружить).

-Можно ли, по-вашему, дружить на расстоянии?

(Да. Можно писать письма, думать о человеке, в своих поступках ориентироваться на друга: «А как бы он поступил? Что бы он сказал?»)

- Другу можно простить всё, кроме предательства.

«Знаешь, моя Роза, я за неё в ответе. А она такая слабая и такая простодушная. У неё только есть, что 4 жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира».

Маленький принц понял, что он всегда в ответе за Розу. И он сумел простить ей все прошлые обиды. Он будет и дальше заботиться о своей капризной Розе.

- Так зачем же светятся звёзды? В «Артеке» есть такая хорошая традиция: когда дети разъезжаются, каждый отряд договаривается дома в определённый час смотреть на звёзды. Зачем? Нужна ли такая традиция?

(Наверное, глядя на звёзды в это время, они ощущают тепло друга, общаются с ним).

-Значит, дружба-это ещё и СОПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШ. Хоть ты и далеко, друг, но я думаю о тебе, волнуюсь, как твои дела, не болеешь ли ты, всё ли у тебя в порядке.

Итак, что же такое дружба. Прочитаем нашу импровизированную формулу.

Можно предложить ребятам заглянуть в себя, поразмышлять, какой я друг.

(Какой я друг? Каким бы я хотел видеть своего друга?)

В конце урока прочитаем последнюю главу повести-сказки.

© 2010-2022