"Правописание суффиксов -ИК-; -ЕК-"

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Гласные в суффиксах имен существительных -ек,-ик.

Цель:

Образовательная:

- научить правильно писать слова с орфограммой

«Правописание ек - ик»;

- сформировать умение правильно писать слова с данной

орфограммой;

- научить правильно обозначать орфограмму.

Развивающая:

- развивать логическое мышление (постановка проблемного

вопроса, поиск нужной информации);

- развивать речь учащихся (работа над обогащением речи

школьников, над выразительностью речи);

- уметь строить рассуждения, сравнивать, обобщать;

- развивать память школьников.

Воспитательная:

- вызвать интерес к урокам русского языка;

- развивать культуру речи;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к

родному слову.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: проектор, диафильм.

Методы урока:

- репродуктивный

- информационно- рецептивный

- частично- поисковый или исследовательский.

Форма урока:

- коллективная

- индивидуальная

- работа в группах

Ход урока

Предлагаем начать урок с мультфильма «В стране невыученных уроков».

Ваша задача - внимательно посмотреть фрагмент фильма и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

(показ фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

Итак, произнесите слова, над которыми задумался Витя Перестукин :

ключик, замочек.

Какой звук слышится после Ч в этих словах ? ( И )

- А посмотрите, как у меня написано (ключик, замочек).

- В какой части слова находится орфограмма ? (в суффиксе).

Сформулируйте тему урока. «Правописание суффиксов ЕК и ИК».

Сформулируйте цели урока.

Конкретизирую цель : сегодня мы познакомимся с правописанием суффиксов

ЕК - ИК, сформируем умение правильно писать слова с данной орфограммой,

научимся правильно обозначать орфограмму.

Посмотрите на доску :

И.п, ключИк замочЕк

Р.п. ключИка замочка

- Какую особенность при склонении существительных вы заметили ?

(варианты ответов)

- Что нужно сделать, чтобы определить, какую гласную нужно писать в суффиксе.

- Сформулируйте орфографическое правило.

(варианты) Обобщение учителя.

2. А интересно вам узнать, как сформулировал это правило Витя Перестукин ?

(показ фрагмента мультфильма, где Витя объясняет правописание Е и И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК).

Так правы ли мы и Витя, давайте сравним с формулировкой правила в учебнике.

1. Внимание на доску.

Выпишите только существительные с суффиксами ЕК и ИК

(слова можно набрать на компьютере и прикрепить на доску).

Обозначьте орфограмму. Действуйте по образцу, данному выше:

И.П. ключик замочек

Р.П. ключика замочка

1-й ученик за доской.

Кармашек, плащик, костюмчик, мячик, колокольчик.

Вывод.

2. Предлагаю вашему вниманию отрывок из произведения.

Ваша задача- внимательно его слушать. (Отрывок на слайде)

Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега и г…рело в н…бесной сини косматое со…нце.

Стайка веселых клестов с приятным свистом ра(сс, с)елась на ветках сосны.

Стоишь и любуеш(?)ся, как ловко они вонзают свой кривой клюв…к в шишку.

А в ней лежит ореш…к !

Жила и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголоч…к.

Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый прут…к.

Каждый куст…к радовался нам.

- Является ли прочитанный отрывок текстом ?

- Почему ?

Из этого текста запишем несколько предложений.

ЗАДАНИЕ:

а) найти слова с новой орфограммой, объяснить правописание ЕК и ИК, выделить орфограммы.

«Они вонзают свой кривой клювик в шишку. А в ней лежит орешек !

б) Работа в группах.

Найти в тексте остальные слова с суффиксами ЕК и ИК, объяснить правописание, выделить орфограммы.

Дополнительное задание - графически объяснить орфограммы в выделенных словах.

ЗАДАНИЕ:

Составьте текст, используя слова с новой орфограммой (3- 4 предложения).

самолет…к, карандаш…к, мяч…к, подароч…к, сыноч…к

Творческое задание (вставить слова, подходящие по смыслу)

а) Пирожок лишь разломила да ……………. прикусила.

б) Мальчик поплыл, расталкивая воду коричневым атласным ……………. .

в) Джим устроил на плоту уютный ………………. .

Подведение итога урока.

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании ЕК и ИК

у существительных?

- Что нового узнали?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

Домашнее задание: Выучить правило, составить словарный диктант на изученную орфограмму из 10 слов.



© 2010-2022