Исследовательская работа Сопоставление русских и башкирских фразеологизмов-зоонимов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сопоставление русских и башкирских фразеологизмов-зоонимов.

Ахмерова Ильнара, 11 кл.

ГБОУ Республиканский политехнический лицей интернат, г.Кумертау, р.Башкортостан

Руководители: Икбаева Л.Г

Фразеологический состав русского и башкирского языка структурно и семантически разнообразны, что позволяет рассматривать их с разных позиций. В нашей работе мы рассматриваем фразеологизм (фразеологическую единицу) как номинативную единицу языка, соотносимую со словом

В нашем исследовании рассматриваются лингвокультурологические и семантические свойства фразеологических единиц, имеющих в своей структуре определенный компонент. В данном случае это компонент, восходящий к лексемам-зоонимам, так как именно через сравнение с окружающими его животными человек постигал действительность, постигал самого себя в этой действительности. Такие фразеологизмы представляют большой интерес не только с точки зрения языка, но и с точки зрения философии, истории, культурологии, так как, возникая на основе образного представления о том или ином животном, они наиболее ярко и непосредственно отражают национальную самобытность языка через систему оценочно-образных эталонов.

Актуальность исследования обусловлена неполным изучением в русском и башкирском языках фразеологизмов с компонентом-зоонимом и состоит в том, что на материале фразеологических единиц рассматриваются семантические свойства таких фразеологизмов и анализируются зоофразеосемантические гнезда. являются одним из основных источников культурно-национального наследия русского и башкирского народа.

Объектом изучения стали русские и башкирские фразеологизмы с компонентом-зоонимом.

Цель работы - создание семантической классификации фразеологизмов с компонентом-зоонимом, описание их лингвокультурологических свойств.

Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:

1.составить перечень фразеологических единиц с компонентом-зоонимом, представленных в словарях;

2.рассмотреть лингвокультурологические свойства фразеологизмов с компонентом-зоонимом;

3.раскрыть роль и активность компонентов-зоонимов в образовании исследуемых единиц;

выявить принадлежность фразеологизмов с компонентом-зоонимом к семантико-грамматическим классам;

Материалом исследования послужили русские и башкирские фразеологические единицы с компонентом-зоонимом в словарях.

Практическая значимость исследования определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в преподавании русского и башкирского языка, в школьной практике - на факультативных и кружковых занятиях.

Язык - это путь, по которому человек проникает не только в современную ментальность нации, но и в воззрения древних людей на мир, общество и самих себя. Вся многовековая культура народа отражается в его языке, каждый язык специфичен и уникален, так как по-разному фиксирует и отражает деятельность человека.

Хранителем культурной информации является любой текст, а всякий фразеологизм - это минимальный текст, который и содержит определенную информацию. фразеологический состав языка - это «зеркало, в котором лингвокультурная общность идентифицирует свое национальное самосознание», особенно фразеологизмы как бы навязывают носителям языка особое видение мира, ситуации.

Наиболее ярко ментальность русского и башкирского народа проявляется во фразеологизмах с компонентом-зоонимом. Животные всегда жили рядом с человеком. Домашние животные - это помощник, друг, еда и одежда; дикие животные - это, в первую очередь, пропитание, без которого человек не может обойтись. Кроме того, животные были и мерилом многих человеческих качеств - как физических, так и нравственных. Соответственно, животные (и домашние, и дикие, и птицы, и насекомые) всегда были в центре внимания человека. И это не могло не отразиться и во фразеологизмах русского и башкирского народа. Люди подмечали поведение животных, их повадки и переносили эти свойства на человека, сравнивали поведение животных с поведением людей. При использовании названий животных во фразеологизмах народ чаще был склонен отмечать отрицательные черты, чем положительные.

ВЫВОДЫ:

1. Фразеологические единицы с компонентом-зоонимом участвуют в формировании пяти номинативных классов, при этом представленность их в том или ином классе неодинакова.

2. Формируя предметное значение во фразеологизме, компоненты-зоонимы чаще всего называют лицо, реже абстрактные понятия, группу лиц и время - единичны.

3. Все фразеологизмы, несмотря на общность компонента, имеют свое индивидуальное значение, входят в состав разных семантико-грамматических классов, а следовательно, имеют и различное категориальное значение.


© 2010-2022