Конструк урока по русскому языку на тему Сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструк урока по русскому языку на тему Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.Конструк урока по русскому языку на тему Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.Конструк урока по русскому языку на тему Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.Конструкт урока

Технологическая карта изучения темы


Учебный предмет

русский язык

Учитель

Кузьмина Оксана Александровна

Тип занятия

Изучение нового

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.

Цель урока

1. Обучающая:
обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.

2. Развивающие:
развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.

3. Воспитывающая:
Воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.

Техническое обеспечение

Проектор, компьютер, интерактивная доска

Раздаточный материал к учебному занятию

Тексты, задания по тексту

Форма работы

фронтальная

работа в группах

индивидуальная


Планируемый результат

Предметные умения

- совершенствование видов речевой деятельности расширение и систематизацию научных знаний о языке;

- осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

- формирование навыков проведения анализа текста;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

- приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-усвоение гуманистических традиционных ценностей многонационального российского общества;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатов;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Технология изучения


Этапы урока

Форма работы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Коллективная

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Коллективная

познавательные:

- выполнять анализ; обобщение;

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;



коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


- Прослушайте два текста и определите тему и основную мысль каждого текста. (подробный и сжатый текст.)

- Чем отличатся друг от друга данные тексты?

Постановка вопросов для определения темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Усушают тексты и определяют основную мысль.

Ответы на вопрос.



Совместное определение темы урока.

Изучение нового

Групповая

коллективная

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение; осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.


- Какое изложение называют сжатым?

- А давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в лингвистическом словаре.

- Существует 3 языковых приема сжатия текста:

1. Исключение,

2. Обобщение,

3. Упрощение.

Работа с интерактивной доской.

- Сейчас давайте заполним таблицу. В левой колонке отмечены языковые приемы сжатия текста, вам предстоит заполнить правую колонку.

Ответы на вопрос. Высказывание детей.

Работа в группах со словарями

Ответ на вопрос.





На интерактивной доске обучающиеся соотносят языковой прием сжатия текста и его толкование.

Применение полученных знаний


Групповая

познавательные:

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль

Каждой группе дается 2 текста и варианты их сжатия.

- Определите, какие приемы сжатия использовались.

Работа в группах. Выступление одного человека от группы, другие участники группы могут дополнить ответ.

Физминутка

Коллективная

коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

Выполнение физических упражнений

Этап применения знаний и способов деятельности


Групповая

коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

познавательные:

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Работа с текстом (приложение 1).

- А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.

Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух и определите, какова тема и основная мысль текста?

- Давайте прочитаем первый абзац и определим микротему.

- Попробуйте, используя языковые приемы сжатия текста, сжать первый абзац.

Такая же работа осуществляется со вторым абзацем.

- Над последними двумя микотемами работаете самостоятельно. А затем зачитываете окончательные варианты.

Работа с текстом в группе.



ОМ текста: Книга - самое значительное изобретение за всю историю человечества.

Обучающиеся в группе обсуждают и определяют микротему. Выступление одной группы, другие группы могут дополнить ответ.



Работа в группах


Этап подведения итогов учебного занятия


Коллективная

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Подведение итога урока.

- Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили?

- Достигли ли вы намеченной цели?

Соотносят полученный на уроке результат с планируемым (выполнен ли план урока).




Рефлексия деятельности

Индивидуальная

Регулятивные:

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного.


-Предлагаю оценить свою работу и работу класса на по схеме Шамовой.

Я мы

Дело


Оценивают каждого учащегося - взаимооценка, самооценка

Д/з:

- Написать сжатое изложения, используя прием сжатия текста, указать, какие приемы используются (приложение 2).



Приложение 1

Полный текст

Сжатие текста

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это - книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

Книга - самое значительное изобретение за всю историю человечества. Изобретение телефона, самолета, атомного реактора, овладение электрической энергией стало возможно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

И сегодня книга не утратила своего первостепенного значения. Она остается по-прежнему самым надежным носителем информации - долговечным аккумулятором знаний. Она просвещает людей, делает их добрее.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Многие думают, что изучать книгу можно и устно. Просветитель Кирилл сказал, что услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается из памяти. Слово прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений - всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен.

Именно в книгах люди сохраняли свои наблюдения и мудрость. Наши предки говорили, что ум без книги - птица без крыльев. Ум без книги ограничен.























Приложение 2

Домашнее задание к уроку


Фамилия, имя, отчество ________________________________

Текст изложения

Сжатое изложение

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги - это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.



© 2010-2022