Предложение с однородными членами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе « Предложения с однородными членами»

Цель: дать понятие об однородных членах предложения,

Задачи: 1)научить находить в предложениях однородные члены;

2) развивать умения составлять предложения с однородными членами,

навыки контроля и самоконтроля;

3)воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник «Русский язык», грамзапись «Времена года» П. И. Чайковского, презентация, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы учащихся.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Слайд № 2

  2. Чистописание. Слайд № 3

-Прочитайте слова. Буква, которую сегодня будем писать встречается во всех словах.

Помидор, огурец, яблоко, картофель.

-Продолжите цепочку Оо ОооО

3. Словарная работа.

- Вспомните слова из минутки чистописания. Назовите орфограммы.

- Какое слово в этой записи является лишним и почему?

- Составьте предложение с этими словами, используя обобщающее слово.

4. Развитие речи. «Ситуация успеха».

- Послушайте музыку П.И. Чайковского из цикла « Времена года». Во время прослушивания подумайте, о каком времени года говорится в этом музыкальном произведении, запомните то, что вы представите себе во время прослушивания музыки.

Звучит музыка. ( Октябрь) Слайд № 4

-Выразите свои впечатления.

( Эта музыка осенняя, печальная, спокойная)

-Какие картины природы представили себе?

(Лес, безветренная погода, жёлтая листва на деревьях, медленно падающие листья, мелкий часто падающий дождик)

-Выразите настроение этой музыки в одном предложении.

(Прозвучала медленная, грустная осенняя музыка)

Запись предложения учеником на доске, остальные в тетрадях.

- А теперь посмотрите, какая красивая бывает осень.

Слайд № 5 картина « Ранняя осень».

-Опишите, что вы видите.

(Небо, листья на деревьях, вода в озере, трава на берегу)

-Посмотрите на картину «Перелётные птицы» и скажите, какие птицы улетают в тёплые края? Слайд № 6

(Стрижи, ласточки, журавли, перепела)

- Как изменилась природа поздней осенью? Слайд № 7

(желтеют и опадают листья, трава пожухла и засохла, становится холоднее)

-А теперь внимание- работа по группам.

Первая группа работает с первой картиной и письменно отвечает на вопрос « Какого цвета бывают листья на деревьях?»

-Вторая группа работает со второй картиной и письменно отвечает на вопрос «Какие птицы улетают в тёплые края?»

-Третья группа работает с третьей картиной и отвечает на вопрос «Что произошло с травой поздней осенью?»

Слайд № 8

Учащиеся составляют простые предложения и записывают их на доске.

1 группа Листья бывают жёлтые. Листья бывают зелёные. Листья бывают красные.

2 группа Улетают стрижи. Улетают журавли. Улетают ласточки.

3 группа Трава завяла. Трава пожухла. Трава потемнела.

5. Формулировка учебной задачи.

-Подумайте, как можно сказать о том же самом, но кратко- используя одно предложение.

( Листья бывают жёлтые, зелёные, красные.

Улетают стрижи, журавли, ласточки.

Трава завяла, пожухла, потемнела.)

Запись полученных предложений в тетрадях.

-Произведите синтаксический разбор предложений. Что вы заметили?

(в первом предложении три определения, во втором три подлежащих, в третьем три сказуемых)

_- Покажите связь слов в предложении графически.

( у доски дети рисуют стрелки ) Слайд-схема № 8

6. Решение поставленной задачи.

В русском языке для усиления действий мы повторяем несколько раз слова в одной и той же грамматической форме. Такие слова называются «однородные члены предложения».

6.1 Анализ поставленной задачи.

Задание для каждой группы

- Сформулируйте понятие - какие слова называются однородными.

(работа в группах)

6.2 Выводы:

-Прочитайте свои определения. Это тема нашего урока. Слайд № 9

Предложение с однородными членами.

7. Контрольно-оценочный этап

А) физминутка Слайд № 10

-Я буду называть предложения с однородными членами предложения и без них. Если назову предложение с однородными членами - вы хлопаете. Если услышите предложения без однородных членов- топаете.

На клумбе растут цветы.

На клумбе растут астры, розы, лилии.

Зимой солнце светит редко.

Летом солнце светит и греет.

- Б) Работа с текстом. Слайд № 11

-Прочитайте текст.

-Найдите предложения с однородными членами предложения.

Дедушка и внук шли по лесу. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. Птичка кружилась, пищала и жалостно просила… Дедушка и мальчик даже не коснулись гнезда.

-Спишите последнее предложение, подчеркните однородные подлежащие и однородные сказуемые.

(дети выполняют задание)

-Почему дедушка и внук даже не коснулись гнезда?

В) Самостоятельная работа по вариантам. Слайд № 12

-Составьте и запишите

1 вариант предложение из данных слов

Туч, показалось, но, солнце, скоро, из-за, скрылось.

(Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось)

2 вариант предложение из слов посеребрила, из-за тучи, луна, и, воду, выплыла.

(Луна выплыла из-за тучи и посеребрила воду)

- Прочитайте составленные предложения. Назовите и подчеркните однородные члены предложения. Нарисуйте схемы к полученным предложениям.

8. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- Повторите правило полностью.

-Какие бывают однородные члены предложения?

Вы выполнили много заданий и устали. Скажите, как вы работали на уроке?

-Начните со слов:

- Я сегодня на уроке работал (ответы записываются на доску) Слайд № 13

-Какое предложение у вас получилось?

-Поставьте себе оценку цветом:

5- красный кружок, 4- синий, 3- зелёный. Слайд № 14

9. Домашнее задание. Слайд № 15

-Запишите 5 предложений с однородными членами из художественных произведений.







© 2010-2022