Статья Использование разнообразных способов решения познавательных задач в преподавании литературы в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.А. Киреева,

учитель русского языка и литературы,

Курск, МБОУ «СОШ №59»

Использование разнообразных способов решения познавательных задач в преподавании литературы в старших классах

Современная школа на данном этапе своего развития отошла от главной цели усвоение обучающимися определённой суммы фактов по тому или иному предмету. Объём информации для нашего школьника с каждым днём очень резко и быстро возрастает. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день во всей системе школьного обучения выступает активизация познавательной деятельности обучающихся.

В основе «познавательных задач» кроется термин «познание». «Познание - процесс отражения действительности в психике индивида, результатом которого является новое знание индивида об окружающем мире и о самом себе». «Познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли».1 Совокупность данных психических элементов требуется в обучении литературе. Понятие «познавательная задача» - неновое в мировой педагогике, однако в последнее время оно дополнилось, конкретизировалось и обогатилось новым содержанием в связи с идеей проблемного обучения.

Очень часто в старших класс на уроках литературы учитель использует технологию проблемного обучения. Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала обучающихся, углубление и развертывание всех их способностей. Для этого следует использовать «активные методы», к которым следует отнести опорные схемы, мозговой штурм, коммуникативную атаку. Они помогают продуктивно усваивать учебный материал, проявлять свою индивидуальность в активной и творческой работе.

Например, «коммуникативная атака». Смысл её заключается в том, чтобы на начальном этапе подтолкнуть ребят к тому, чтобы они «влились» в работу. Так, изучая «Пиковую даму» А.С. Пушкина, учитель может спросить у обучающихся:

- А вы когда-нибудь играли в карты? (положительный ответ)

- А могли бы вы предположить, что три карты решили судьбу одного человека?

Такой подход учит слушать и слышать другого человека, уважать его, обогащать личный опыт путём переживания тех или иных ситуаций.

Или изучая лирику М.И. Цветаевой, можно задать такой вопрос:

- Как и каким образом, поэзия М. Цветаевой раскрывает вечные проблемы человеческого бытия, мир человеческих чувств и переживаний?

Эта методика позволяет не только обобщить изученный материал, но и развить познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление, рассмотреть литературу во взаимосвязи с другими видами искусства.

Проблемное обучение в литературе отличается от «не проблемного» не столько изучаемым, материалом, сколько методами и приемами его изучения. Этих методов в современной дидактической литературе выделено пять: 1) объяснительно-иллюстративный, 2) проблемное изложение, 3) репродуктивный, 4) частично-поисковый, или эвристический, 5) исследовательский2. При решении познавательных задач учитель будет пользоваться всеми этими методами, с преобладанием, однако, проблемного изложения, частично-поискового (с эвристической беседой) и исследовательского методов.

В 10 - 11 классах все чаще проявляется готовность обучающихся включиться в нестандартную ситуацию. Поэтому учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой задачи. Эффективными в этом случае являются поисковые и исследовательские методы, при которых школьники ведут самостоятельный поиск и исследование проблемы, творчески применяют и добывают знания.

Знание и творчество - это владение способами действия, в том числе и на основе использования алгоритмов. Так, отвечая на вопрос:

- Почему многие произведения А.С. Пушкина стали романсами? - школьники под влиянием интеграции искусств размышляют о роли великого поэта среди народа.

Метод «Диалог с критиком» позволяет проникнуть в сущность исторического и литературного процесса, анализируя творчество того или иного писателя или поэта.

Предлагаются несколько высказываний из критических статей о лирике С.А. Есенина Е. Винокурова. Работать следует в группах.

  • «Одна из важнейших тем лирики Есенина - тема любви. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность этого чувства».

  • «Три главных состояния определяют всю поэзию Сергея Есенина: это благоговение перед высоким, сострадание к равному себе, презрение к низкому».

В группах проводится обсуждение. Используя частичный литературоведческий анализ стихотворений С.Есенина «Сторона ты моя, сторона!», «Не жалею, не зову, не плачу», «Всё живое особой метой…», обучающиеся вступают в диалог. Школьники аргументируют своё согласие с критическими отзывами и формулируют в виде дополнений и уточнений собственные выводы.

Свои проекты обучающиеся могут представить творчески: в виде презентации («Отголоски античной мифологии»), реферата («Романтизм вчера, сегодня, завтра»), таблицы («Юмор в литературе и телевидении») и т.д.

Решая познавательные задачи, обучающиеся оперируют самостоятельно полученными знаниями, используют их для глубоких доказательств, дополняют и углубляют ответы одноклассников. Большой материал практически изучается самостоятельно. Знания, полученные учениками, очень прочны, глубоко продуманы.

Однако применять познавательные задачи нужно с большим чувством меры, так как в увлечении проблемными заданиями есть опасность, на которую указывает Т. Г. Браже: «Употребляемые в качестве мер активизации процесса обучения, они при повышенной эксплуатации обнаруживают свою искусственно-катализаторскую, «подстегивающую» природу»3 и могут даже мешать литературному развитию обучающихся.

Современному учителю, ежедневно входящему в школьный класс необходимо твердо знать, чего он хочет; понимать, что желание научить своих подопечных зависит не только от наличия знаний у него (хотя это тоже очень важно), сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.

Сегодня есть все основания утверждать, что организация урока с применением современных школьников и новых информационных технологий, где за основу берется познавательный интерес - это уже приближение к формированию познавательной активности обучающихся.

Литература

1.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

2.Браже Т. Г. За живую методическую теорию. «Литература в школе», 1972, №1, с. 52.

3.Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореф. докт. дис. М., 1971, с. 13.

4.Литература в школе, 1974, №5, с. 21.

5.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это?/Методист, №1, 2004г.

6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2004.

Электронный ресурс

murzim.ru›nauka…poznavatelnaya-deyatelnost.html

1murzim.ru›nauka…poznavatelnaya-deyatelnost.html

2Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореф. докт. дис. М., 1971, с. 13.

3 Браже Т. Г. За живую методическую теорию. «Литература в школе», 1972, №1, с. 52.



© 2010-2022