Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (автор учебника А. Д. Шмелёв)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________/Самохина М.В./

Протокол № _____от августа 2015г.


«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ «ООШ с.Михайловка»

_____________/Сидорина Т.А./

« 28 » августа 2015г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ с.Михайловка

_____________/Сидорин В.А./

Приказ № от « 28 » августа 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Самохиной Марины Викторовны

Квалификационная категория - высшая

Русский язык

5 класс

ФГОС





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от « 26 » августа 2015 г.




2015-2016 учебный год

1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 - Министерствово образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения), с учетом Примерной программы по учебным предметам. (Русский язык. 5-9 классы: проект.- 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения), на основе авторской программы по русскому языку 5-9 классы (Савчук Л.О. «Русский язык. 5-9 классы общеобразовательных учреждений. Программа», под ред. Е.Я. Шмелёвой. М.: Вентана-Граф, 2013) .

Программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области. Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на 2 ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования.

Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.

Метапредметные образовательные функции родного язы­ка определяют универсальный, обобщающий характер воздей­ствия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является

  • основой развития мышления, вообра­жения, интеллектуальных и творческих способностей учащих­ся;

  • основой самореализации личности, развития способнос­ти к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;

  • средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы;

  • основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества;

  • основой формирования этических норм поведения ре­бенка в разных жизненных ситуациях;

  • средством развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций мо­ральных норм.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьны­ми предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальней­шем на качество овладения профессиональными навыками.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление род­ного языка как основного средства общения, средства полу­чения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в об­ществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универ­сальными учебными действиями (умения формулировать це­ли деятельности, планировать ее, осуществлять речевой само­контроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информа­цию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять инфор­мационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и за­кономерностях ее функционирования, о стилистических ре­сурсах и основных нормах русского литературного языка; раз­витие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, вида­ми речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обо­гащение активного и потенциального словарного запаса; рас­ширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобре­тенные знания, умения и навыки в процессе речевого обще­ния в учебной деятельности и повседневной жизни.

Структура рабочей программы соответствует структуре примерной программы по русскому языку.

Методические особенности организации учебного процесса строятся на основе коммуникативно-деятельностного, личностно ориентированного подходов к организации материала и построению курса.

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные творческие работы, диктанты, словарные диктанты, тесты, изложения, сочинения. Словарные и текстовые диктанты - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями. Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного под­хода, который обеспечивает формирование и развитие ком­муникативной, языковой и лингвистической (языковедчес­кой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использо­вания языка в жизненно важных для данного возраста сфе­рах и ситуациях общения.i

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компе­тенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогаще­ния словарного запаса и грамматического строя речи уча­щихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знанийо лингвис­тике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осозна­ние родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освое­ние норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнациональ­ного общения; способность объяснять значения слов с наци­онально-культурным компонентом.

В учебнике, на основе которого составлена данная рабочая программа, четко выражены системный подход к изложению теоретических сведений о языке и речи, направленность содержания и выстроены специальные задания на смысловое чтение текстов лингвистического содержания. Предусмотрено освоение учащимися знаний о системе языка, его функциях и роли в успешной организации речевого общения.


3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Базисный учебный план на изучение русского языка в 5 классе основной школы отводит 175 часов (из расчёта 5 учебных часов в неделю).


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Изучение русского языка по данной программе способствует формированию у школьников личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты.

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

в области аудирования и чтения

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

в области говорения и письма:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы идр.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации)

  • умение сравнивать речевые высказывания сточки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованием языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общениях;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основных научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


5. Содержание учебного предмета.

О языке и речи

Речь и речевое общение

Общение - важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога (повествование, описание, рассуждение). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос).

Речевая деятельность

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Аудирование (слушание) и его виды (выборочное, ознакомительное). Чтение. Стратегии ознакомительного, изучающего, поискового способа чтения; приёмы работы с учебной книгой и словарём. Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам. Говорение. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения. Письмо. Подробное и сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста, в том числе с использованием аудиоприложения к учебнику. Особенности написания официального и неофициального письма. Функциональные разновидности языка. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа, спор. Личное письмо. Сфера употребления научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение

Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья. Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление. Изобразительные средства языка художественной литературы

Текст

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста. План текста (простой) как один из видов информационной переработки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности. Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

Система языка

Общие сведения о языке

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Русский язык - язык русской художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения). Система русского литературного языка. Соотношение языка и речи. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия, графика

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Шипящие согласные. Устройство речевого аппарата. Элементы фонетической транскрипции.

Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах и в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения.

Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы), сложение.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа метафоры, метонимии в текстах разных стилей. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Понятие о фразеологизмах. Пословицы, поговорки.

Морфология

Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имен существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило об одушевлённости/неодушевленности А.А. Зализняка. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым.

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Обращение, его функции. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.

Правописание.

Орфография и пунктуация.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных, глаголах. Правописание окончаний в именах существительных, прилагательных; н и нн в отыменных прилагательных.

Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь. Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных, прилагательных, глаголах. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Правописание некоторых предлогов, союзов. Употребление строчной и прописной букв. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные функции знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме

Язык и культура. Культура речи

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки. Лексическое богатство русского языка и культура речи

Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Язык и культура

Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию. Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе.

№ п/п

Содержательные линии

Разделы курса

Количество часов

1.

Формирование коммуникативной компетенции

О языке и речи

12 ч.

2.

Текст

8 ч.

3.

Формирование языковой и лингвистической компетенции

Система языка

81 ч.

Фонетика и графика

Морфемика и словообразование

Лексика

Синтаксис

Морфология

4.

Правописание

37 ч.

5.

Формирование культуроведческой компетенции

Язык и культура. Культура речи

6 ч.

6.

Повторение

14 ч.

Практическая часть

Контрольные работы

8 ч.

Развитие речи

9 ч.

Итого

175 ч.

Темы проектов, исследовательских работ


№ п/п

Тема проектов, исследовательских работ

Сроки реализации

1.

Исследовательский проект «На каких языках говорят жители нашего села» по теме «Родной язык»

2 часа

2.

Прикладной проект «Карточки для словарной работы» по теме «Комплексное повторение материала 1 главы»

2 часа

3.

Исследовательский проект «Диалектные слова, употребляемые жителями нашего села» по теме «Русский литературный язык»

3 часа

4.

Информационный проект «Уровни языка» по теме «Публичное выступление на тему «Система русского литературного языка»

2 часа

5.

Творческий проект «Страничка азбуки» по теме «Комплексное повторение материала 2 главы»

2 часа

6.

Творческий проект «Иллюстрация к словообразовательной паре» по теме «Комплексное повторение материала 3 главы»

2 часа

7.

Информационный проект «Слова - символы» по теме «Лексическое богатство русского языка и культура речи»

4 часа

8.

Информационный проект «Словарь и способ его использования» по теме «Комплексное повторение материала 4 главы»

2 часа

9.

Социальный проект «Как жили мои родственники в годы Великой отечественной войны» по теме «Диалогическая и монологическая речь»

4 часа

10.

Информационный проект «Выдающийся русский художник» по теме «Комплексное повторение материала 5 главы.»

3 часа

11.

Информационный проект «Достопримечательности села» по теме «Прописная буква в именах собственных»

4 часа

12.

Творческий проект «Легенда о…» по теме «Что такое грамматические нормы?»

4 часа

13.

Творческий проект «Страничка книги рекордов» по теме «Употребление имён прилагательных в речи»

4 часа

38 ч - 21%

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

урока

Наименование тем уроков

Виды деятельности обучающихся (универсальные учебные действия)

Дата проведения

План

Корректировка

Глава 1. Наш родной язык


1.

О языке и о речи

Родной язык

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


02.09

Проект №1

2.

Язык и речь

Осознавать роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Иметь представление об основных разделах лингвистики.

Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

03.09

3.

Входная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием

Делать выводы, обобщения, осуществлять самоконтроль и самооценку.

04.09


4.

Система языка

Повторение изученного в начальной школе

Звуки и буквы

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам.

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.

07.09

5.

Состав слова

Осознавать морфему как значимую единицу языка.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы.

08.09

6.

Имя существительное

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного.

Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

09.09

7.

Имя прилагательное

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного.

Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.

10.09

8.

Местоимение

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимений.

Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста.

11.09

9.

Глагол

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола.

Распознавать инфинитив и личные формы глагола.

14.09

10.

Предложение

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

15.09

11.

Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в начальной школе»

Самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

16.09


12.

Правописание.

Орфограммы и орфографические правила

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

17.09

13.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать орфографические нормы в письменной речи.

18.09

14.

Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова

Обладать орфографической зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать орфографические нормы в письменной речи.

21.09

15.

Двойные согласные в корне слова

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать орфографические нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

22.09

16.

Непроизносимые согласные

Обладать орфографической зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать орфографические нормы в письменной речи.

23.09


17.

Текст.

Признаки текста

Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

24.09



18.

Язык и культура. Культура речи.

Культура речи.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения, точно и ясно выражать свою мысль.

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана.

25.09

19.

Обучающее сжатое изложение

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание сжато.

28.09

упр. 100 зад. 4


20.


Повторение

Комплексное повторение материала 1 главы

Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи.

29.09

Проект №2

21.

Контрольный диктант №1 по теме «Правописание. Текст. Язык и культура. Культура речи»

Владеть орфографическими и пунктуационными нормами.

30.09

22.

Анализ контрольного диктанта

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками.

01.10

Глава 2. На каком языке мы говорим


23.

О языке и речи

Общенародный русский язык. Русский литературный язык

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, его красоту, богатство и выразительность.

Определять различие между литературным языком и диалектами, просторечием, профессионализмами, жаргоном.


02.10

Проект №3

24.

Публичное выступление на тему «Система русского литературного языка»

Иметь представление о системе русского литературного языка.

Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

05.10

Проект №4



25.

Система языка

Фонетика

Звуковой состав слов и транскрипция

Овладевать основными понятиями фонетики.

Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи.

06.10

26.

Слог и ударение

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.

Определять место ударного слога.

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

07.10

27.

Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные

Распознавать согласные звуки по звонкости и глухости.

Работать в парах, группах.

08.10

28.

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

Распознавать согласные звуки по твёрдости и мягкости.

09.10

29.

Гласные звуки: ударные и безударные

Распознавать согласные звуки и гласные звуки, ударные и безударные гласные.

Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи.

12.10


30.

Графика

Буквы русского алфавита.

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях.

13.10

31.

Обозначение звука [й']

Осознавать особенность сонорного согласного звука [й'].

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

13.10

32.

Фонетический разбор слова

Производить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.

Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.

14.10


33.

Правописание

Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц

Освоить содержание изученного орфографического правила.

15.10

§ 12 с. 105, 107

34.

Правописание букв ь и ъ

Освоить содержание изученного орфографического правила.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.

16.10

35.

Употребление прописных и строчных букв

Освоить содержание изученного орфографического правила.

Соблюдать орфографические нормы в письменной речи.

19.10


36.

Текст

Тема и основная мысль текста

Знать признаки текста.

Определять тему, основную мысль текста.

20.10

37.

Обучение написанию изложения-повествования

Знать композиционные элементы абзаца текста.

21.10

Упр. 110 з. 3 с.134

38.

Изложение-повествование по данному началу

Создавать собственный текст-повествование по данному началу.

21.10



39.

Язык и культура речи. Культура речи

Нормы русского литературного языка

Иметь представление о нормах русского литературного языка.

Соблюдать нормы произношения.

22.10


40.

Повторение

Комплексное повторение материала 2 главы

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать схемы и таблицы для повторения и обобщения материала.

23.10

Проект №5

41.

Контрольный диктант №2 по темам «Тема и основная мысль текста», «Нормы русского литературного языка»

Применять изученные орфографические правила.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

26.10

Глава 3. Как язык служит для общения

42.

О языке и речи

Разговорная и книжная речь

Иметь представление об основных видах речевой деятельности.

Представлять и передавать информацию с учётом заданных условий общения.

27.10



43.

Система языка

Морфемика

Морфемы - значимые части слова

Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличать морфемы от других значимых единиц языка.

Владеть навыками учебного сотрудничества.

28.10

44.

Образование форм слов

Осознавать роль морфем в процессе образования форм слова.

Сопоставлять форму слова и однокоренное слово.

Объяснять языковые процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм слова.

29.10

45.

Основа слова

Осознавать основу как часть слова, в которой заключено его лексическое значение.

Использовать схематичное обозначение основы и окончания слова.

30.10

46.

Корень слова и однокоренные слова

Осознавать корень слова как его обязательную часть.

Использовать схематичное обозначение корня слова.

Объяснять языковые процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования однокоренных слов.

09.11

47.

Суффиксы

Осознавать суффикс как морфему, которая служит для образования новых слов.

Использовать схематичное обозначение суффикса в слове.

10.11

48.

Приставки

Осознавать приставку как морфему, которая служит для образования новых слов.

Использовать схематичное обозначение приставки в слове.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы.

11.11

49.

Варианты морфем

Членить слово на морфемы; находить чередование в слове.

Использовать морфемный и словообразовательный словари.

12.11


50.

Словообразование

Образование слов с помощью приставок

Образовывать новые слова приставочным способом.

Составлять словообразовательные пары.

13.11

51.

Образование слов с

помощью суффиксов

Образовывать новые слова суффиксальным способом.

Составлять словообразовательные цепочки слов.

16.11

52.

Образование слов способом сложения

Осознавать сложение как способ словообразования.

Различать изученные способы словообразования.

17.11

53.

Морфемный разбор слова

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова.

18.11


54.

Правописание

Корни с чередованием букв а и о. Корни -гар-/-гор-, -зар-/-зор-

Освоить содержание изученного орфографического правила.

Обладать орфографической зоркостью.

19.11

55.

Корень -лаг-/-лож

20.11

56.

Корни -рос-/-раст-/-ращ-, -скак-/-скоч

Освоить содержание изученного орфографического правила.

Соблюдать изученные орфографические правила в письменной речи.

23.11

57.

Беглые гласные

Выделять морфемы с чередованием гласного звука и нуля звука.

Распознавать сильные и слабые позиции звуков.

24.11

58.

Гласные и согласные в приставках

Определять орфограмму в приставке, применять правило написания согласных и гласных в приставках.

Обмениваться знаниями между членами группы для принятия совместных решений.

25.11

§ 15 с.195-197

59.

Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с

Освоить содержание изученного орфографического правила.

Обладать орфографической зоркостью.

26.11


60.

Текст

Строение текста

Знать признаки текста, композиционные элементы абзаца; выделять микротемы текста.

Анализировать языковые средства, использованные автором в тексте.

27.11

61.

План текста

Знать композиционные элементы текста.

Владеть понятиями «тезисный план», «вопросный план».

30.11



62.

Язык и культура. Культура речи.

Речевой этикет

Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

01.12


63.

Повторение

Комплексное повторение материала 3 главы

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать схемы и таблицы для повторения и обобщения материала.

02.12

Проект №6

64.

Контрольная работа №3 по темам «Корни с чередованием букв а и о», «Правописание приставок»

Самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

03.12

65.

Анализ контрольной работы

Анализировать допущенные ошибки.

03.12

Глава 4. В чём заключается богатство языка

66.

О языке и речи

Разновидности русского языка

Иметь представление о функциональных разновидностях языка.

Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.

04.12

67.

Стили литературного языка (общее понятие)

Различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.

Исправлять речевые недочёты.

07.12



68.

Система языка

Лексикология

Слово - основная единица лексикологии

Овладеть основными понятиями лексикологии.

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; различие лексического и грамматического значений слова.

08.12

69.

Способы толкования слова

Объяснять лексическое значение слов различными способами.

09.12

70.

Однозначные и многозначные слова

Различать однозначные и многозначные слова.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей.

10.12

71.

Прямое и переносное значения слова

Различать прямое и переносное значения слова.

Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи.

11.12

72.

Тематические группы слов

Группировать слова по тематическим группам.

14.12

73.

Омонимы

Опознавать омонимы.

Сопоставлять пары омонимов.

Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов.

15.12

74.

Синонимы

Опознавать синонимы.

Сопоставлять синонимы в синонимических цепочках.

Использовать в собственной речи синонимы.

Наблюдать за использованием синонимов в художественных текстах.

16.12

75.

Антонимы

Опознавать омонимы.

Сопоставлять пары антонимов.

Использовать в собственной речи омонимы.

Наблюдать за использованием антонимов в научных текстах.

17.12

76.

Итоговый диктант за первое полугодие.

Осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

18.12

77.

Фразеология

Фразеологизмы

Осознавать основные понятия фразеологии.

Опознавать фразеологические обороты.

Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

21.12

78.

Словари русского языка

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности.

22.12


79.

Правописание

Буква о после шипящих в корне

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

23.12

80.

Буква ё после шипящих в корне

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

24.12

81.

Буквы и и ы в корне после приставок

Освоить содержание изученного орфографического правила

и алгоритм его использования.

25.12


82.

Текст

Типы речи

Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.

28.12

83.

Обучение написанию сочинения-описания по картине

Составлять текст-описание.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

29.12

Упр.104 з.7 с.280



84.

Язык и культура. Культура речи.

Лексическое богатство русского языка и культура речи

Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

11.01

Проект №7


85.

Повторение

Комплексное повторение материала 4 главы. Самостоятельная работа №1 по теме «Лексика и фразеология»

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать схемы и таблицы для повторения и обобщения материала.

Самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

12.01

Проект №8

Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей


86.

О языке и речи

Диалогическая и монологическая речь

Иметь представление о различных видах монолога и диалога.

Различать образцы диалогической и монологической речи.

13.01

Проект №9



87.

Система языка

Синтаксис

Словосочетание и предложение

Понимать различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов.

Распознавать словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании

14.01

88.

Синтаксический разбор словосочетания

Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

15.01

89.

Виды предложений

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений.

18.01

90.

Распространённые и нераспространённые предложения

Разграничивать предложения распространённые и нераспространённые.

19.01

91.

Главные члены предложения

Находить грамматическую основу предложения.

Определять способы выражения подлежащего и сказуемого.

20.01

92.

Сжатое изложение по тексту М.М. Пришвина

Определять главную мысль текста, его микротемы.

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание сжато.

21.01

Упр. 34. с. 36, 37

93.

Второстепенные члены предложения

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.

22.01

94.

Предложения с однородными членами

Опознавать предложения с однородными членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи.

25.01

95.

Предложения с вводными словами

Понимать функции вводных конструкций в речи.

Распознавать вводные конструкции в речи; правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями.

26.01

96.

Предложения с обращениями

Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.

27.01

97.

Синтаксический разбор простого предложения

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

28.01

98.

Подробное изложение по тексту Ю. Збанацкого

Определять главную мысль текста.

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание подробно.

29.01

Упр. 61 з.6 с. 54, 55

99.

Сложное предложение

Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.

01.02

100.

Способы передачи чужой речи

Опознавать основные способы передачи чужой речи.

Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью.

Заменять косвенную речь прямой и наоборот.

02.02


101.

Правописание

Тире между подлежащим и сказуемым

Освоить содержание изученного пунктуационного правила и алгоритм его использования.

03.02

102.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Освоить содержание изученного пунктуационного правила и алгоритм его использования.

Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

04.02

103.

Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

Освоить содержание изученного пунктуационного правила и алгоритм его использования.

Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.

05.02

104.

Знаки препинания в сложном предложении

Освоить содержание изученного пунктуационного правила и алгоритм его использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.

08.02

105.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Освоить содержание изученного пунктуационного правила и алгоритм его использования.

Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.


09.02


106.

Текст

Повествование: рассказ

Знать композиционные элементы текста-повествования.

Создавать и редактировать собственный текст данного типа речи.

10.02

Упр.111 с.91



107.

Язык и культура. Культура речи.

Формы обращения и речевой этикет

Иметь представление об особенностях русского этикета; уместно использовать правила речевого поведения в учебной и повседневной деятельности.

11.02

108.

Повторение

Комплексное повторение материала 5 главы.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать схемы и таблицы для повторения и обобщения материала.

12.02

Проект №10

109.

Контрольный диктант №3 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

15.02

110.

Анализ контрольного диктанта

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками.

16.02

Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь


111.

О языке и речи

Речь устная и письменная

Знать основные особенности устной и письменной речи.

Различать образцы устной и письменной речи.

17.02



112.

Система языка

Морфология

Части речи

Овладеть основными понятиями морфологии.

Осознавать особенности грамматического значения слова, его отличие от лексического значения.

Распознавать самостоятельные и служебные части речи.

18.02


113.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

19.02

114.

Разряды имён существительных

Приводить примеры имён существительных различных разрядов.

22.02

115.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

24.02

116.

Род имён существительных

Определять род имён существительных.

Распознавать имена существительные мужского, женского, мужского, среднего и общего родов.

25.02

117.

Род несклоняемых существительных

Определять род несклоняемых существительных.

Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные.

26.02

118.

Склонение имён существительных

Распознавать существительные разных типов склонения.

Приводить примеры существительных разных типов склонения.

29.02

119.

Число - непостоянный признак имён существительных

Осознавать число существительного как непостоянный признак.

Распознавать существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

01.03

120.

Падеж - непостоянный признак имён существительных

Осознавать падеж существительного как непостоянный признак.

Определять падеж существительных.

02.03

121.

Морфологический разбор имени существительного

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

03.03


122.

Правописание

Прописная буква в именах собственных

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Использовать словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

04.03

Проект №11

123.

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью.

07.03

124.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью.

09.03

125.

Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью.

10.03

126.

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью.

11.03

127.

Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик-

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью.

14.03

128.

Слитное и раздельное написание не с существительными

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью.

15.03


129.

Текст

Тип речи: рассуждение.

Знать композиционные элементы текста-рассуждения.

16.03

Упр. 130 с. 178-179

130.

Сочинение - рассуждение по данному началу

Отбирать языковой материал на определённую тему.

Создавать и редактировать собственный текст-рассуждение.

17.03



131.

Язык и культура. Культура речи.

Что такое грамматические нормы?

Иметь представление об основных нормах русского литературного языка; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

18.03

Проект №12 упр. 151


132.

Повторение

Комплексное повторение материала 6 главы.

Самостоятельная работа №2 по теме «Имя существительное»

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать схемы и таблицы для повторения и обобщения материала.

Самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

21.03

Глава 7. Что такое современный язык


133.

О языке и речи

Современный русский литературный язык

Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

22.03


134.

Система языка

Морфология

Имя прилагательное как часть речи

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

23.03

135.

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Иметь представление о разрядах имён прилагательных.

Распознавать качественные имена прилагательные; приводить соответствующие примеры.

24.03

136.

Относительные прилагательные

Распознавать относительные имена прилагательные; приводить соответствующие примеры.

25.03

137.

Притяжательные прилагательные

Распознавать притяжательные имена прилагательные; приводить соответствующие примеры.

04.04

138.

Полная и краткая форма качественных прилагательных

Распознавать полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры.

Правильно произносить прилагательные в краткой форме.

Определять синтаксическую роль полной и краткой формы.

05.04

139.

Формы степеней сравнения качественных прилагательных

Образовывать степени сравнения имён прилагательных; приводить соответствующие примеры.

06.04

140.

Склонение качественных и относительных прилагательных

Склонять качественные и относительные прилагательные.

07.04

141.

Склонение притяжательных прилагательных

Наблюдать за особенностями склонения притяжательных прилагательных.

08.04

142.

Морфологический разбор имени прилагательного

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

11.04


143.

Правописание

Слитное и раздельное написание не с прилагательными

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью

12.04

144.

О и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью

13.04

145.

Правописание н и нн в прилагательных

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью

14.04

146.

Правописание суффикса -ск-//-к- в прилагательных

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью


15.04


147.

Текст

Типы речи: описание предмета. Обучающее сочинение-описание предмета

Знать композиционные элементы текста-описания.

Создавать и редактировать собственный текст данного типа речи.


18.04



148.

Язык и культура. Культура речи

Употребление имён прилагательных в речи

Употреблять в речи имена прилагательные в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

19.04

Проект №13 с. 249


149.

Повторение

Комплексное повторение материала 7 главы.

Самостоятельная работа №3 по теме: «Имя прилагательное»

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать схемы и таблицы для повторения и обобщения материала.

Самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

20.04

Глава 8. Как язык объединяет людей

150.

О языке и речи

Русский язык - государственный язык Российской Федерации

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства.

21.04



151.

Система языка

Глагол

Глагол как часть речи

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

22.04

152.

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Распознавать инфинитив и личные формы глагола.

25.04

153.

Вид глагола

Осознавать вид глагола как постоянный морфологический признак.

26.04

154.

Переходные и непереходные глаголы

Осознавать переходность глагола как постоянный морфологический признак.

27.04

155.

Возвратные и невозвратные глаголы

Осознавать возвратность глагола как постоянный морфологический признак.

28.04

156.

Определение типа спряжения глаголов

Соотносить личные формы глагола с инфинитивом.

Определять тип спряжения глагола.

29.04

157.

Изменение глаголов по наклонениям

Осознавать наклонение глагола как непостоянный морфологический признак.

02.05

158.

Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении

Осознавать время глагола как непостоянный морфологический признак.

03.05


159.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

Осознавать лицо и число глагола как непостоянный морфологический признак.

04.05

160.

Изменение глаголов по родам и числам в форме прошедшего времени

Осознавать род глагола как непостоянный морфологический признак

05.05

161.

Образование и изменение форм условного наклонения

Наблюдать за особенностями образования и изменения форм условного наклонения.

06.05

162.

Образование и изменение форм повелительного наклонения

Наблюдать за особенностями образования и изменения форм повелительного наклонения.

10.05

163.

Безличные глаголы

Распознавать безличные глаголы.

Иметь представление о безличных предложениях.

11.05

164.

Морфологический разбор глагола

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

12.05


165.

Правописание

Слитное и раздельное написание не с глаголами

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью

13.05

166.

Гласные е и и в корнях с чередованием

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью

16.05

167.

Суффиксы глаголов -ова-//-ева- и -ива-//-ыва-

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью

17.05

168.

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Освоить содержание изученного орфографического правила и алгоритм его использования.

Обладать орфографической зоркостью

18.05


169.

Текст

Типы речи: описание состояния

Создавать собственное описание состояния.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения.

19.05



170.

Язык и культура. Культура речи

Употребление глаголов в речи

Употреблять в речи глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

20.05

171.

Повторение

Комплексное повторение материала 8 главы.

Самостоятельная работа №4 по теме: «Имя прилагательное»

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать схемы и таблицы для повторения и обобщения материала.

23.05

172.

Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе

Самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

24.05

173.

Итоговая контрольная итоговая работа (тестирование)

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать схемы и таблицы для повторения и обобщения материала.

Осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

26.05

174.

Анализ контрольной работы

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками.

27.05

175.

Открытка-поздравление «Пожелание друзьям»

Создавать собственное пожелание друзьям.

Выбирать необходимые языковые средства.

30.05

Упр. 134 с. 317

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

1. Планируемые результаты в области формирования коммуникативной компетенции, культуры речи и культуроведческой компетенции.

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

  • различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в разных ситуациях общения;

  • различать и использовать этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию в ситуациях формального и неформального общения;

  • нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • участвовать в коллективной беседе, аргументировать собственную позицию;

  • характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль научно-популярного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

  • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать явную и избыточную информацию публицистического текста.

Чтение

Обучающийся научится:

  • понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);

  • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками, электронными образовательными ресурсами Интернета;

  • осуществлять анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать структуру таблицы, страницы сайта Интернета, демонстрировать понимание представленной в них информации;

  • определять главную мысль, понимать связи между частями текста, определять намерения автора на основании логических и лингвистических связей между частями текста с частично неизвестной информацией;

  • устанавливать связи между текстом и внешними знаниями, делать простые выводы.

Говорение

Обучающийся научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности;

  • обсуждать и формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

  • извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения изученные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания изученных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • выступать перед аудиторией одноклассников с небольшим сообщением; публично представлять проект;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия коммуникативным целям и сфере общения, нормам речевого общения.

Письмо

Обучающийся научится:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально-культурные, бытовые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой записи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;

  • соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать изученную лексику и фразеологию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять аннотации, тезисы выступления;

  • составлять деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Обучающийся научится:

  • анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;

  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;

  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, тезисы);

  • создавать официально-деловые тексты (деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

  • определять изученные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицистических, официально-деловых текстов, текстов разговорного характера и художественной литературы;

  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • исправлять речевые недостатки, редактировать собственный текст;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением на учебно-научную тему; устным рассказом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать тексты разных сфер употребления с точки зрения специфики использования в них лексических и морфологических средств;

  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров: готовить устное выступление с опорой на текст учебно-научного и публицистического стиля; писать объявление в деловой сфере общения; в бытовой сфере общения создавать устный рассказ с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;

  • различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

  • иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики на основе прослушанных и прочитанных фрагментов текстов.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:


  • проводить фонетический анализ слова;

  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского языка;

  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;

  • объяснить соотношение звука и буквы в слове;

  • использовать знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать сильные и слабые фонетические позиции звуков в слове и их связь с орфографическими правилами;

  • различать правила переноса и слогораздел;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • извлекать необходимую информацию из морфемных словарей и справочников.

Лексикология и Фразеология

Обучающийся научится:

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое или переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;

  • группировать слова по тематическим группам;

  • подбирать к словам синонимы, антонимы;

  • опознавать фразеологические обороты;

  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

  • пользоваться различными видами учебных лингвистических словарей и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного словоупотребления;

  • извлекать необходимую информацию из орфографического, толкового, фразеологического словарей, словарей синонимов, антонимов, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Обучающийся научится:

  • опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастие и деепричастие) и их формы;

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;

  • употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии;

  • различать грамматические омонимы;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

  • употреблять основные синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Культура речи

Обучающийся научится:

  • различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);

  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности речи;

  • использовать нормативные словари и справочники, в том числе мультимедийные, для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Язык и культура

Обучающийся научится:

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи, произведения устного народного творчества, в художественной литературе;

  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать русский речевой этикет и сравнивать его с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература для учителя

Основная

1. Примерная программа по учебным предметам. (Русский язык. 5-9 классы: проект.- 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения)

2. Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5 - 9 классов. Савчук Л.О. Русский язык. 5-9 классы общеобразовательных учреждений. Программа, под ред. Е.Я. Шмелёвой. - М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Учебник «Русский язык»: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. [А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва. - М.: Вентана-Граф, 2013.] Номер по федеральному перечню - ____________________

4. Савчук Л.О. Русский язык: 5 класс: Проектирование учебного курса: органайзер для учителя / Л.О. Савчук, О.В. Донскова. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Дополнительная

1. Березина С.Н. Русский язык в схемах и таблицах / С.Н. Березина, Н.Н. Борисов. - М.: Эксмо, 2013

2. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы/ сост. М.М. Казбек-Казиева. - 7-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2010.

3. Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации. 5 класс. / Под ред. Н.А. Сениной. - Изд. 4-е, перераб. - Ростов н / Д: Легион, 2011.

Литература для учащегося

Основная

1. Учебник «Русский язык»: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. [А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва. - М.: Вентана-Граф, 2013.] Номер по федеральному перечню - ____________________

2. Приложение к учебнику «Русский язык»: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. [А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва. - М.: Вентана-Граф, 2013.]

Дополнительная

1. Березина С.Н. Русский язык в схемах и таблицах / С.Н. Березина, Н.Н. Борисов. - М.: Эксмо, 2013.


Интернет-ресурсы

для учителя:

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

metodist.lbz.ru/iumk/mathematics/er.php - методическая служба

school-collection.edu.ru - каталог для учителя

openclass.ru/collection - База данных элементов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

gramota.ru - всё о русском языке на страницах справочно - информационного портала. Словари онлайн.

prosv.ru - сайт издательства «Вентана-Граф»

vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения


для учеников:

gramota.ru - всё о русском языке на страницах справочно - информационного портала. Словари онлайн.

900igr.net - детские презентации и флеш-игры.

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

gramma.ru/ - пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.

i




© 2010-2022