Методическая разработка. Урок по русскому языку

Методическая  разработка урока русского языка в 5 классе поПОФГОС .Тема: "Склонение имен существительных"       Задачи:  обучающие: определять склонения имён существительных, опираясь на содержание таблицы и алгоритма; уточнить понятие «склонение имён существительных» , определить место типов склонения в грамматических категориях части речи, ознакомиться с новыми словарными словами; Развивающие: развивать внимание и память при работе с алгоритмом и выполнении различных заданий; развивать орфографическую зоркость; осуществлять коррекцию функций анализа и синтеза  в процессе мыслительной деятельности; Личностные: прививать  уважение к родному языку; пробуждать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремлённость. Оборудование: смайлики, макет дерева ожиданий, демонстрационные листы, запись на доске. Тип урока: комбинированный.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка в 5 классе

Тема: Три склонения имён существительных.

Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

Задачи: обучающие: определять склонения имён существительных, опираясь на содержание таблицы и алгоритма; уточнить понятие «склонение имён существительных» , определить место типов склонения в грамматических категориях части речи, ознакомиться с новыми словарными словами;

Развивающие: развивать внимание и память при работе с алгоритмом и выполнении различных заданий; развивать орфографическую зоркость; осуществлять коррекцию функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности;

Личностные: прививать уважение к родному языку; пробуждать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремлённость.

Оборудование: смайлики, макет дерева ожиданий, демонстрационные листы, запись на доске.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

й





Актуализация опорных знаний







Постановка учебной проблемы. Решение проблемы (работа в парах)





Совместное открытие знаний











Коллективное составление алгоритма « Как определить склонение существительного»

Первичное закрепление знаний.

Физминутка.

Самостоятельная работа. Игра « Корректор»

















Итоговое задание « Проверь себя»





Подведение итогов урока







Домашнее задание





Рефлексия

Приветствие.

- Сядьте удобно. Улыбнитесь друг другу. С каким настроением пришли на урок?

- Ребята, что вы ждёте сегодня от урока? Напишите на листочках одно ожидание и приклейте на дерево ожиданий.

- запишите в тетрадях дату, слова «классная работа»

Анализ предложения.

Книги учат нас смелости и дружбе.

- Найдите однородные члены предложения.

- К какой части речи относятся они?

- Что общего у этих существительных? ( род,падеж)

- В чём разница? (разные окончания)

- А почему?

- Вижу ваше затруднение. Предлагаю провести научное исследование.



- Измените существительные по падежам.

Тётя, папа, стул, небо, ночь

( окончания выписывает учитель на демонстрационных листах, после выполнения работы вывешивает их на доску и проводит коллективную проверку)

- Что делали в ходе исследования?

- Как называется изменение имён существительных по падежам и числам?

- Какие слова склоняются одинаково?

- окончания- а, - я -это разные окончания? (нет)

- Сколько получилось групп имён существительных с однотипными окончаниями? ( 3)

- эти группы получили название 1,2,3 склонение

- какие существительные

относятся к 1,2,3 склонениям?

- Так почему же сущ. Смелости, дружбе имеют разные окончания?

- О чём мы будем сегодня говорить? Скажите тему урока. Какова цель нашего урока?

1.Поставить существительное в начальную форму.

2.Определить род.

3.Если ж.р.,м.р. на - а, -я - 1скл.

4.м.р., ср.р на -о,-е - 2скл.

5.ж.р. с ь на конце - 3 скл.

1. Задание «Четвёртый лишний» Девочка, рубашка, шапка, стол (м.р.) Почему?

Релаксация « Земля, воздух, огонь и вода»

Словарная работа.

Профессия - корректор. Он читает газеты, книги. Его задача при чтении исправлять ошибки.

Мантия - часть торжественного облачения служителей церкви, у судей - судейская мантия, у учёных- академическая одежда.

На уроке литературы вы скоро будете читать сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Я предлагаю отрывок из этой сказки. Поработайте корректорами.

Дварец. Классная комната. Принцессы. Широкая даска в резной золотой раме. Парта из розового дерива. На бархатной подушке сидит и пишет золотым пиром четырнадцатилетняя королева. Перед ней седобородый Професор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке.

Задания группам.

  1. Списать, исправляя ошибки. Подчеркнуть существительные ж.р., определить их склонение.

  2. Списать, исправляя ошибки. Подчеркнуть существительные м.р. и ср. р., определить их склонение.

Тест.

1.Найдите сущ.:

Белизна, белить, белый

2.Найдите сущ. 1 склонения: вопрос, облако, машина

3.Найдите сущ. 2 склонения: дочь, девочка, санаторий

4.Найдите сущ. 3 склонения: дерево, книга, степь

О чём говорили на уроке?

- Сегодня на уроке я научился, смогла……

-Сегодня на уроке я могу похвалить себя и своих одноклассников за …….

- Как думаете, где вам в жизни могут пригодиться полученные сегодня знания? Какое задание показалось трудным? Что понравилось на уроке?



  1. Выучить теорию по учебнику.

  2. По выбору: а)стр.208, упр.518 б)написать 5-6 предложений на тему «Зима», определить род и склонение всех сущ.

Вернёмся к дереву «ожиданий» Осуществились ли ваши ожидания? С каким настроением уходите с урока?

Здороваются. Показывают смайлики ( своё настроение)

Записывают и вывешивают на дерево листочки « ожиданий»











Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают свои действия.

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока.

















































Выполняют задание.



Выполняют упражнение



Знакомство с лексическим значением слов корректор, мантия. Выполнение заданий.















Выполнение теста. Взаимопроверка. Выставление оценок.





Самоанализ, самооценивание.

Записывают задание.





Ответы уч-ся.







Показывают смайлики.





Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, делать выводы.









Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей, владение монологической формой речи.

Регулятивные УУД: высказывание предложений на основе наблюдений, формулирование темы.























Грамотность, вни мание.

Коммуникативные УУД: проектировать в группе учебную деятельность, обсуждать вопросы,делать выводы, слушать и слышать других.



















© 2010-2022