- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка. Урок по русскому языку
Методическая разработка. Урок по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черноскутова С.П. |
Дата | 16.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Три склонения имён существительных.
Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи: обучающие: определять склонения имён существительных, опираясь на содержание таблицы и алгоритма; уточнить понятие «склонение имён существительных» , определить место типов склонения в грамматических категориях части речи, ознакомиться с новыми словарными словами;
Развивающие: развивать внимание и память при работе с алгоритмом и выполнении различных заданий; развивать орфографическую зоркость; осуществлять коррекцию функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности;
Личностные: прививать уважение к родному языку; пробуждать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремлённость.
Оборудование: смайлики, макет дерева ожиданий, демонстрационные листы, запись на доске.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
й
Актуализация опорных знаний
Постановка учебной проблемы. Решение проблемы (работа в парах)
Совместное открытие знаний
Коллективное составление алгоритма « Как определить склонение существительного»
Первичное закрепление знаний.
Физминутка.
Самостоятельная работа. Игра « Корректор»
Итоговое задание « Проверь себя»
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Рефлексия
Приветствие.
- Сядьте удобно. Улыбнитесь друг другу. С каким настроением пришли на урок?
- Ребята, что вы ждёте сегодня от урока? Напишите на листочках одно ожидание и приклейте на дерево ожиданий.
- запишите в тетрадях дату, слова «классная работа»
Анализ предложения.
Книги учат нас смелости и дружбе.
- Найдите однородные члены предложения.
- К какой части речи относятся они?
- Что общего у этих существительных? ( род,падеж)
- В чём разница? (разные окончания)
- А почему?
- Вижу ваше затруднение. Предлагаю провести научное исследование.
- Измените существительные по падежам.
Тётя, папа, стул, небо, ночь
( окончания выписывает учитель на демонстрационных листах, после выполнения работы вывешивает их на доску и проводит коллективную проверку)
- Что делали в ходе исследования?
- Как называется изменение имён существительных по падежам и числам?
- Какие слова склоняются одинаково?
- окончания- а, - я -это разные окончания? (нет)
- Сколько получилось групп имён существительных с однотипными окончаниями? ( 3)
- эти группы получили название 1,2,3 склонение
- какие существительные
относятся к 1,2,3 склонениям?
- Так почему же сущ. Смелости, дружбе имеют разные окончания?
- О чём мы будем сегодня говорить? Скажите тему урока. Какова цель нашего урока?
1.Поставить существительное в начальную форму.
2.Определить род.
3.Если ж.р.,м.р. на - а, -я - 1скл.
4.м.р., ср.р на -о,-е - 2скл.
5.ж.р. с ь на конце - 3 скл.
1. Задание «Четвёртый лишний» Девочка, рубашка, шапка, стол (м.р.) Почему?
Релаксация « Земля, воздух, огонь и вода»
Словарная работа.
Профессия - корректор. Он читает газеты, книги. Его задача при чтении исправлять ошибки.
Мантия - часть торжественного облачения служителей церкви, у судей - судейская мантия, у учёных- академическая одежда.
На уроке литературы вы скоро будете читать сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Я предлагаю отрывок из этой сказки. Поработайте корректорами.
Дварец. Классная комната. Принцессы. Широкая даска в резной золотой раме. Парта из розового дерива. На бархатной подушке сидит и пишет золотым пиром четырнадцатилетняя королева. Перед ней седобородый Професор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке.
Задания группам.
-
Списать, исправляя ошибки. Подчеркнуть существительные ж.р., определить их склонение.
-
Списать, исправляя ошибки. Подчеркнуть существительные м.р. и ср. р., определить их склонение.
Тест.
1.Найдите сущ.:
Белизна, белить, белый
2.Найдите сущ. 1 склонения: вопрос, облако, машина
3.Найдите сущ. 2 склонения: дочь, девочка, санаторий
4.Найдите сущ. 3 склонения: дерево, книга, степь
О чём говорили на уроке?
- Сегодня на уроке я научился, смогла……
-Сегодня на уроке я могу похвалить себя и своих одноклассников за …….
- Как думаете, где вам в жизни могут пригодиться полученные сегодня знания? Какое задание показалось трудным? Что понравилось на уроке?
-
Выучить теорию по учебнику.
-
По выбору: а)стр.208, упр.518 б)написать 5-6 предложений на тему «Зима», определить род и склонение всех сущ.
Вернёмся к дереву «ожиданий» Осуществились ли ваши ожидания? С каким настроением уходите с урока?
Здороваются. Показывают смайлики ( своё настроение)
Записывают и вывешивают на дерево листочки « ожиданий»
Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают свои действия.
Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока.
Выполняют задание.
Выполняют упражнение
Знакомство с лексическим значением слов корректор, мантия. Выполнение заданий.
Выполнение теста. Взаимопроверка. Выставление оценок.
Самоанализ, самооценивание.
Записывают задание.
Ответы уч-ся.
Показывают смайлики.
Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей, владение монологической формой речи.
Регулятивные УУД: высказывание предложений на основе наблюдений, формулирование темы.
Грамотность, вни мание.
Коммуникативные УУД: проектировать в группе учебную деятельность, обсуждать вопросы,делать выводы, слушать и слышать других.