УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель приветствует класс:

Здравствуйте, ребята!

Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Вот его содержание:

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Дима.

Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.

Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.

Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

Знакомство с новым материалом.

Беседа учителя с учениками:

- Что мы узнали о мальчиках?

- Всё ли понятно вам?

- Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?

- А что обозначают выделенные сочетания слов?

Ученики объясняют значение выделенных сочетаний:

Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде.

Как без рук - совершенно беспомощен.

. Посмотрите внимательно на эти строки и назовите те слова или выражения, которые употребляются в переносном значении. Можете ли вы объяснить, что означают эти выражения?

Эти сочетания называются фразеологизмами.

Давайте запишем тему нашего урока.

- Запишите тему урока в тетрадь.

-Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать о фразеологизмах?

Доска

Богатство и красота, устойчивые выражения, прямое и переносное значение слова, значение фразеологизмов.

Сравним с учебником.

-Что же такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы - это не просто сочетания слов, их называют устойчивыми сочетаниями. А почему? Мы сейчас с вами выясним. Рассмотрите шутливый рисунок. Отгадайте, что проиллюстрировал художник?

- Кто догадался, какой фразеологизм обыгрывается?

-Что означает это выражение?

-А если я заменю слово в составе фразеологизма и скажу так: лежать на телефоне, висеть на турнике или висеть у телефона. Как вы думаете, будут ли эти сочетания иметь значение «долго разговаривать»?

- Значит, какой вывод мы можем сделать?

Работа в группах. Учитель направляет, консультирует. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к подсказке

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз Часто плачет

Глаза разгорелись Узнал истинное положение

Глаза открылись Наедине

Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык Отдавать себя целиком

Ломать голову Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии

Душа в душу Не к чему придраться

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Ребята, трудно вам было определять значения данных фразеологизмов?

-А если вы затрудняетесь определить значения фразеологизмов, где вы можете их посмотреть?

-Правильно, в этом нам помогают словари. Из такого словаря можно узнать не только значение, но и об истории происхождения фразеологизма.

А теперь представьте невероятное. Нарния. Злая колдунья Джадис перепутала фразеологизмы. Попытаемся все и исправить.

Задание: распределить фразеологизмы по значению:

1) "бездельничать"

2) "обманывать"

3) "быстро".

Сломя гол..ву, с...деть сл..жа руки, вт..рать оч(?)ки, корчить лодыря, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).

Теперь я предлагаю выполнить следующее задание

.

Хоть пруд пруди. Кот наплакал.

Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть..

Во все лопатки. Сломя голову.

Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

Слово в слово. Тютелька в тютельку.

Вилами на воде писано.

Комар носа не подточит.

Какой вывод делаем? Синонимы и антонимы.

Русская пословица гласит: «Хромое слово - хромая речь». Чтобы наша речь была не хромой, а красивой, выразительной, надо расширять свой словарный запас, знать много слов и выражений..

2.Напишите сочинение-миниатюру "На уроке", используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).

Рефлексия

Рисунки

оценивание



  • Что такое фразеологизм?

  • Для чего нужны фразеологизмы в речи?

  • Приведите примеры фразеологизмов.



















ЗАДАНИЕ №1

Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз Часто плачет

Глаза разгорелись Узнал истинное положение

Глаза открылись Наедине

Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык Отдавать себя целиком

Ломать голову Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии

Душа в душу Не к чему придраться







ЗАДАНИЕ №2

Распределить фразеологизмы по значению. Задание выполнить на листах.

1) "бездельничать"

2) "обманывать"

3) "быстро".

Сломя гол..ву, с...деть сл..жа руки, вт..рать оч(?)ки, корчить лодыря, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).



















ЗАДАНИЕ №3

Из 4 фразеологизмов выделить "лишний", т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Вычеркнуть лишний.

Хоть пруд пруди. Кот наплакал.

Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.

Во все лопатки. Сломя голову.

Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

Слово в слово. Тютелька в тютельку.

Вилами на воде писано.

Комар носа не подточит.



Задание №4

Напишите сочинение-миниатюру "На уроке", используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений). Задание выполняем в группе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





© 2010-2022