Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Класс : 8

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Задачи урока:

  • Образовательные:

1) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

2) закрепление навыков правописания;

3)обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:

  1. воспитание ответственности за качество своих знаний;

  2. Воспитание любви к родному русскому языку

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Оборудование: Учебник для общеобразовательных учреждений « Русский язык 8 класс» п/р М.М. Разумовской; компьютер; проектор; презентация Power Point;

Карточки для индивидуальной работы



ХОД УРОКА



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап: Организационный момент

1.1 Приветствие

Оформление записей в тетрадях

2этап: Актуализация знаний

2.1

Наш урок сегодня я хотела бы начать с того, чтобы мы с вами вспомнили, как называется наука о языке?

Предлагаю вам вспомнить, что изучает каждый из разделов лингвистики, а для этого вам нужно будет найти соответствие термина и его определения

( слайд 1, приложение 1) Теперь, когда задание выполнено, проверьте правильно ли вы нашли соответствия и если были допущены ошибки - исправьте.

2.2

Обратите внимание на следующий слайд, что вы видите? Чем отличатся данные конструкции?

Какой раздел языкознания будет их изучать? Совершенно верно, мы с вами начинаем подробное изучение синтаксиса и, в частности ,такой синтаксической единицы, как словосочетание. Но прежде чем мы приступим непосредственно к словосочетанию, нам необходимо вспомнить , что же будет являться словосочетанием , а что нет.

Ответы на вопросы учителя, работа с тестовым заданием, самопроверка выполненного задания.





Ответы на вопросы учителя

3 этап: Изучение нового материала

3.1

Откройте учебники , выделите весь теоретический материал, который вам предложен на стр. 31-34, составьте опорный конспект, пользуясь которым, вы сможете рассказать о словосочетания и предложения как синтаксических единиц и их отличиях . Для составления опорного конспекта я могу предложить вам схему, которую вы видите на слайде. Если вам не удобно пользоваться такой схемой , вы можете работать в любой другой форме.

работа с учебником

( изучение материалов учебника, составление опорного конспекта

( стр. 31-34))

4 этап: Первичная проверка усвоения знаний

4.1

Следующее задание, которое я хотела бы вам предложить , будет составление небольшого устного лингвистического высказывания на тему « Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса». При составлении текста пользуйтесь своим конспектом.

Составление собственного текста, устные ответы учащихся

5 этап: Первичное закрепление знаний

5.1

Для того, чтобы укрепить наши новые знания, предлагаю выполнить упражнение № 42 на стр. 33 учебника устно

5.2

Вашему вниманию предлагается следующее задание: мы вспомнили, что все словосочетания делятся на три группы в зависимости от того, какое слово является главным, обратите свое внимание на упр. 45 стр. 34. Прочитайте задание и выполните его письменно в тетрадях. Я бы рекомендовала вам работать в парах со своим соседом по парте.

Выполнение упражнения устно «по цепочке».



Работа в парах, взаимопроверка. По желанию учащихся может быть организована индивидуальная работа у доски с последующей проверкой.

6 этап: Контроль и самопроверка знаний

6.1

И для того, чтобы окончательно убедиться в том, что материал сегодняшнего урока вами усвоен, я хотела бы предложить вам самостоятельную работу по карточкам. Карточки будут разного уровня сложности, и вы можете выбрать себе тот уровень, который наиболее комфортно вам будет выполнять. ( см . приложение)

Зеленый цвет - высокий уровень сложности, выбирайте его, если вы уверены в том, что усвоили весь материал урока.

Голубой цвет - средний уровень сложности, выбор для тех, кто немного сомневается в своих силах.

Желтый цвет - несложные задания для тех ребят, кто по той или иной причине не до конца понял, о чем шла речь на уроке.

Индивидуальная работа с карточками разного уровня сложности

7 этап: Подведение итогов, рефлексия

7.1

По мере того, как вы выполнили задания на карточках, переверните их на обратную сторону. Вашему вниманию предложена таблица, которую я просила бы вас заполнить и сдать мне .

7.2

Итак, когда вы все уже закончили выполнять последнее задание, я хотела бы подвести итоги урока. Сегодня мы подробно разбирались в том, что такое словосочетание, предложение, чем они отличаются. Как вы думаете, а зачем нам это нужно? Пригодится ли вам это в жизни? Где вы сможете использовать полученные сегодня на уроке знания?

Заполнение таблицы рефлексии, сдача выполненных работ



Размышления и высказывания учащихся .

8 этап: Информация о домашнем задании

8.1

Домашнее задание к следующему уроку будет на выбор, вы можете выполнить только одно из заданий, либо оба и получить за это дополнительную оценку.

  1. Стр. 34 упр. 46

- выполнять по заданию

  1. Подготовить сообщение

« Происхождение слова «синтаксис». Что изучает синтаксис?»

Запись домашнего задания



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточка 1 ( зеленая)

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы; выпишите именные словосочетания, надписывая над зависимыми словами вопросы на которые они отвечают

Ты печальна _______________________________________

Ты печальна, ты тоску…шь, ________________________________________

Ты в слезах, моя краса. _______________________________________

А слыхала ль в старой песн…: ________________________________________

Слезы девич…и - роса. ________________________________________

По утру на пол… пала, ________________________________________

А к полудню нет следа. ________________________________________

Так и слезы м…лодые ________________________________________

Ул…тают навсегда, _________________________________________

Словно росы пол…вые, _________________________________________

Знает бог один - куда. _________________________________________

(Л.Мей)



Карточка 2 ( голубая)

Разделите данные словосочетания на группы, вставляя пропущенные буквы:



именные

глагольные

наречные







Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Карточка 3 ( желтая)

Разделите предложенные конструкции на три группы в соответствии с пройденным материалом.

Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык, лист бумаги, в течение часа, идущий человек, по берегу, дом на берегу, дом стоит, рассказывать подробно, удивленный взгляд, читать наизусть, ты печальна, ходить в театр, в саду.



слово

словосочетание

предложение









© 2010-2022