Урок-конференция на тему «Мы и наши родители. «Почитай отца твоего и матерь твою». (по страницам изученных произведений)

Образовательные цели: раскрыть главную проблему изученных произведений – взаимоотношения детей и взрослых; учить детей коллективному сотворчеству; прививать исследовательские навыки при подготовке материала.   Развивающие цели: совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения; развивать творческие способности учащихся.   Воспитательные цели: подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, отве...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конференция по теме

«Мы и наши родители. «Почитай отца твоего и матерь твою».

(по страницам изученных произведений)


(учитель русского языка и литературы Мись Е.В.

школа-гимназия №1, г.Судак)


Образовательные цели:

раскрыть главную проблему изученных произведений - взаимоотношения детей и взрослых;

учить детей коллективному сотворчеству;

прививать исследовательские навыки при подготовке материала.

Развивающие цели:

совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;

формировать у ребят данные качества характера;

воспитывать уважение к чувствам другого.

формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;

Тип урока: урок-конференция.

Форма урока: урок открытых мыслей.

Средства обучения:

Презентации Microsoft PowerPoint;

Подборка литературы по теме;

Отрывки из кинофильмов, видеосюжеты.

Методы:

словесный (слово учителя);

исследовательский (творческие работы);

репродуктивный (беседа по произведениям);

проблемно - поисковый.

Подготовительный этап урока-конференции:

Участники конференции делятся на творческие группы, каждая из которых готовит свое исследование, выступление (защиту проекта) на уроке-конференции по выбранной теме: собирает и анализирует исторический и литературный материал, систематизирует его, готовит свою часть презентации и вопросы к классу для итогового обсуждения. Предварительно было проведено анкетирование.

Участники конференции:

Выступающие: 6 класс - «Притча о блудном сыне», В.Г.Короленко «В дурном обществе».

7 класс - «Поучение Владимира Мономаха», А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

8 класс - А.И.Грин «Алые паруса»

Учащиеся 6-8 классов, родители, учителя, отец Никон.

План урока-конференции:

1. Постановка проблемы:

- Родители и дети. На чем должны основываться взаимоотношения в семье?

- Всегда ли мы внимательны к родителям?

- Что важнее в жизни: собственное счастье либо долг перед родителями?

2. Выступления рабочих групп (защита творческих проектов) по темам:

- «Что главное в воспитании детей?» («Притча о блудном сыне» презентация).

- «Мы и наши родители» (В.Г.Короленко «В дурном обществе» презентация)

- «От Владимира Мономаха до современности: воспитание детей» («Поучения Владимира Мономаха» доклад)

- «Жизненные картинки из Библии» (А.С.Пушкин «Станционный смотритель» презентация)

- «Где берет начало сказка?» (А.И.Грин «Алые паруса» презентация)

3. Обсуждение проблемных вопросов.


Ход урока-конференции

Видео: притча «За день до рождения ребенок спросил у Бога»

Учитель: - Добрый день! Я рада приветствовать вас на конференции, посвященной защите ученических проектов. Тема данной конференции «Мы и наши родители. «Почитай отца твоего и матерь твою». Огромная работа предшествовала сегодняшнему итоговому мероприятию. Участники конференции - это ученики 6-8 классов. Каждый из вас работал над собственным проектом, взяв за основу художественное произведение, тема которого непосредственно касается взаимоотношений родителей и детей. Прослушав ваши сегодняшние выступления, мы постараемся ответить на вопросы, заданные нам не только великими классиками, но и самой жизнью:

- Родители и дети. На чем должны основываться взаимоотношения в семье?

- Всегда ли мы внимательны к родителям?

- Зависит ли жизнь человека от его воспитания в семье?

- Что важнее в жизни: собственное счастье либо долг перед родителями?

Конечно же, наряду с этими, основными вопросами в ходе наших обсуждений возникнет ряд не менее важных вопросов, на которые мы также постараемся дать ответ.

Я не устаю вам повторять, что литература - это отражение жизни во всем многообразии чувств и поступков человека. Начать непростой сегодняшний разговор я хочу с выступлений шестиклассников.

1. I проект. (презентация)

Тема нашего проекта: «Что главное в воспитании детей?» Литературный источник - библейская «Притча о блудном сыне».

Неслучайно мы начинаем свой разговор с библейского сюжета. «Книга книг» - Библия дает нам право размышлять. Всем знаком сюжет притчи. В словаре мы нашли значение слова «блудный». Это прилагательное образовано от глагола «блудить», который имеет два значения:

1. Распутничать.

2. Блуждать, бродить.

Итак, в слове «блудный» соединились прямое значение глагола «блуждать» - ски­таться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, откло­ниться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать. Значит, блуд­ный сын - молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках.

Младший сын нарушил одну из главных заповедей, святую для каж­дого. «Почитай отца твоего и матрь твою». Уход от отца считался тяжким грехом, а сын «пошел в дальнюю сторону», забрав свою долю на­следства. Так почему же отец не удержи­вал его?

Отец, видимо, понимает, что запрет мо­жет привести к тому, что сын возненавидит отца и все равно сделает по-своему. Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «из-под палки». В этом проявля­ются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого.

Мы провели анкетирование среди одноклассников и их родителей. Многие ученики на вопрос: «Как бы вы поступили на месте отца блудного сына?» ответили:

- не простили:

- заставил пройти испытания;

- прогнал из дома.

Родители ответили так:

- сын и так много страдал;

- главное, что сын одумался и вернулся;

- самое главное, что сын жив.

Слова родителей по своей сути совпадают со словами отца блудного сына: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Сын был «мертв», потому что забыл запо­веди Господни и вел распутную жизнь, - те­перь же он осознал свой грех, покаялся - и ожил, к нему вернулась душа.

Наверное, для того чтобы ответить на этот вопрос, действительно нужен жизненный опыт.

На следующий вопрос: «Что отец считал главным в воспитании детей?» мы получили следующие ответы учеников и их родителей:

- любовь;

- всепрощение;

- покаяние:

- «каждый должен учиться на своих ошибках, а родители должны в любой ситуации оставаться близкими своим детям»:

- главное в отношениях отца и сына - не работа, а сердце, не долг, а любовь.

Мы сделали вывод,

- всепрощению нужно учиться;

- блудный сын, став в будущем отцом, станет похожим на своего отца и к собственным детям станет относиться с пониманием, прощением и любовью.

2. Учитель: Герой рассказа Короленко «В дурном обществе» пан Тыбурций Драп говорит главному герою, мальчику, оставшемуся без матери: «может быть, это и хорошо, что твоя дорожка пролегла через нашу…» Эта цитата и легла в основу следующего творческого проекта.

II проект. (презентация)

Тема нашего исследования «Мы и наши родители»

Изучая рассказ Короленко, невольно задумываешься о значении в жизни каждого из нас общечеловеческих нравственных ценностей, проводишь параллель между тем временем и сегодняшней жизнью. И приходишь к мысли, что нельзя размениваться по мелочам, необходимо научиться среди повседневных забот и проблем находить то, что представляло собой во все времена наибольшую ценность. Чтобы, спустя годы, ты не чувствовал вины за грубое слово, оскорбительный поступок, за невозможность сказать «прости» самым близким людям… А кто в жизни может быть ближе и дороже родителей…

В ходе работы нам стало интересно:

1.От чего, по мнению детей, зависит мир и взаимопонимание в семье?

2.Что Вы считаете главным в отношениях детей и родителей?

3. Взаимопонимание и мир в семье. Зависят ли они от социального положения человека?

В решении поставленных проблем нам также очень помогло анкетирование, цель которого: «Определение взаимоотношений в семье, наличие семейных традиций, выявление причин конфликтов между родителями и детьми». Результаты анкетирования вы видите на слайдах.

В нашем классе семьи всех учеников относятся к одному социальному статусу. Но на примере рассказа «В дурном обществе» мы видим, что и «в развалинах старой часовни», невзирая на голод и трудности, может жить счастливая в моральном плане семья. Тогда как финансовое благополучие не принесло счастья семье судьи.

Вы назвали основные составляющие семейного благополучия:

-Любовь:

-забота;

-участие;

-понимание;

-поддержка;

-стремление прийти на помощь;

-вера;

-интерес;

-согласие;

-единодушие.

Закончить свое исследование мы хотим словами одного из главного героев: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

3. Учитель: Как вы заметили, очень часто упоминаются сегодня слова «любовь», «понимание», «забота». Именно эти понятия являются основополагающими в такой науке, как педагогика. Каждый из ваших родителей по сути своей является педагогом, учителем. Но, не каждый учитель, к сожалению, выполняет материнские функции по отношению к своим ученикам. Литература рассказывает нам о тех примерах, когда учитель заменяет своему воспитаннику мать. О каком произведении, изученном в 7 классе, мы можем вспомнить? (В.Распутин «Уроки французского») Давайте скажем, какими качествами обладала Лидия Сергеевна.

Наука педагогика получила свое рождение давно. Об этом слово учащихся 7 классов.

III проект. (доклад)

Тема нашей работы: «От Владимира Мономаха до современности: воспитание детей»

В своей работе мы постарались ответить на следующие вопросы:

- как древнерусские памятники литературы объясняли взаимоотношения отцов и детей;

- что изменилось во взаимоотношениях поколений за годы истории.

В Киевском государстве в XI-XII веках появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания.

Летопись тех лет свидетельствует о покорности детей по отношению к родителям.

Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам - приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце свое грамотицу». Поучение Владимира Мономаха (письменный памятник начала XII в.) содержит целый свод таких обычаев-правил: «при старых молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться», «как можете по силе кормите и придавайте сирот и не давайте сильным погубить человека». В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям, как обеспечить физический рост и здоровье, нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать строго, но и ласково.

Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу.

-Давайте вместе ответим на вопрос: «Что же изменилось во взаимоотношениях детей и родителей со времен Владимира Мономаха?» (дискуссия)

Вывод делается участниками конференции.

4. Учитель: - На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. О каком произведении идет речь? Да, действительно, дочь станционного смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Послушаем защиту следующего творческого проекта.

IV проект. (презентация)

Тема нашей работы: «Жизненные картинки из Библии». Начать свой рассказ я хочу с отрывка одноименного кинофильма.

Мы решили расшифровать эти картинки применительно к героям повести А.Пушкина «Станционный смотритель».

Притча о возвращении блудного сына лежит в основе рассказа «Станционный смотритель». Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина. Они изображали историю блудного сына. Эти картинки символизируют жизненный путь Дуни. Как и на первой картинке - Дуня уходит из дома. Так же, как и на второй картинке - Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями. Она тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке. И последняя картинка о возвращении блудного сына - это когда Дуня приезжает на могилу к отцу. Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от своей дочери, потому что не верит в её счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин так же окружён людьми, которые его обманывали: доктор, Минский. На третьей картинке изображён юноша, который пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице - глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет, как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был ещё недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

Учитель: -Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

(Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

-Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. (Изменение стереотипов).

- О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? (Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом).

- Что вы можете сказать о героине относительно темы конференции «Почитай отца своего»? Можем ли мы сказать, что героиню ожидает будущее без мук совести?

Учитель: Муки совести не дают покоя и герою повести А.Алексина «В тылу как в тылу». Спустя много лет он спешит на встречу к матери… К матери, которой он не видел долгие годы… К сожалению, встречает героя тишина старого кладбища…

Чтение стихотворения подготовленным учеником (Широбоков Захар, 9-Б) - музыка «Мама»

Оксана Озерова, Людмила Ренжина, Виктор Гин

Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.

И нет для них страшнее муки -

Молчанье собственных детей.

Не забывайте Матерей!

Они ни в чём не виноваты.

Как прежде их сердца объяты

Тревогой за своих детей.

Пишите письма Матерям,

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

Не забывайте Матерей!

Ведь для молчанья нет причины,

И глубже с каждым днём морщины

От равнодушия детей.

Средь суеты и праздных дней

Услышьте, Господа и Дамы:

Болит душа у вашей Мамы!

Не забывайте Матерей!

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону,

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

Старушка, сгорбившись, сидела на скамейке,

а слёзы всё катились по щекам...

И хоть была бабулька в телогрейке,

всё ежилась. Так холодно ногам...

Она сидела молча, очень тихо,

конец косыночки всё поднося к глазам,

распухший носик постоянно шмыгал,

а слёзы вновь катились по щекам...

"Мамаша, ноги ведь совсем застыли!

Тебя я видел здесь три дня назад.

Быть может, тебя встретить тут забыли?

Чего сидишь тут столько дней подряд? "

"Мне дочь моя сюда билет купила

и строго приказала тут сидеть.

Но, видно, про меня она забыла..."

"Голубушка, ты погоди реветь.

Нельзя тут на вокзале, понимаешь?

Тебе домой идти давно пора.

Где паспорт твой? Хоть адрес свой ты знаешь?

Промёрзла вся до самого нутра..."

"Дочь паспорт унесла с собой, сказала,

чтоб не украл никто мой документ... "

"Еду и денег дочь не оставляла?"

Старушка вновь заплакала. "Момент."

Дежурный вынес термос. Чай горячий.

И бутерброд с кусочком ветчины.

"Давай, бабуля, малость похомячим...

От голода и холода кранты."

Рука старухи так окоченела,

что кружку не могла совсем держать...

Растёр ей руку. "Что чуть-чуть согрелась?

Теперь пора немного пожевать."

Пьёт чай старушка мелкими глотками,

Жуёт беззубый ротик бутерброд,

А по щекам горячими строками

Обида материнская течёт...

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук -

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Учитель: - Родители - самое ценное, что есть у каждого из нас.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.»

Каждый из вас станет родителем: мамой или папой. Хотели бы вы, чтобы ваши дети поступали с вами так, как вы поступаете со своими родителями?

5. Учитель: В каждой семье свой мир, созданный членами семьи: взрослыми и детьми. Мы уже сказали о том, что социальное положение, богатство либо бедность, не являются главным в отношениях родителей и детей. В мире грязной, полной сплетен и завести Каверне, словно маленький лучик света, счастья и понимания, живет маленькая семья, состоящая из отца Лонгрена и его дочери Ассоль. Слово восьмиклассникам.

V проект. (презентация)

Тема нашего выступления: «Где берет начало сказка?» Мы задались вопросом: «Случилось бы чудо в жизни Ассоль, если бы не было Лонгрена? Алые паруса - награда за доброту и послушание?»

Лонгрен - отец Ассоль, её наставник по жизни, любящий отец. В нем автор пытался показать образец, каким должен быть отец. Ни Лонгрена, ни Ассоль не любили местные жители, т.к. они не были похожи на них, не были такими грубыми и циничными. Лонгрен объяснил дочери, что окружающие их люди просто не умеют по-настоящему любить. Лонгрен был прав. «Надо уметь любить, а этого-то они не могут». Маленькая семья отца и дочери была островком любви и счастья в жестоком мире. Отец не стал разуверять Ассоль, говорить о том, что чуда в жизни не бывает. Девочка верила, и благодаря этой вере и поддержке отца сказка стала реальностью. Именно Лонгрен воспитал ее такой чистой, наивной, верящей в сказку, именно о Лонгрене были первые слова при встрече с Артуром Греем: «А мы возьмем с собой моего Лонгрена?» Я считаю, Лонгрен помог воплощению сказки, не будь его, Ассоль бы не стала счастливой. И Ассоль, и Лонгрен верили в чудо. Мы задали своим одноклассникам вопросы:

«А вы верите в чудо?»

«Родители поддерживают ваши начинания и планы?»

Результаты анкетирования таковы. 32% (из 55 опрошенных) сказали, что «чуда в жизни не бывает», 55% - «родители не интересуются моими мечтами», «пытаются настоять на своей точке зрения». К сожалению, очень часто понимания в семье не достигается. Может быть, причиной тому есть «сложный подростковый возраст», о котором нам так часто напоминают? Наши размышления выразились в статье «Почему нас не понимают» («Крымская пятница» №8 от 24 февраля 2012, sudak.me/pyatnitsa/molodezh/pochemu-nas-ne-ponimayut.html )

Очень часто мы пытаемся вину за произошедшие конфликты «свалить» на другого. Виноват кто угодно, но только не я… Особенно часто виноваты оказываются родители. Неужели они желают нам зла? А может стоит присмотреться к себе и своим поступкам?

Как всегда на сложные жизненные вопросы дает ответ Книга книг. В Библии мы читаем: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Именно мы, дети, должны сделать первый шаг к примирению, потому что это - наши родители, самое главное, что есть на Земле, самое святое.

«Почитай отца своего…» - и тогда Алые паруса непременно появятся в твоей жизни!

Учитель: Мы прослушали выступления творческих групп, может быть, нам теперь немного легче станет ответить на важнейшие вопросы:

- Родители и дети. На чем должны основываться взаимоотношения в семье?

- Всегда ли мы внимательны к родителям?

- Что важнее в жизни: собственное счастье либо долг перед родителями?

Обсуждение.

Учитель: Я хочу, чтобы нашу сегодняшняя встреча завершилась выступлением нашего гостя, человека мудрого, способного дать совет в любой жизненной ситуации, игумена Никона - наместника Свято-Стефано-Сурожского монастыря, настоятеля Свято-Покровского храма.

Выступление отца Никона.

Подводятся итоги конференции, выставляются оценки.

Домашнее задание: написать эссе на тему: "Почитай отца своего и матерь свою…»

© 2010-2022