- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кирейто Н.М. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Исилькуль, Омская область Учитель русского языка и литературы Ольга Михайловна Чебоксарова.
Обобщающий урок по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор»,
8 класс
Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»
между 8а и 8б классами
Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые восьмиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением , обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!
Каждый класс образует команду и садится в круг. Придумывается название.
8а - « Ревизоры », 8б - « Чиновники »
Учитель (Ведущий): Итак, наш первый конкурс - читательский. «Блиц-опрос» по тексту комедии.
- В каком году состоялась премьера комедии « Ревизор»? ( В 1836 )
-В каком городе Хлестаков прокутил последние деньги ? ( В Пензе)
-В какой губернии находится «собственная деревня» Хлестакова?
(В Саратовской)
- Сколько денег получил Хлестаков от чиновников и на что он собирается их потратить? ( Больше тысячи рублей, на игру в карты )
-Кого ставила в пример Марье Антоновне Анна Андреевна?
( «перед тобой твоя мать», себя )
- На какой улице в Петербурге жил приятель Хлестакова Тряпичкин ?
( На Почтамтской )
- О ком в письме Хлестакова говорится « глуп, как сивый мерин»?
( О городничем )
-Сколько лет провёл на службе городничий ? ( 30 лет)
- Закончите фразу : « Вот подлинно, если Бог хочет наказать , так отнимет прежде …» ( разум )
- Сколько времени, по указанию Гоголя, длится немая сцена ?
( полторы минуты )
- О ком гостья говорит : «Да она такова всегда была: я её знаю, посади её за стол, она и ноги свои…»? (Об Анне Андреевне, жене городничего)
- С какими жалобами приходят к Хлестакову слесарша и унтер-офицерша ?
( забрали мужа в солдаты «вне очереди», высекли на площади «по ошибке» )
Подводятся итоги первого конкурса ( это может делать заранее выбранное жюри из независимых экспертов или сам учитель) .
За каждый правильный ответ команде даётся один балл.
Учитель (Ведущий): Второй конкурс - литературоведческий. «Характеристика героя».
За три минуты команды должны на отдельном листе составить обобщённый план - характеристику любого героя . (по баллу за каждое совпадение).
План -характеристика героя произведения ( образец для проверки): -место, занимаемое в произведении;
-общественное, семейное, материальное положение ;
-внешность, манера поведения, особенности костюма ;
-речевая характеристика ;
-жизненные цели, идеалы;
-его отношение к другим действующим лицам ;
-отношение к нему других действующих лиц ;
-приёмы раскрытия авторского отношения к герою;
- значение персонажа в раскрытии идейного замысла произведения ;
- обобщённый смысл образа, его актуальность.
Учитель (Ведущий): Третий конкурс - исследовательский.
« Тайна фамилии»
Командам предлагается высказать свою точку зрения по вопросу « Почему Гоголь дал своему герою такую фамилию - ХЛЕСТАКОВ? Как она помогает понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления?» Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению. За ответы в правильном направлении можно дать от одного до трёх баллов.
Примерный ключ к проверке выполнения задания :
В.В. Набоков писал : « Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение легкости , бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпания об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец ( за вычетом способности довершить и это и любое другое предприятие). Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделён неким обманчивым обаянием , изяществом повесы, услаждающим дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов…
Учитель (Ведущий): Четвёртый конкурс - практический .
« Пять - пять»
Даны пять героев комедии (на доске- таблички с именами, отчествами и фамилиями героев) Командам раздаются конверты с карточками ( 25 карточек ), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного чиновника. Задача каждой команды - найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого чиновника должно быть прикреплено 5 карточек. Время работы- 10 минут. Максимум баллов- 5
Ключ к проверке задания :
Антон Антонович Сквозник - Дмухановский:
-Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;
-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;
- Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай» ;
- В немой сцене он стоит посередине в виде столба , с распростёртыми руками и закинутою назад головой ;
- Ему принадлежит фраза : « Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»
Аммос Фёдорович Ляпкин - Тяпкин :
-«Человек, прочитавший пять или шесть книг» ;
- Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;
- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют» ;
- Судья, коллежский асессор ;
- С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжает должность до сего времени ;
Артемий Филиппович Земляника :
- У него было пятеро детей : Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя ;
-Попечитель богоугодных заведений ;
- « Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут» ;
- « Человек простой, если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет» ;
-« Совершенная свинья в ермолке « ;
Лука Лукич Хлопов:
- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты ;
-Смотритель училищ ;
-Имеет чин титулярного советника ;
- « Протухнул насквозь луком « ;
- Один из его подчинённых «никак не может обойтись без того , чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу» ;
Иван Кузьмич Шпекин :
-« Точь- в - точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также , подлец, пьёт горькую» ;
- « Простодушный до наивности человек» ;
- « Совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживает» ;
- В разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу : « Так точно-с»;
- Почтмейстер, надворный советник.
Учитель (Ведущий): Пятый конкурс - географический.
« Какой же он, Петербург? »
От города Н., где происходит действие комедии, как известно, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». И до Петербурга очень далеко. Но этот город с первых слов произведения входит в него и становится полноправным героем. Ревизор едет инкогнито из Петербурга, Осип разглагольствует о житье - бытье в Петербурге, Анна Андреевна мечтает о самом лучшем доме в Петербурге… Задание командам - нарисовать словами комедии образ этого желанного и призрачного города.
( 5 -7 минут на подготовку)
Примерный ответ таков: Это город вожделенный, манящий, но не существующий на самом деле в комедии, мираж, как мираж «ревизор» Хлестаков. Образ города помогает пониманию идейно- художественного смысла комедии. ( Командам следует найти и зачитать цитаты из пьесы , где идёт упоминание о Петербурге: мечты городничего, монолог Осипа, монолог Хлестакова, письмо Тряпичкину, мечты жены городничего, страхи чиновников перед государственным Советом, департаментом, властью, олицетворением которой является эта северная столица) Главное, что необходимо подчеркнуть в своём словесном описании города: Петербург Гоголя - это сочетание привлекательности и роскоши и страха перед ним как воплощением государственной власти, которая, возможно, накажет чиновников- бюрократов за их грехи.
Учитель (Ведущий): Шестой конкурс - Творческий .
« Пять вдохновений - пять удач! »
Каждой команде предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один - в целом о комедии, другой- о каком- нибудь действующем лице комедии. Для этого напомним учащимся, что синквейн - это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:
1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.
2. Два слова- прилагательные или причастия, ( могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.
3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.
4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению
5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.
Учитель предварительно составляет свои синквейны:
Городничий.
Хитрый, изворотливый.
Ворует, наглеет, бездействует.
Привёл город в упадок.
Бюрократ!!
Смех.
Положительный, оптимистический.
Обличает, высмеивает, бичует.
Гоголь доверяет ему.
Прорвёмся !!
«Ревизор»
Сатирическая, грустная.
Вскрывает, высмеивает, бьёт.
Гоголь пытается изменить мир.
Гений !
Вот что сочинили учащиеся:
Хлестаков .
Врун, взяточник.
Обманывает, бахвальствует, мечтает.
Делу- время, потехе- час.
Плохо!
Хлестаков.
Лживый, самовлюблённый.
Транжирит, придумывает, кутит.
Первый человек, обдуривший городничего.
Пустейший!
«Ревизор»
Поучительная, бессмертная.
Учит, смешит, развивает.
Большому кораблю - большое плавание!
Гениально!
Во время проведения игры можно сделать перерыв- чайную паузу или просто перемену, так как игра рассчитана на два урока .
Домашнее задание : Мы много говорили на уроках о том, над чем смеётся автор комедии. Хотелось бы услышать ответ на вопрос :
« О чём грустит Гоголь в комедии « Ревизор?» Это и будет вашим домашним заданием. Нужно дать письменный развёрнутый ответ на поставленный вопрос.( в тетрадях по литературе)
После завершения игры подводятся итоги, но, думается, что проигравших нет, как нет тех, кто остался бы равнодушным к замечательной комедии Николая Гоголя и его бессмертным, актуальным и в наши дни персонажам.